Составитель А. А. Свириденко, доктор философских наук, профессор.
Философия является одной из фундаментальных дисциплин гуманитарного цикла.
Изучение данной дисциплины необходимо представителям любого профиля, любой специальности. Познание основных положений философии позволит студентам более эффективно овладеть знаниями экономики, математики, политологии, информатики, физики и основами других наук.
Изучение философии способствует формированию и развитию логического и абстрактного мышления. Философия выступает в качестве методической базы для конкретных наук.
В процессе изучения философии студентам читается курс лекций, проводятся семинарские занятия. Студенты заочной формы обучения выполняют в процессе обучения две контрольных работы. По окончании первого семестра по философии проводится коллоквиум, по окончании учебного года студенты сдают экзамен. Допускается сдача коллоквиума путем защиты реферативной работы. Методическое пособие содержит 15 вариантов письменных (реферативных) работ и 15 вариантов контрольных работ для студентов заочной формы обучения, а также планы проведения семинарских занятий.
Методическое пособие предназначено для профессорского – преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов. Методическое пособие содержит вопросы, выносимые на коллоквиум, к зачету и к экзаменам. Пособие составлено с учетом требований ФГОС III поколения.
Ил. Библиоф. Наименований
Под общей редакцией: доктора философских наук, профессора Кирикова Олега Ивановича
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, (коллоквиумам) и экзаменам
Содержание
Введение 5
Вопросы к зачету 8
Вопросы к экзамену 10
Тематика лекционного курса 15
Тематика практических занятий 18
Планы семинарских занятий 19
Список дополнительной литературы 31
Примерный вариант тестов для электронного тестирования 32
Требования к выполнению контрольных и письменных работ 44
Варианты контрольных работ 48
Введение
Методические рекомендации по подготовке к семинарам, зачетам (коллоквиумам) и экзаменам.
В соответствии с ФГОС III поколения студенты, получающие квалификацию «бакалавр», независимо от направления и специальности по окончании семестра сдают зачет (коллоквиум), а по окончании курса философии сдают экзамен. Основой успешной сдачи экзамена и зачета является систематическая самоподготовка и работа с литературой.
При подготовке к зачету или экзаменам большую помощь может оказать конспект лекционного курса. Конспект есть краткая запись курса, в которой в сжатой форме излагается суть вопроса. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, графики и т. п.
При подготовке к сдаче зачета, коллоквиума или экзамена, а так же при подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться с изложением темы, вопроса, или раздела в нескольких источниках:
- два – три учебника;
- монографии, статьи, доклады;
- периодическая литература;
- Интернет – ресурсы.
Затем полезно закрепить полученную информацию чтением конспекта.
Очень часто студенты интересуются, а можно ли писать ответ на листке бумаги? Конечно, все в памяти удержать весьма трудно, поэтому можно набросать план ответа на бумаге.
Но, именно план или тезисы, а не сплошной текст. Многие студенты распечатывают материал из Интернета и считают, что на этом подготовка закончилась. На семинаре студент читает текст и психологически привязан к нему. Зачастую студент даже не понимает что читает. И вопрос: «А как Вы понимаете то или иное положение?» ставит отвечающего в тупик. Да и оценивается не умение читать, а умение рассуждать, обобщать и делать выводы. Поэтому план-конспект или опорный конспект являются наиболее целесообразным. План ответа предполагает, что отвечающий дает определение, раскрывает его содержание, приводит соответствующие примеры и делает вывод. В зависимости от ответа – называются источники, к которым студент обращался в процессе подготовки.
Установлены следующие критерии оценок: Дано определение, раскрыто его содержание, приведены соответствующие примеры проявления того или иного фактора в сознании, обществе и природе, сделан обобщающий вывод, обозначены источники литературы. Студент уверенно ответил на дополнительные вопросы – «отлично».
Определение сформировано нечетко. Приведенные примеры не совсем отражают материал ответа, содержание ответа раскрыто, но, имеются некоторые неточности. Вывод неполный; расплывчатый. Количество исследуемых источников слишком малочисленно – «хорошо».
Определение не в полной мере соответствует излагаемой теме. При раскрытии содержания определения допущены существенные неточности. Вывод сформулирован неверно или не сформулирован вовсе. На дополнительные вопросы студент ответить затрудняется. Источники не названы или их количество не превышает одного. А так же если один из вопросов билета не раскрыт – «удовлетворительно».
Студент затрудняется дать определение. Не может раскрыть суть данного определения. Не может привести соответствующие примеры. Вывод отсутствует либо не соответствует содержанию вопроса. Дать ответить на дополнительные вопросы студент не может. Источники, которыми пользовался при подготовке, не названы – «неудовлетворительно».
Экзамен и зачет (коллоквиум) предусмотрен в устной форме. Листок с планом ответа хранится вместе с протоколами экзамена. При зачете (коллоквиуме) хранятся только протоколы.
Коллоквиум представляет собой обсуждение наиболее сложных вопросов (тем), вынесенных преподавателем на обсуждение. По результатам коллоквиума ставится оценка. При проведении зачета проставляется «зачтено», или «не зачтено».Результаты коллоквиума в зачетку не выставляются.
Вопросы к зачету
1. Роль философии в жизни общества.
Функции философии и ее структура.
2. Понятие философии. Связь философии с другими науками.
3. Основной вопрос философии, его субстанциональная и гносеологическая сторона.
4. Диалектика и метафизика.
5. Философия Древнего Востока.
6. Античная философия.
7.Философия Древних веков.
8. Философия эпохи Возрождения.
9. Философия Нового Времени.
10. Немецкая классическая философия.
11. Немецкая материалистическая философия.
12. Русская философия.
13. Современная западная философия.
14. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
15. Закон единства и борьбы противоположностей.
16. Закон отрицания отрицания.
17. Сознание и его сущность.
18. Индивидуальное и общественное сознание.
19. Основные факторы общественного сознания.
20. Категории диалектики (необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное и общее, причина и следствие).
21. Бытие, понятие и характеристика.
22. Духовное бытие.
23. Понятие и характеристика пространства.
24. Время, материя и движение.
25. Диалектика как наука и метод изучения. Основные принципы диалектики.
26.Метафизика и ее современное понимание.
27. Политическое и правовое сознание, их роль в жизни общества.
28. Рациональное и чувственное сознание.
29. Общественная психология и идеология. Обыденное и теоретическое сознание.
30. Понятие природы. Живая и неживая природа. Вторая природа. Ноосфера.
Вопросы к экзамену.
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.
2. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
3. Основные законы диалектики. Понятие, характеристика, значение.
4. Прогресс и глобальные проблемы человечества.
5. Категории диалектики (связи детерминации): необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность.
6. Обыденное и теоретическое сознание.
7. Универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
8. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
9. Бытие и его основные формы. Понятие материи в философии и его значение.
10. Личность: ее формирование и развитие Проблема свободы и ответственности личности.
11. Основной вопрос философии его две стороны.
12. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
13. Философия Древнего Востока, понятие и характеристика.
14. Немецкая материалистическая философия.
15. Отражение как всеобщее свойство. Эволюция форм отражения действительности.
16. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе.
17. Средневековая философия. Спор номиналистов и реалистов.
18. Производительные силы, понятие, сущность, основные элементы.
19. Понятие природы. Живая и неживая природа, вторая природа, учение о ноосфере.
20. Г.Гегель и его вклад в развитие диалектического учения.
21. Основные виды противоречий. Особенности противоречий в общественной жизни.
22. Понятие цивилизации. Цивилизация как социальное явление. Мировая цивилизация и основные этапы ее становления и развития.
23. Движение, понятие и философская характеристика. Движение и покой. Формы движения и их взаимосвязь
24. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных отношений.
25. Релятивистский и субстанциональный подходы к вопросам времени, пространства и материи.
26. Основные методы научного познания.
27. Эстетическое сознание, его сущность, структура, функции.
28. Общество и его структура (демографическая, поселенческая, этническая, профессионально – образовательная и т. п.)
29. Философия Нового времени. Понятие и характеристика.
30. Основные формы философского мировоззрения, и его ключевые проблемы: мир, человек, космос, Бог, бытие и сознание.
31. Диалектика природы и общества. Сущность экологических проблем и пути их решения.
32. Государство и его сущность, происхождение, основные признаки, функции и формы.
33. Исторические этапы в развитии философии, их особенности.
34. Аксиология, понятие, характеристика, значение.
35. Связь философии с другими науками. Роль философии в развитии других наук.
36. Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания.
37. Производственные отношения, их характеристика.
38. Немецкая классическая философия и ее представители: Кант, Фейербах, и др.
39. Эволюционное и революционное развитие, понятие и характеристика.
40. Пространство и время. Естественно – научное и революционное развитие, понятие и характеристика.
41. Социальная структура общества и ее развитие. Массы социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации. Социальные отношения и их развитие.
42. Структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, система, структура.
43. Политическая система общества и ее элементы. Демократия как социальный институт.
44. Понятие истины. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее конкретность.
45. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества.
46. Сознание, понятие и сущность. Его структура и функции. Основные факторы формирования и развития сознания.
47. Человек, его природа и сущность. Человек, индивид, личность.
48. Закон отрицания отрицания. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.
49. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания.
50. Античная философия, понятие, характеристика, особенности.
51. Познание и его возможности. Знание и вера.
52. Общественное производство и его структура. Материальное и духовное производство.
53. Духовная жизнь общества и его структура. Общественное сознание и общественное бытие.
54. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
55. Понятие и характеристика культуры. Единство и многообразие культур.
56. Закон единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества и познания.
57. Диалектический характер познания. Чувственное и рациональное познание, их формы.
58. Политическое и правовое сознание, их роль в общественной жизни.
59. Философия русского космизма. Понятие, сущность, значение.
60. Современная западная философия. Философия и религия, взаимосвязь и различие.
61. Философия религии и религиозная философия. Наука и религия сегодня.
62. Роль и место образования в системе культуры. Специфика социально – гуманитарного знания.
63. Религия и ее роль в духовной жизни человека.
64. Философские проблемы человека, свободы и творчества в философии Н.А.Бердяева.
65. Материализм и идеализм в античной философии. Демокрит и Платон.
66. Учение Платона о мире идей и идеальном государстве. Историческая роль этого учения.
67. Жизнь и философия Сократа. Начало философской антропологии.
68. Основные формы философии: религиозная, литературно – художественная, научная, бытовая.
69. Предпосылки возникновения философии: общие и частные.
70. Глобальные проблемы современности.
Тематика лекционного курса.
№ п/п | Наименование темы | Форма обучения | ||
очная | очно-заочная | заочная | ||
I семестр | ||||
1. | Философия, круг ее проблем и роль в обществе | |||
2. | Философия Древнего Востока, Античная и средневековая философия. Философия Эпох возрождения. | |||
3. | Философия Нового времени, немецкая классическая и немецкая материалистическая философия, русская философия, современная, Западная философия. | |||
4. | Диалектика, ее принципы, законы и категории связи детерминации. | |||
5. | Философское понимание мира: бытие, пространство, время, материя и движение. Понятие природы, живая и не живая, вторая природа. | |||
6. | Сознание и его сущность, природа сознания. | |||
II семестр | ||||
7. | Проблема познания в философии | |||
8. | Общество: основы философского анализа. | |||
9. | Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура. | |||
10. | Проблема человека в философии. Личность и общество. | |||
11. | Цивилизация, культура, ценности. | |||
12. | Прогресс и глобальные проблемы современности. | |||
Всего лекционных часов | ||||
№ п/п | Тематика практических семинарских занятий | Форма обучения | ||
очная | очно-заочная | заочная | ||
I семестр | ||||
1. | Становление и развитие философии. Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика. | |||
2. | Исторические типы философии: Философия Древнего Востока, античная философия, философия средних веков и Эпохи возрождения. | |||
3. | Философия Нового времени, немецкая классическая и немецкая материалистическая философия. Русская философия, современная Западная философия. | |||
4. | Диалектика, ее принципы и законы, категории диалектики, связи детерминации. | |||
5. | Философское понимание мира: бытие, пространство, материя, движение, время. Понятие природы. Живая и неживая природа, вторая природа, учение о ноосфере. | |||
6. | Сознание, его сущность, структура, формы сознания. | |||
II семестр | ||||
7. | Проблемы познания в философии. Познание как процесс. Критерий истины. | |||
8. | Общество как развивающаяся система. Структура общества. Социальная стратификация, классы и сословия, духовное бытие общества. | |||
9. | Проблема человека в философии. Личность и общество. | |||
10. | Цивилизация, культура, ценности. | |||
11. | Прогресс и глобальные проблемы современности. | |||
Всего часов |
Планы семинарских занятий