Идеализм, история и революция: Философия истории от Канта до Гегеля

Цель курса – дать углублённое введение в философию истории Канта и послекантовского немецкого идеализма на основании чтения и обсуждения избранных первоисточников. Утвердив истинное философское знание как знание априорное, кантовский трансцендентальный идеализм сделал неизбежным обращение к проблеме отношения априорного (и – шире – идеального) и исторического. Философско-исторические подходы самого Канта к этой проблематике, а также основные проблемы, которые послекантовский идеализм наследует от Канта и/или которыми он Канта дополняет и переосмысляет – отношение истории и «системы» трансцендентальной философии; вопросы о начале истории, её рациональности (включая саму возможность постановки проблемы о начале разума в истории) и её цели; характер исторического времени как такового по отношению к идеалу, абсолюту или божественному откровению, и т.д. – и будут содержанием данного курса. Кроме того, особое внимание будет уделено тому, как эти мыслители теоретизировали характер современной эпохи, или настоящего момента, в т.ч. на примере осмысления ими ключевого события того времени – Французской революции. Не претендуя на исчерпание этой проблематики, данный курс даст студентам углублённое представление о её охвате, специфике и значении.

Структура оценки

Итоговая оценка по данному разделу учебной дисциплины складывается из следующих элементов:

· аудиторная работа (обсуждение и комментирование текстов, участие в дискуссии, ответы на вопросы и формулировка собственных вопросов для обсужедния),

· письменная работа (эссе),

· устный экзамен.

Итоговая оценка вычисляется по следующей формуле:

О итоговая = 0.2*Оауд + 0.3*Оэссе + 0.5*Оэкзамен

Содержание и план занятий

Введение. Философия истории после Просвещения

Тема 1. Кант

«Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784). Рецензия (1785) на «Идеи к философии истории человечества» Гердера. «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786). Проблема начала и цели истории, а также назначения человеческого рода; проблема рациональности истории и отношения исторического и априорного знания. История и телеология в «Критике способности суждения» (1790).

Кант и Французская революция. Связь и различие политического и этического у Канта. Идеи этического сообщества и «царства Бога», а также отношение исторической религии и религии откровения в «Религии в пределах только разума» (1793).

Тема 2. Фихте

Отношение раннего Фихте к Французской революции. «Наукоучение» как «прагматическая история человеческого духа».

«Основные черты современной эпохи» (1804-5). Проблема связи «Наукоучения» и философии истории в «Основных чертах». Периодизация истории и характер современной эпохи.

(Дополнительная тема: Национализм Фихте в «Речах к немецкой нации» (1808).)

Тема 3. Фридрих Шлегель

Раннеромантическая философия истории: пример Фридриха Шлегеля. Историческая роль греко-римской античности, литературы Нового времени, трансцендентального идеализма и Французской революции. Изменение отношения Шлегеля к европейскому средневековью. Современная эпоха как «эпоха тенденций». «Речь о мифологии» (1800) и эссе «О непонятности» (1800). Идеи новой мифологии и новой библии. Историк как «пророк, обращённый в прошлое». Отношении истории, филологии, философии и поэзии (искусства).

Тема 4. Шеллинг

Проблема отношения Бога, природы и исторического времени как ключевая «сквозная» проблема зрелой философии Шеллинга. Философия истории в «Системе трансцендентального идеализма» (1801); история и откровение; три эпохи. Проблема истории в натурфилософии и философии тождества. Пантеизм и христианская темпоральность: «Штутгартские частные лекции» (1810; в частности: история как трагедия и «исполнение» пантеизма как цель истории) и лекции 1827-28 гг. «Система мировых эпох».

Тема 5. Философия истории Гегеля

«Лекции по философии истории». Принципы развития и периодизация истории по Гегелю. Понятие «откровения» духа. Гегель и Французская революция (от «Феноменологии духа» к «Лекциям»). «Всемирная история» как раздел «Философии духа» (3-го тома «Энциклопедии философских наук»). История и система. Темпоральность системы и роль настоящего времени (современной эпохи) в философии истории.

Требования к эссе.

Объём эссе – не менее 3000 и не более 4500 слов (основной текст, не считая сносок и библиографии). Оформление эссе: титульный лист, краткая аннотация, 5-6 ключевых слов, основной текст, список использованной литературы.

Срок сдачи эссе – последнее занятие в модуле. Темы эссе – свободные, на основании разбираемых в программе текстов и научных интересов студента. При этом тему эссе необходимо согласовать с преподавателем как минимум за 10 дней до срока сдачи.

Литература

Основные первоисточники

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. М., 1977.

3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т. 1, стр. 79-124.

4. Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001 (особенно «Часть 2. Критика телеологической способности суждения»)

5. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т. 1, стр. 149-192.

6. Кант И. Религия в пределах только разума. // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т. 6. М., 1994, стр. 5-222.

7. Кант И. Рецензия на книгу И.Г.Гердера «Идеи к философии истории человечества». // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т. 8. М., 1994, стр. 38-62.

8. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. // Фихте И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Москва-Минск, 2000, стр. 4-273 (или любое другое издание).

9. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. СПб., 2009.

10. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох. Мюнхенские лекции 1827-28 гг. Томск, 1999.

11. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. // Сочинения в 2-х тт. М., . Т. 1, стр. 227-589.

12. Шеллинг Ф.В.Й. Штутгартские частные лекции. // Философия религии. Альманах. 2008-2009. М., 2010, стр. 326-396.

13.Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. М., 1983.

Избранная дополнительная литература

1. Aichele A. Ending Individuality: The Mission of a Nation in Fichte’s Addresses to the German Nation // The Cambridge Companion to Fichte. Cambridge, 2016, pp. 248-272.

2. Ameriks K. History, Succession, and German Romanticism // Nassar D. (ed.). The Relevance of Romanticism: Essays on German Romantic Philosophy. Oxford, 2014.

3. Behrens K. Friedrich Schlegels Geschichtsphilosophie (1794-1808). Ein Beitrag zur politischen Romantik. Tübingen, 1984.

4. Beiser F. Fichte and the French Revolution // The Cambridge Companion to Fichte. Cambridge, 2016, pp. 38-64.

5. Beiser F. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism. Cambridge, MA-London, 2003. (общее введение в ранний немецкий романтизм)

6. Breazeale D. “A Pragmatic History of the Human Mind.” // Thinking Through the Wissenschaftslehre: Themes from Fichte’s Early Philosophy. Oxford, 2013, pp. 70-95.

7. Buck-Morss S. Hegel, Haiti, and Universal History. Pittsburgh, PA, 2009.

8. Comay R. Mourning Sickness: Hegel and the French Revolution. Stanford, 2010.

9. Fenves P. A Peculiar Fate: Metaphysics and World-History in Kant. Ithaca, NY, 1991.

10. Fenves P. Late Kant: Towards Another Law of the Earth. NY, 2003.

11. Habermas J. Dialectical Idealism in Transition to Materialism: Schelling’s Idea of a Contraction of God and its Consequences for the Philosophy of History // The New Schelling, ed. J. Norman & A. Welchman. London-NY, 2004, pp. 43-89.

12. James D. Fichte’s Republic. Idealism, History and Nationalism. Cambridge, 2015.

13. Jaeschke W. World History and the History of the Absolute Spirit // Perkins R. (ed.). History and System: Hegel’s Philosophy of History. Albany, NY, 1984, pp. 101-116.

14. Kain P. Hegel and the Other: A Study of the Phenomenology of Spirit. Albany, NY, 2005.

15. Louden R. Chapter 5, “History” // Kant’s Impure Ethics: From Rational Beings to Human Beings. Oxford, 2000, pp. 140-166.

16. Malabou C. Future of Hegel: Plasticity, Temporality and Dialectic. London-NY, 2005.

17. Matthews B. Schelling’s Organic Form of Philosophy. Albany, NY, 2011 (особенно Ch. 6: “Freedom and the Construction of Philosophy”).

18. McCarney J. Routledge Philosophy Guidebook to Hegel on History. London-New York, 2000.

19. Mieszkowski J. The Syntax of the Revolution. European Romantic Review, 2002, 13, 207-213.

20. Millan-Zaibert E. Friedrich Schlegel and the Emergence of Romantic Philosophy. Albany, NY, 2007 (особенно разделы о роли истории у Шлегеля).

21. Nassar D. The Romantic Absolute: Being and Knowing in Early German Romantic Philosophy, 1795-1804. Chicago-London, 2014 (особенно глава о Фридрихе Шлегеле).

22. Nauen F.G. Revolution, Idealism and Human Freedom: Schelling, Hölderlin and Hegel and the Crisis of Early German Idealism. The Hague, 1971 (особенно Введение и глава о Шеллинге).

23. Nivala A. The Romantic Idea of the Golden Age in Friedrich Schlegel’s Philosophy of History. New York, 2017 (особенно гл. 11, “Medievalism as the Externalisation of the Golden Age”).

24. Nuzzo A. “The Logic of Historical Truth”: History and Individuality in Fichte’s Later Philosophy of History // Breazeale D. & Rockmore T. (eds.) After Jena: New Essays on Fichte’s Later Philosophy. Evanston, IL, 2008, pp. 198-219.

25. Oergel M. Culture and Identity: Historicity in German Literature and Thought, 1770-1815. Berlin-New York, 2006 (особенно разделы о Ф. Шлегеле, Фихте, Шеллинге и Гегеле).

26. Radrizzani I. The Wissenschaftslehre and Historical Engagement // The Cambridge Companion to Fichte. Cambridge, 2016, pp. 222-247.

27. Rorty A. & Schmidt J. (eds.) Kant’s Idea for a Universal History with a Cosmopolitan Aim: A Critical Guide. Cambridge, 2009.

28. Smith S.B. Hegel and the French Revolution: An Epitaph for Republicanism // Feher F. (ed.). The French Revolution and the Birth of Modernity. Berkeley-Los Angeles-Oxford, 1990.

29. Snow D. Schelling and the End of Idealism. Albany, NY, 1996 (особенно гл. 7: “Beyond Idealism? The Ages of the World”).

30. Whistler D. Schelling’s Theory of Symbolic Language: Forming the System of Identity. Oxford, 2013 (хорошее концептуальное введение в философию тождества Шеллинга).

31. Wood A. Kant’s Ethical Thought. Cambridge, 1999 (особенно гл. 9: “The Historical Vocation of Morality”)

32. Zizek S. Less Than Nothing: Hegel and the Shadow of Dialectical Materialism. London, 2012 (особенно гл. 4: “Is It Still Possible to Be a Hegelian Today?” о ретроактивности у Гегеля).

33. Zöller G. Church and state: Schelling’s political philosophy of religion // Ostaric L. (ed.). Interpreting Schelling: Critical Essays. Cambridge, 2014.

34.Резвых П.В. Первый набросок философской теологии Ф.В.Й. Шеллинга // Философия религии. Альманах. 2008-2009. М., 2010, стр. 315-325 (предисловие к публикации перевода «Штутгартских частных лекций»).

БЛОК 3 (преподаватель – Михайловский А.В.)

Наши рекомендации