Философское понимание общества как системы
|
оциальная философия рассматривает обществокак целостную систему. Ее главными задачами являются определение, прежде всего, его структуры, т.е. формы его бытия
и закономерностей, основных ступеней движущих сил, его развития.
В понимании сущности и закономерностей развития общества существуют различные концепции, крайне противоположными являются идеалистический и материалистические подходы. Если идеализм считает основой развития и функционирования общества духовное начало, то для материалистического подхода фундаментом является материально-экономические факторы. Но это не значит, что современная материалистическая диалектика стоит на позициях вульгарного материализма, она признает зависимость духовного от материального, в конечном счете, при решении основного принципиального вопроса, что из них является первичным в историческом процессе. При этом утверждая определяющую роль объективных законов, материалистическая диалектика не снижает значение субъективного фактора в историческом процессе.
Задача философской науки - исследовать строение общества, выявить в историческом процессе закономерности его развития и функционирования. Философия, в отличие от конкретных наук, имеет целью исследовать всеобщее в историческом процессе. Поэтому философия является методологической основой и для других общественных наук.
Развитие и функционирование общества может быть рассмотрено с позиции цивилизационного и формационного подходов. Абсолютизация любого из них ведет к искажению объективных закономерностей развития общества.
Формы общественного бытия могут быть различны: материальное, включающее в себя технико-технологическое; материально-экономическое, экологическое и демографическое бытие; политическое бытие и духовное бытие общества. Одной из форм развитие является материальное бытие общества — т.е. материально-экономические отношения людей друг к другу и материальные условия жизни общества в целом.
Современный философский взгляд на материальное бытие общества предполагает следующую структуру:
а) материально-техническая база, включающая в себя как материально-техническую базу производства (орудия и предметы труда), а так же технику удовлетворения материальных и духовых потребностей (средства общения, информация);
б) географические условия жизни общества - богатство фауны, флоры, климат, энергетические условия, запасы полезных ископаемых, степень плодородия земель, их количество, объем зоны уверенного земледелия;
в) демографические условия жизни общества - численность населения, его плотность, смертность и рождаемость, половозрастная структура и здоровье населения;
г) экономические условия и экономические взаимоотношения людей;
д) конкретно-исторические условия жизни общества - этнический состав, положение в глобальной системе народов и государства.
Соотношение соц. групп,
потребности индивида в обществе
Схема 38. Материальное бытие общества
В материальное бытие включается так же и экологическое бытие -отношение людей к природе, а точнее отношения между людьми по поводу их отношений к природе.
В сфере социального бытия формируются и функционируют различные общности и группы. Они могут иметь количественные характеристики - большие и малые; этнические - роды, племена, нации и народности; социальные — классы, слои, группы, коллективы в различных сферах производства. Графически социальную структуру общества можно представить на современном этапе, так:
Отсюда можно сделать вывод — социальная структура общества представляет собой совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.
Важную роль в социальной структуре играет человеческая деятельность.
Схема 37. Деятельность
Этническая структура складывается из таких общностей как род, племя, народность, нации. Род - это объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Более высокая форма общности - племя - объединение вышедших из одного корня, но отделившихся впоследствии друг от друга родов. Народность - исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность культуры, зачатки экономических связей.
Формирование нации связано с развитием капиталистических отношений. Для нации характерны следующие признаки: общность территории, общность языка, общность экономической жизни, общность психического склада, закрепленная в менталитете, национальном самосознании.
Народонаселение можно рассмотреть как процесс воспроизводства общества и как совокупность людей, способной к непрерывному самовоспроизводству. Географическая среда и народонаселение в своей совокупности представляют важнейшие условия для развития общества. Развитие общества, его расцвет во многом зависят от ряда социально-демографических факторов, а именно: от общей численности населения, его плотности, темпов роста, половозрастной структуры, состояния психофизического здоровья и миграционной подвижности населения. Социальная практика показывает, что оптимальное количество населения для экономического пространства, для интеграции производства, определятся в пределах 250 млн. чел., это население бывшего СССР и Евросоюза. При большей численности населения возрастают расходы, связанные с транспортировкой продукции. При меньшей численности становится невыгодным кооперирование производства и межгосударственная кооперация.
Не менее существенным фактором следует считать плотность населения. При низкой плотности населения затрудняется разделение труда, невыгодным становится развитие сети автомобильных и железных дорог и т.д. Темпы роста населения зависят от половозрастной структуры населения. Нарушение пропорций между мужской и женской частью населения сказывается на демографической ситуации. Ухудшение же психофизического здоровья ведет к деградации генофонда нации.
В ходе истории человечества сложились два типа поселенческих структур: городской тип и сельский. Это пространственная форма организации общества. О причинах возникновения городов и деревень до сих пор имеются различные концепции.
Все эти концепции следует связывать и рассматривать их в единстве, поскольку каждая несет в себе определенное рациональное зерно.
В отечественной литературе выделяются следующие черты различия города от деревни:
а) население занимается преимущественно несельским трудом;
б) род занятий позволяет иметь урегулированное рабочее время и свободное время в определенном объеме;
в) иной уровень доступа к высшему образованию, к приобретению желаемой профессии, к потреблению духовных благ, поскольку в городах концентрируются ВУЗы, театры, музеи и т.д.;
г) по сравнению с сельским населением городское имеет большую миграционную подвижность, поскольку не привязано к земле;
д) большая свобода в выборе микросреды (друзей, коллективов) и большая
возможность изолироваться от нее;
е) большая политическая активность, поскольку городское население более образовано и больше сконцентрировано по месту трудовой деятельности;
ж) городская семья меньше по численности.
Отношение между городом и деревней прошло длительный путь развития. Эти отношения имеют до сих пор противоречивый характер. Где выход? Пожалуй, в синтезе преимуществ городской и сельской жизни. Тем более такая тенденция уже имеет место.
Под социальной структурой в узком смысле понимается совокупность классов, социальных групп, не входящих в классы, и социальных слоев, выделяющихся внутри классов и групп, имеющихся в обществе, и система их взаимоотношений. Впервые упоминание о классах можно встретить, отнюдь, не у Маркса, а у французских историков и социалистов-утопистов.
Представители, а точнее основатели классической политэкономии Адам Смит и Давид Рикардо изложили экономическую структуру классов. Заслуга же Маркса в этой связи состоит в том, что он связал возникновение и развитие классов с определенными стадиями развития производства. По мнению К.Маркса, классы возникают тогда, когда развитие производительных сил приводит к накоплению прибавочного продукта и на этом фундаменте происходит формирование института частной собственности; имущественных различий между людьми. Им было впервые установлено, что определенная форма материального производства формирует соответствующую ей свою социально-классовую структуру. Историческими формами образования классов были:
а) выделение внутри общины или союза общин верхушки, состоящей из лиц, обладающих общественными полномочиями (старейшины, вожди, шаманы, военачальники);
б) обращение в рабство сначала пленных, затем обедневших соплеменников.
Классическое определение классов дал В.И.Ленин, который писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают[23].
Вместе с тем следует отметить, что понятие социально-классовой структуры наряду с классами включает в себя и другие социальные слои и социальные группы.
С социально-классовой структурой тесно переплетается стратификация общества. «Strata» — слой (лат.) Социальная стратификация - дифференциация совокупности людей по основаниям занимаемой ниши в социальной пирамиде. Западные социологи в свое время при выделении основных страт исходили из следующих критериев: 1) величина дохода и богатства; 2) уровень образования; 3) престижность основной профессии; 4) уровень владения властью; 5) принадлежность к этнической группе и родственные связи. На основе этих критериев в обществе выделяются главные страты – элита, средние слои и низшие слои, которые внутри себя также имеют расслоения. Будущая стабильность общества при этом западными социологами связывается с уровнем развития среднего слоя.
В докапиталистическом обществе и даже в некоторых странах, вступивших на капиталистический путь развития, существовали и существуют также, сословия и касты.
Сословия - это социальные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, закрепленными в обычаях или законах, и передаваемыми по наследству, а касты (castus — чистый) — замкнутые группы людей, выполняющих определенные функции, передаваемые по наследству.
Сословия не замкнуты в себе, допускают межсословные браки. Возможен переход из одного сословия в другое. Касты такой возможности не предоставляют. В кастах существует запрет на профессии.