Схема 6. Источники отчуждения
Весьма интересной, по сути своей, ведущей теорией франкфуртской школы, является «Критическая теория общества». Приоритет в ее разработке принадлежит Маркузе, Хабермасу и Хоркхаймеру. Основными задачами этой теории можно считать отказ от идеалистического понимания истории и завершение разработки материалистической концепции предыстории человечества. Однако, в силу того, что в60-е годы XX века исторический материализм страдал «экономическим детерминизмом», сближения с историческим материализмом не произошло. В свою очередь философы франкфуртской школы тяготели к философской антропологии и были разочарованы в историческом материализме.
Попытку переориентировать философию Маркса на антропологический курс предпринял Г.Маркузе в своей работе «Новые источники обновления марксизма». Он пытается соединить некоторые положения исторического материализма с идеями экзистенциального бытия, присущего хайдеггерскому миропониманию. Представителем синтеза этих идей служит тот факт, что марксизм в те годы выступал в своих догматических вариантах и отвергал любые попытки его антропологизации. Вместе с тем следует отметить, что именно антропологическая тематика и критика современного индустриального общества, выявление его антигуманной сущности придали концепциям франкфуртской школы особую пикантность и популярность.
Своеобразный переход к пониманию социальной революции обнаруживает Г.Маркузе в таких работах, как «Эссе об освобождении» и «Одномерный человек». В них революция предстает не как форма классовой борьбы, а как форма выражения позиции человеческой сущности и исторического бытия человека. В индустриальном обществе объектом, способным устранить социальные противоречия, по мнению Маркузе, выступает интеллигенция и молодежь. Что же касается рабочего класса, то он интегрируется в индустриальную систему и теряет свою революционность, трансформируется в рабочую аристократию. Таким образом пролетариат сходит с исторической арены. Авторы «критической теории общества» предлагают провести социально-техническую реформу общества, основанную на интеллектуальной технологии. Иными словами математика, логика, информатика и кибернетика, теория решений, теория игр, ситуационный анализ, теория множеств должны лежать в основе этой реформы.
Другой представитель этой философской школы Хабермас выступает против консервативных тенденций в политической жизни буржуазного общества, красной нитью через его социально-философское учение проходит мысль о коммуникативном действии и свободе личности. Освобождение человека от социальных невзгод он просматривает в достижении рационального соотношения научно-технического потенциала общества и ценных ориентации личности, в восстановлении единства интеллекта и действия, знания и интереса. Основными работами, раскрывающими эти взгляды Хабермаса, является «Познание и интерес», «Теория и практика», «Теория коммуникативного действия», «Философские современные дискуссии».
Г.Маркузе в 1964 году выпустил книгу «Одномерный человек». В этой книге изложена его известная концепция одномерного человека. Основная мысль данной концепции заключается в следующем: индустриальное общество делает пролетариат гораздо менее значительным, чем это было в XIX веке. «Раб индустриальной цивилизации уже не пролетарий, а потребитель», - заявляет Маркузе. Человек становится одномерным, поскольку только одно измерение превалирует в его сущности - потребление. У такого человека формируется соответствующая психология, социальное поведение и политические установки. «Одномерный человек полностью поглощается одномерным обществом (обществом потребления)»[7]. Зачем человеку партии, политическая борьба? С появлением одномерного человека они уходят из жизни общества. «Одномерный человек и класс, состоящий из таких людей - опора существующего строя»[8]. По мнению Маркузе в одномерном (потребительском) обществе и философия, и наука и политика - все становится одномерным, все направлено на потребление и иждивенчество. Поэтому он ищет выход из тупика, и первоначально видит такой выход в экстремальных взглядах левых радикалов, а затем в учении о «биологическом измерении». В результате этих поисков представители франкфуртской школы обращают свой взгляд в сторону антропологической философии. Предпосылкой этой теории можно считать молодежное движение в странах западной Европы и США, распространившееся в 60-х годах XX века. В основе этих движений лежит идея протеста против буржуазного общества. Сложившаяся ситуация заставила задуматься не только политиков, но и философов и искать ответ на поставленные молодежными движениями вопросы:
- что есть человек и его нравственные ценности;
- каковы пути устранения отчуждения человека в индустриальномобществе;
- как изменить «правила игры» в буржуазном обществе;
- в чем сущность культуры и цивилизации.
В 70-90 гг. XX века на арену социально-философских учений выходят: «Критический рационализм», «Методология науки», «Герменевтика», «Интуитивизм».
Достаточно широкое распространение получает постпозитивизм, в котором ключевые позиции занимает учение критического реализма. Основоположником этого философского учения является Карл Поппер - английский философ, логик, социолог и математик. Его перу принадлежит ряд работ, в которых он критически оценивает марксизм. В работах «Открытое общество и его враги», «Нищета и стоицизм», он подвергает критике и стоицизм и механический в его понимании детерминизм Маркса. По его мнению в этих явлениях заключается нищета марксизма.
Поппер исследует актуальные проблемы: соотношение закона и традиции, роль социальных технологий в жизни общества. В работе «Нищета и стоицизм» Поппер высказывает интересную мыль - законы и всеобщие тенденции существенно отличаются друг от друга. Поскольку закон имеет всеобщий характер, он проявляется в любом явлении, а у тенденции такой черты нет. Суть философской концепции Поппера сводится к следующему: существует три мира, - философский, ментальный, мир объективной истины. Под миром объективной истины понимается мир гипотез, идей, теорий - это мир роста научного знания[9].
По мнению Поппера только те теории суть научны, которые в последствие не могут быть опровергнуты. Здесь он ведет речь об относительности человеческого знания. По этому поводу оппоненты упрекают его в релятивизме, т.е. в отрицании истины абсолютной и абсолютизации относительной истины. Истину он понимает как соответствие объекта его обозначению, например, соответствие звука и аудиозаписи. Поппер сравнивает истину с горной вершиной, которая постоянно скрыта от взора облаками. Тем самым он подчеркивает труднодоступность истины. Поппер не редко приходит к выводам агностического характера: «Мы не знаем, можем только предполагать». Поппер убежден в необходимости создания теории научной рациональности, которая поможет ученым решить три задачи:
- избежать наивного эмпиризма;
- не допускать спекулятивных суждений, по его мнению, в духе классической немецкой философии;
- не впадать в иррационализм.
В науке следует отказаться от подтверждения теоретических положений чувственными наблюдениями (принцип верификации). Поппер отдает предпочтение принципу фальсификации (принцип опровержения неистинности). Это принцип методологического характера, суть которого сводится к следующему:
- если теория опровергнута, она должна быть незамедлительно отброшена;
- лишь те теории могут считаться научными, которые впоследствии не могут быть опровергнуты;
- теория должна рассматриваться как конвенциональная (принята научным обществом), или эмпирическая;
- определяют характер эмпирической теории, происходящие явления, события;
- важно различать «фактуально ложные» высказывания и противоречивые (логически ложные) высказывания.
- В структуру постпозитивизма входит, так называемая методология науки или философия науки, являясь одной из его школ. Наиболее видным представителем этого направления является историк науки и философ Томас Кун. Его основной труд принесший ему известность «Структура научных революций». В ней Кун изложил свою позицию. В этой книге он приходит к выводу, что история науки - это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Т.Кун понимает признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки проблем и их решений[10]. Кун много внимания уделяет прогрессу научного знания. Критерием научного прогресса Кун считает количество решенных проблем.
Видным представителем постпозитивизма является ученик К.Поппера венгро-английский философ ИмреЛокатос. Он выдвинул концепцию и методологию фальсификационизма закономерностей научного знания. Основным положением этой концепции выступает сентенция: реальны лишь те науки, которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. Они могут быть эмпирическими и теоретическими. И.Локатос считает, что каждая теория возникает как результат добавления гипотез к предыдущей теории. Методологические принципы построения исследовательских проблем, предложенные Локатосом, весьма эффективны для историко-научных исследований.
Американский философ Пауль Фейрабенд близок ко взглядам Локатоса. Объектом его философского исследования выступает широкий круг проблем: от методологии квантовой механики до театрального искусства. В начале своего творческого пути он был подвержен влиянию марксизма. Не без влияния последнего он создает теорию эпистоломогического анархизма. Красной нитью здесь прослеживается мысль - при столкновении теорий с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. В этой связи он разрабатывает принцип размножения теорий (полиферации). Фейрабендотстаивает правомерность любой новой идеи. Ученые должны творить свободно, как они хотят. Оппоненты упрекают его в произволе идей. Но, как бы там ни было, Фейрабенд провозгласил важные принципы как плюрализм, толерантность, право на теоретический поиск не только для научной элиты, но и для каждого ученого, - как факторы, необходимые развитию научного знания.
Наиболее видными представителями такого философского направления как научный материализм выступают американские философы Э.Нагель, Д.Марголис, австралийский философ Д.Армстронг и аргентинский физик и философ М.Бунге. Некоторые исследователи причисляют сюда и П.Фейрабенда. Основной исследовательской проблемой научного материализма выступает соотношение материи и сознания, но здесь психическое сводится к физиологическому. Представители научного материализма выступают против учения Р.Деккарта о двух независимых субстанциях материальной и духовной. В то же время М.Бунге в книге «Философия физики» высказывает мысль, что идеальное, это не отражение материального, а свойство ценности нейтронных структур мозга, возникающих на определенном этапе развития материи. Бунге жестко критикует все формы объективного и субъективного идеализма и дуализма. Все философские проблемы он рассматривает исходя из критерия материальности и выдвигает пять уровней реальности: хаотическая (случайная); причинная; синергетическая; конфликтная; целесообразная. Основная задача для Бунге - обоснование и развитие научного материализма. Аналогичных взглядов придерживается и Д.Армстронг.
Научный материализм объединяет несколько школ - «элиминативный», обожествляющий психологическое и физическое (Армстронг, Уилкс); «кибернетический материализм», представляющий психические процессы как аналогию функциям ЭВМ (Патнеи, Сейр); «эммерджентистский материализм», понимающий психическое как эволюцию материального (Бунге, Марголис, Сперри).
В последние десятилетия XX века широкое распространение получила герменевтика - искусство толкования текста. Это направление было разработано еще на рубеже XVII-XVIII веков немецкими философами Ф.Шегелем и Ф.Шлейрмахером. Они исследовали философию языка. В XXвеке герменевтику развивали немецкие философы В.Дильтей, Х.Гадамер и профессор Сорбонны П.Рикер. Так, например, В.Дельтей исследует историю герменевтики и считает ее методом интерпретаций культуры прошлого на основе воспроизведения душевно-духовной жизни исследуемой эпохи. Он, как Шлейрмахер считает, что природу мы объясняем, а человека мы понимаем. В процессе понимания представители герменевтики выделяют три структурных элемента: реконструирование речи, реконструкция творческого акта конкретного лица (автора текста), нахождение индивидуальных особенностей автора текста. Такой представитель герменевтики как Гадамери его последователи рассматривают ее как практику. Поль Рикер ставит перед собой задачу разработать всеобщую философскую концепцию понимания (толкования) человека. Он переносит герменевтику на онтологическую плоскость и разрабатывает ее как способ бытия.
Весьма интересным представителем герменевтики является Мишель Фуко. Его основные работы: «Субъективность истины», «Герменевтика субъекта», «Выписывание себя», «Этика заботы о себе как практика свободы». В этих работах он предлагает с помощью герменевтики изучать различные формы индивидуального опыта, чтобы определить возможно ли действовать и мыслить по-другому.
Герменевтика, таким образом, безусловно, ставила немало интересных проблем, которые нуждаются в глубоком исследовании.
В 80-90 годы широкое распространение получила философия интуитивизма. Интуиция, по мнению представителей этого философского учения, это не только основное средство познания, но и атрибутивный признак современного научного знания - медицины, физики, биологии и др. Среди прежних философов, занимавшихся интуитивизмом можно назвать Декарта, Шеллинга, Лосского, Франка, Трубецкого, Жильсона и Маритена. Для них было характерно противопоставление интуиции интеллекту и соединение ее с разумом. Среди современных интуитивистов следует назвать американского философа-врача Р.Моуди. Он и его последователи доказывают возможность человека выйти за пределы земного чувственного опыта и опереться на опыт духовный, религиозный, мистический. Знаменитая книга Р.Моуди «Жизнь после жизни» раскрывает феномен продолжения жизни после смерти тела. Данная теория стала весьма интересна и привлекательна для достаточно широких слоев населения.
Вопросы для повторения
1. В чем заключаются основные особенности философии Древнего Востока?
2. Какие две линии выделяются в античной философии?
З. В чем проявляется специфика апологетики, патристики, схоластики, номинализма и реализма в философии средневековья?
4. Какие концепции Р.Декарта и Ф.Бэкона дают нам основание для выделения философии «Нового времени»?
5. Какие идеи выдвигали философы эпохи Возрождения?
6. Раскройте сущность философии немецких классиков И.Канта, В.Гегеля, Л.Фейербаха и И.Фихте.
7. Чем отличается диалектико-материалистическая философия К.Маркса, Ф.Энгельса от их предшественников?
8. Какие направления в решении проблем взаимодействия России и Европы можно выделить в историко-философской мысли?
9. В чем особенности основных направлений современной западной философии?
10. Какие философские школы 60-70-х годов Вам запомнились и почему?
11. Какие философские школы в 70-80-ые годы получили наибольшее распространение и чем это объясняется?
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1996.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии М.,1996.
З. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1999
4. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. ПСС.Т.21.
5. Кохановский В.П. История философии. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1999г.
6. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Прогресс» 1994 г.
7. Кузнецов В.В. Немецкая классическая философия. М.,1989.
8. Современная Западная философия. М.,1991.
9. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии для гуманитарных вузов. М.,1995.
10. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.,2001.
11. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими социальными условиями от античности до наших дней. М.,2000.
РАЗДЕЛ II
ОНТОЛОГИЯ
Глава I