Схема 43. Воздействие технологического и экономического способов производства на жизнь общества
Европейская цивилизация имеет своей основой правовое государство, выдвижение в центр общественной жизни личности, как высшей ценности, интенсивное общение между людьми. В ней развиваются требования новизны и результативности, постоянного увеличения знания, свободы и самостоятельности индивида, как познающего субъекта.
Если вести речь о культурно-исторической общности, то к типу европейской цивилизации можно отнести такие страны, как государства Европы, США, Великобритании и Канады. Вместе с тем, культура их весьма различна по характеру (англо-саксонская, романо-германская, славянская). А такая страна как Турция сочетает в себе черты европейской и восточной цивилизаций. Кроме того, цивилизации рознятся и по времени возникновения, упадка и гибели. Скажем, древние цивилизации (шумерская, халдейская, древнесемитская). Можно с достаточной уверенностью говорить и о конфессиональной структуре цивилизаций. Так, согласно классификации А. Тойнби, сегодня следует различать западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую и дальневосточную цивилизации. Другой подход предлагают такие философы, как Белл, КуусиПекка, Тофлер. Они берут за основание степень развития производительных сил. Исходя из этого, можно выделить следующие цивилизации:
- предцивилизация (архаическое первобытное общество);
- аграрно-ремесленная цивилизация (рабовладельческое и феодальное общество);
- индустриальная цивилизация (промышленный капитализм).
С точки зрения анализа социально-политической жизни можно выделить следующие типы цивилизаций — традиционные, либеральные и промежуточные.
Традиционные - это начальный этап, этап преодоления варварства. Такие небольшие общности основывались на господстве общинных ценностей, уважении возраста, авторитета. Здесь характерно господство аграрно-ремесленного производства, деспотическая форма правления.
К либеральному типу относятся западные цивилизации, основанные на культурном и политическом плюрализме. Правовая система рассматривается как высшая ценность общества. Своими корнями они (цивилизации) уходят в античную цивилизацию. Рынок и частная собственность порождают систему правовых институтов, дающих гарантии индивиду и приоритет собственников.
Промежуточный или переходный тип цивилизации возникает при необходимости строительства гигантских сооружений (каналы, плотины), а так же при необходимости защиты территории от внешних угроз или завоевания сопредельных территорий. В данном случае объединяются разнородные дотрадициям и ценностям локальные общества часто путем насильственной политики государства.
Характерным показателем уровня развития цивилизации может служить способ трансляции (передачи) информации. В основном, это происходит в двух формах — знание через деятельность (показ, игра), знание в форме знака (буквы) языка. Эти формы взаимосвязаны, но в отдельных цивилизациях могут преобладать ритуальные формы или, наоборот, языковые, словесные (так называемые вербальные), или в форме семейных (родовых, общинных) традиций. Очень большую роль в цивилизациях различного типа играет культурно-религиозное единство.
Итак, цивилизации имеют большую устойчивость во времени и пространстве, основываются на всеобщих нормах, регулирующих связи индивидов и социальных групп.
Важнейшим элементом цивилизации следует считать культуру.
Схема 44. Культура
Культура - понятие общеисторическое и общефилософское. Данный термин происходит от латинского «cultura» — возделывание, образование, воспитание, развитие. Первоначально под культурой понималась деятельность по возделыванию почвы. В Римской империи, в ее поздний период, а так же в эпоху средних веков, культура становится понятием, тождественным городскому укладу жизни, и связывалась с теми бытовыми благами, которые давал жителю город.
В эпоху Возрождения на культуру смотрели как на признак личного совершенства. Культура в эпоху Ренессанса ассоциируется с духовной деятельностью — наукой, искусством, моралью, философией, религией. Кроме того, культура рассматривалась как возрождение античной традиции духовной деятельности, как совокупность правил (образцов) поведения. Определение культуры как социального явления появляется уже в XVIII веке.
По мнению просветителей, культура должна представлять собой интеллектуальную, творческую деятельность, наивысшая цель культуры -совершенствование разума. И.Кант различает культуру умения и культуру дисциплины. Умение дает возможность реализовать цели, а дисциплина способствует постановке осмысленных целей, свободных от мечтаний и ненужных желаний. Кант связывает науку и искусство в понятии культура.
По Гегелю, культура — начальное и завершающее звено самосознания абсолютной идеи. Своеобразный подход к культуре виден у Шпенглера. В своей концепции «Локальных цивилизаций» он рассматривает культуру по аналогии с биологическим организмом, который в каждом отдельном случае замкнутый и неповторимый. Культуры проходят те же стадии, что и живые организмы — рождение, расцвет, надлом (старение), упадок и гибель. К.Маркс подходит к культуре с позиций классовой теории. В XX веке изучение культуры осуществляется, в основном, в этнографическом и социально-антропологическом аспекте.
Дискуссионный вариант определения культуры
Классический вариант определения культуры
Общественная психология третьего уровня | |||
Политическая и духовная надстройка | |||
Общественная психология второго уровня | |||
Тип и форма семьи | Экономические отношения | Экономический базис | Социально-этническая общность |
Форма организации общественного хозяйства |
Появляется интерес к языку, как основе, для изучения культуры.
Несмотря на все многообразие определений культуры, можно выделить три основных подхода к культуре:
Эмпирический, описательный подход, где культура рассматривается как сумма, результат всей деятельности человека. При этом подходе, культура рассматривается как статичная категория в виде системы продуктов человеческой деятельности. Материальная и духовная культура противопоставляются, хотя они тесно взаимосвязаны.
2. Оценочный (аксиологический) подход — культурность и некультурность определяется путем соотношения ценностей с избранным эталоном. Например, европейская культура, азиатская культура.
3. Деятельностный подход определяет культуру как внебиологический, специфический человеческий вид деятельности.
В современной литературе используются все три подхода, хотя превалирует деятельностный подход.
Основными функциями культуры являются:
1. Познавательная - достижения культуры выступают как новые способы познания окружающего мира;
2.Информативная - связана с накоплением и трансляцией информации в различных направлениях от одного поколения к другому, от одного народа к другому и т.д.;
3.Коммуникативная - дает возможность общения друг с другом;
4.Нормативная функция - выражает ценности, регулирующие различные стороны человеческой жизни
5. Гуманистическая функция - связанная с регулированием развития общества и человека исходя из принципов социальной справедливости.
Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры. Ценности в их многообразии являются предметом такого философского учения как аксиология (от греч. axios — ценности и logos — наука (знание) — наука о ценностях). Ценности позволяют более полно познать специфику человеческой деятельности, общества. Ценностные ориентации определяют характер жизнедеятельности индивида, а также служат фактором консолидации людей, интеграции их в общество. Философы давно спорят — является ли ценность атрибутом вещи или она есть результат оценивания?
В первом случае ценность выступает как понятие объективное, во втором — как результат субъективно-оценочного суждения.
Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности. Ценность отнюдь не свойство вещи, а отношение между мыслью и действительностью. Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Например, для античной Греции самым ценным считалось гармоничное проявление жизни, а для Древнего Египта — культ смерти, подготовка к которой была смыслом жизни.
Классифицировать ценности можно следующим образом:
1. Экзистенциальные (каждодневные, бытовые).
2. Эссенциальные (вытекают из родовой сущности человека, из потребностей общения с себе подобными).
3. Наличные (уже реализованные ценности).
4. Идеальные (мечты и помыслы).
5. Желательные (получение чего-либо, реализация потребностей).
6. Нормативные (правовые, нравственные требования).
Ценности — суть явления материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью для личности, социальной группы, общества в целом, и они служат для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Вопрос о смысле жизни можно считать основным вопросом аксиологии. Жизнь, безусловно, — высшая ценность.
Ценности осознаются либо не осознаются, или осознаются неадекватно. В то же время любой вариант осознания ценностей выступает в форме оценки. Оценка не стремится к достижению соответствия между познанием и действительным положением вещей. Она является осознанием вещей и их свойств, как необходимо важных для индивида.
В оценке, как правило, доминирует субъективный момент. Ценность есть отношение между мыслью и действительностью. Таким образом, ценностью считается то, что обладает положительной значимостью для человека. А значимость, в свою очередь, определяется, отнюдь, не свойствами предмета, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. (Помните, у Марка Твена в «Принц и нищий» Том колол орехи государственной печатью, не найдя ей другого применения).
Вопросы для повторения
1. Что такое культура?
2. Что такое цивилизация?
3. Какие Вам известны типы цивилизаций?
4. Что такое элитарная, массовая культура? Каково их влияние на личность?
5. Что понимается под аксиологией?
6. Что такое ценность?
Литература
1. Межуев В.М. Культура и историзм М.:1997.
2. Арнольдов И.А. Культура и современность М.,1989.
З. Ленин В.И. О культуре. Поли. Собр. Соч. Т.4.
4. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры .Ереван 1988.
5. Сорокин П.К. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.
6. Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, 2002.
Глава V