Соотношение философии с религией, искусством и наукой
Учебное пособие
Подготовил А.В. Орехов
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе человеческих знаний. Это объясняется тем, что ядро философии составляет проблема места и роли человека в окружающем мире.
Какова основная задача философии? Объяснить в полном объеме и на всех уровнях, почему наша жизнь устроена именно так, а не иначе. И как же именно в своих глубинных взаимосвязях она устроена. Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой. Этим и объясняется непреходящая ценность философии, необходимость овладения ею для обретения будущим специалистом надежного ориентира в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.
Философия - это ответы на главные вопросы Вашей жизни, и именно Вашей. Помочь в овладении основами философской культуры - таково назначение предлагаемого учебного пособия. Оно не претендует на раскрытие всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем. Но оно поможет получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии; позволит более полно и глубоко осмыслить состояние современного общества и его связей с природой, предоставит возможность заглянуть в будущее. Однако, все это справедливо лишь в том случае, если обращение к философии не будет случайным и единичным, от аттестации до аттестации, лишь тогда, когда интерес к философскому пониманию мира и его отдельных фрагментов приобретет постоянный характер.
Челябинск, 2017
Основы философии: учебное пособие по дисциплине / Подготовил преподаватель А.В. Орехов. Челябинск,ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики», 2011.
Учебное пособие подготовлено на основе тематических планов и рабочих программ дисциплины «Основы философии», разработанных предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики» в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 030912 Право и организация социального обеспечения, 072501 Дизайн (по отраслям), 080110 Банковское дело, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080118 Страховое дело (по отраслям), 100401 Туризм, 100701 Коммерция (по отраслям), 101101 Гостиничный сервис, 120714 Земельно-имущественные отношения, 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям), 230115 Программирование в компьютерных системах.
Пособие окажет помощь в самостоятельном изучении материала. Рекомендуется для очной и заочной форм обучения, а также для обучения по сокращенной форме обучения на базе ВПО, СПО.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании Методического Совета ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики»
Рецензенты:Пашинцев Е.В., кандидат философских наук, зав. кафедрой философии ФГОУ ВПО «Челябинский институт путей сообщения»
Майер Н.А., преподаватель ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики»
Технический редактор:В.Р. Ананин.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел I. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира. 3
Тема 1.1 Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 3
Тема 1.2 Древневосточная философия. 7
Тема 1.3. Философия Античности. 12
Тема 1.4. Философия Средних веков. 18
Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени. 21
Тема 1.6. Русская философия. 28
Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания. 32
Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии. 32
Тема 2.2. Материя. 35
Тема 2.3. Духовный мир (сознание). 37
Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания. 41
Раздел III. Основные ценности человеческого бытия. 47
Тема 3.1. Аксиология (теория ценностей). 47
Тема 3.2 Философская антропология. Личность и условия ее формирования. 52
Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия. 57
Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека. 62
Тема 4.1. Философия и культура. 62
Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира. 65
Тема 4.3. Философия и основы религиозной картины мира. 70
Тема 4.4. Социальная философия (философия общества). 72
Тема 4.5 Философия и глобальные социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 77
Раздел I. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира
В результате изучения раздела «Роль философии в жизни человека и общества. Основные идеи истории мировой философии» обучающийся должен уметь:
- прослеживать влияние философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли;
- соотносить их с актуальными проблемами современности.
В результате изучения раздела «Роль философии в жизни человека и общества. Основные идеи истории мировой философии» обучающийся должен знать:
- наиболее выдающихся философов и основные идеи, появлявшиеся в истории философии;
- смысл и значение той или иной эпохи развития философии.
Тема 1.1 Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Краткое содержание: Философия и ее основные разделы. Философская картина мира. Соотношение философии с религией, искусством и наукой. Основной вопрос философии. Функции философии.
Философия и ее основные разделы
Философия (греч. phileo - любовь, sophia - мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был известный древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий философ Платон.
Философия включает в себя следующие основные разделы:
· онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии;
· гносеология(греч. gnosis - знание) - учение о познании;
· логика (греч. «искусство рассуждения») - наука о законах мышления;
· этика (греч. ethos - нрав, обычай)- учение о морали;
· эстетика (греч. aisthetikos - чувственный) - учение о прекрасном в жизни и искусстве;
· аксиология(греч. axia - ценность) - теория ценностей;
· социальная философия(лат. socius - общественный) - учение о законах развития общества;
· история философии - учение о развитии философского знания.
Такое деление носит условный характер: все эти разделы тесно переплетаются друг с другом.
Философская картина мира
Картина мира - целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. Выделяют обыденную (повседневную), религиозную, научную и философскую картины мира. Картине мира очень близко понятие мировоззрение. Мировоззрение- целостный взгляд на мир и место человека в нем. Различие между ними в том, что картина мира претендует на объективность, а мировоззрение всегда субъективно. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Наиболее распространенный взгляд на философию: во-первых, как на тип мировоззрения, а во-вторых, как на науку. Исторически выделяются четыре формы мировоззрения:обыденное мировоззрение, мифология, религия и философия.
Ü Обыденное мировоззрение является первоисточником всех других типов. Оно основано на жизненном опыте человека и служит ему ориентиром в повседневной деятельности.
Ü Мифология (греч. mythos) - древнейшее мировоззрение, основанное на фантастическом, эмоционально-образном отношении к миру. Как правило, мифы пытаются дать ответна вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека; опричинах природных явлений; о жизни, судьбе и смерти человека; о чести, долге и морали. Характерными чертами мифаявляются:
• очеловечивание природы, когда неизвестное и опасное сводится к близкому и понятному. Любое явление природы - результат действий духов и божеств, которые так похожи поведением на человека, а значит, их можно задобрить дарами и молитвами;
• слитность с природой: человек и природа - единое целое, древнее сознание не отделяло душу от тела, мысль от чувства, человека от остального сообщества.
• практическая направленность на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.)
Ü Религия(лат. religio - святость)- мировоззрение, основанная на вере в сверхъестественное. Религия зарождается в мифологии, сменяя ее. Религия исследует те же вопросы, что и миф.
Ü Чем же тогда вообще отличается мифология от религии?
· Своей основой - верой в сверхъестественное. В мифологии такого понятия вообще не было: духи, русалки, божества молнии или сна для древних людей были вполне реальны. К этапу возникновения религии человечество уже понимало, что есть норма (естественное), а есть чудо (сверхъестественное) как нарушение этой нормы, выходящее за рамки привычного и повседневного.
· Для религии важнейшая задача - разработка моральных норм человека как пути единения с богом. А в мифе мир духовный никогда не отделялся от мира материального (греческие божества жили в том же мире, что и человек, и соблюдением моральных норм себя не обременяли).
· Для религии характерен больший догматизм. Догма (греч. dogma - решение, мнение) - положение, принимаемое за непреложную истину без всяких доказательств.
Ü Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• опирается не только на эмоции и чувства, а прежде всего на доказательства и логику;
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение в ходе исторического развития прошла три основных стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.
Космоцентризм - типфилософского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы - Бога (преобладал в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового времени, современные философские школы).
В современном мире существуют все типы мировоззрения, они тесно связаны между собой.
Основной вопрос философии
У основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Тот или иной ответ на этот вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ. При решении первой стороны основного вопроса философы разделились на два больших противоположных во взглядах лагеря - идеалистов и материалистов.
Существует три варианта решения первой стороны основного вопроса философии:
· Бытие, внешний мир, вещи и т. д. - реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему. Это - материализм.
· Внешний мир, вещи и т.д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. Этот взгляд подразумевает субъективный идеализм.
· Внешний мир, вещи и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог). Это - объективный идеализм.
И материализм, и идеализм - это монистические философские учения. Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Рене Декарта (1596-1650),который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга равноправными и взаимосвязанными сторонами реальности.
В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно.
Для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин, мы будем называть эту точку зрения гносеологическим оптимизмом. Но есть группа философов, которые оспаривают возможность достоверного познания мира. Это - агностицизм.
Функции философии
Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:
Ü мировоззренческая - рисует целостную и широкую картину мира;
Ü методологическая - вырабатывает принципы и способы освоения действительности;
Ü прогностическая - формулирует гипотезы о тенденциях развития человека и мира;
Ü аксиологическая - обосновывает значение духовных ценностей (добра, красоты и т.д.);
Ü социальная - охватывает различные стороны общественной жизни;
Ü общекультурная -является показателем уровня образованности и культуры;
Ü интегрирующая -систематизирует данные частных наук, является общей «наукой наук»;
Ü критическая -критикует устаревшие нормы ; формирует недогматическое мышление.
Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого существования, о наиболее общих характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.
Философия помогает ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей.Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия состоит из разделов, основными из которых являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, аксиология, социальная философия и история философии. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. У основного вопроса философии две стороны: вопрос об отношении бытия и сознания и вопрос о познаваемости мира. Философия выполняет ряд важных функций, основными из которых являютсямировоззренческая, методологическая, прогностическая, аксиологическая, социальная, общекультурная, интегрирующая и критическая.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Нужна ли философия обществу? А лично Вам? Прокомментируйте свою точку зрения.
2. Чем различаются между собой религиозное и мифологическое мировоззрения?
3. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических форм мировоззрения?
4. Сводима ли философия к науке?
5. В чем состоит основной вопрос философии?
6. Перечислите основные функции философии. Какие еще функции можно добавить к этому списку? Обоснуйте свой ответ.
Тема 1.2 Древневосточная философия
Краткое содержание: Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Буддизм. Философия Древнего Китая. Основные этапы развития китайской философии. Конфуцианство. Даосизм. Легизм.
Философия Древней Индии
В древнеиндийской цивилизации сформировалось несколько оригинальных и тщательно разработанных философских систем. Их фундаментом во многом являются «Веды»(в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с начала III тысячелетия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них:
· сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни; учение о реинкарнации, т.е. переселении души из тела в тело;
· карма- закон воздаяния;предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для этого душа может пройти много земных жизней.)
· ахимса- единство всех форм жизни на земле (человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда никому, отказ от убийства.
Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет найден путь избавления от них. Соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории.
Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий.
Древнеиндийские философские школы | |
Ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») | Неортодоксальные ( не признающие авторитет «Вед») |
веданта йога вайшешика ньяя миманса санкхья | локаята (чарвака) джайнизм буддизм |
Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:
· веданта(санскр.- «завершение «Вед»)предлагает тщательно изучать тексты «Вед», поскольку в них уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать непонятные места и выявлять скрытый в них смысл;
· йогадобавляет к этому систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, полное отрешение от боли и страданий;
· вайшешика (санскр. - «особенный») считает: для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие категории познания и бытия, правила логики, учение об атомах.
· ньяя (санскр. - «правило») близка вайшешике. Мир существует независимо от сознания, и без его правильного познания нельзя добиться освобождения человека от желаний и страстей Освобождение, мокша - это свобода от оков тела и чувств.
· миманса (санскр.- «размышление»), как и веданта, главное внимание уделяет защите и оправданию ведийских ритуалов, многие из которых становились с веками все непонятнее. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения от страданий.
· санкхья(санскр. - «перечисление») стоит на позициях дуализма. Основной идеей этой школы является противопоставление двух вечных начал: пракрити (материи) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Человек может избавиться от земных страданий, освободив пуруши от пракрити.
Неортодоксальные школы предлагают более нетрадиционные способы освобождения от тягот и лишений жизни и обязательно связанного с этим страдания:
§ локаятастоит на позициях материализма,отрицает законы кармы, сансары, жизнь после смерти. Со страданием может справиться лишь удовольствие. Смерть неизбежна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Чарвака - более поздняя разновидность этой школы.
§ джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь избавления от тирании тела - аскетизм и ахимса;
§ буддизм- наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (санскр. - «угасание») - блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий).
Буддизм основал Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), названный Буддой (т.е. достигшим просветления). Согласно легенде, он был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Гаутама воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную процессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвятить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом приобретало все большее число сторонников, становилось все более и более популярным.
Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване - ведет «восьмеричный путь». У этого пути есть несколько обязательных этапов:
· праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь - это страдание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если во всем и всегда следовать «восьмеричному пути»;
· праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от суеты окружающего мира и со всей строгостью следовать путем, предначертанным Буддой;
· праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;
· праведное поведение есть неуклонное и беспрекословное подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголя и наркотиков»;
· праведное занятие - это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;
· праведное усилие есть упорная и постоянная борьба с соблазнами;
· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;
· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.
Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для земной жизни и постоянно сопутствующих ей нескончаемых человеческих страданий.
Из знакомства с «восьмеричным путем», который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. Главное - указать путь для спасения человека и избавления его от страданий, а не размышлять о причинах и основаниях бытия.
Таким образом, в древнеиндийской философии представлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.
Философия Древнего Китая
Основные этапы развития китайской философии
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
Этапы развития китайской философии | Основное содержание этапа |
VII в. до н. э. - III в. н. э. | Зарождение и становление древнейших национальных философских школ |
III - XIX вв. н. э | Проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы |
ХХ в. н. э. - современный этап | Постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии |
Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до нашей эры. На фоне накопленного к этому времени обществом опыта мифология, ранее претендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призвана была найти формирующаяся философия. Наиболее влиятельными национальными философскими учениямив Китае являлись даосизм, конфуцианство и легизм.
Даосизм- древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Ли Эр (604 г. - VI вв. до н. э.), более известный под именем Лао Цзы («Старый Учитель»). Его cчитают автором книги «Даодэцзин» («Учение о Дао и Дэ», или «Книга о пути и силе»).
Основными понятиями даосизма являются Даои Дэ.
Дао имеет два значения:
· путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный закон существования мира;
· первоначало, от которого произошел весь мир, энергетически емкая пустота.
Дао - естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически - не как жесткая предопределенность, а как вечное движение и изменение.
Дэ - энергия, исходящая свыше, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.
В китайской философии все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
Для даосизма судьба - переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь-ян - круг, разделенный на две равные части, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человеком называют и мужчину, и женщину. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие.
Основные идеидаосизма:
· все в мире взаимосвязано и развивается согласно Дао - естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении;
· мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, поэтому вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя пытаться управлять высшими законами природы (принцип у-вей);
· особа императора священна, только он имеет духовный контакт с богами и высшими силами;
· цель человека - гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей;
· развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.
Конфуцианство основал Кун Фу Цзы (551-479 до н.э.), считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом. В европейской традиции его имя звучит как Конфуций.Ученики Кун Фу Цзы, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). В этой работе изложены следующие основные идеи:
· человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание;
· древность - идеальная эпоха благородных людей. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций;
· традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все правила этикета («ли»), то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла.
· Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков; живым воплощением древних традиций являются родители и старшие люди.
· Представители конфуцианства выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.
· согласно Кун Фу Цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - «жень»;
· исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути - превращение человека в средоточие всех добродетелей - благородного мужа.
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
Как вести себя в обществе? Учение Конфуциядает такие ответы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.
Как управлять людьми? Большое внимание Конфуций уделяет вопросам, каким должен быть начальник (руководитель) и подчиненный.
Руководитель долженобладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели («бадао»); обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен: быть лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. До середины ХХ века оно было официальной идеологией Китая.
Легизм (школа законников, или Фацзя) также являлся важным социальным учением Древнего Китая.Его основателями были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
Основные принципы легизма:
· человек обладает изначально злой природой, а движущая сила его поступков - личные интересы;
· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
· основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
· основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
· государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
· государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм), подробно разработанные в китайской философии, стали весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической философии последних десятилетий. Идеи легизма также имеют много сторонников, в том числе и в современной России.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
Основой древнеиндийской философии являются древние священные тексты - «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданием. Цель большинства философских школ - поиск пути избавления от страданий. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предлагающий практические предписания для достижения нирваны - блаженного состояния отрешенности от жизненных страданий.
Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Цель даосизма - гармоничное слияние человека с природой,согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой. Цель философии конфуцианства - формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, заботящегося об окружающих, вежливого и знающего традиции. Цель легизма - создание сильного централизованного правового государства.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из этих школ.
2. Укажите основные положения философии буддизма.
3. Каковы основные положения даосизма? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.
4. Назовите основные идеи Кун Фу Цзы. Выделите наиболее важные.
5. Актуальны ли философские идеи легизма для современной России?
Тема 1.3. Философия Античности
Краткое содержание: От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии. Этапы и периоды развития античной философии. Период становления античной фи