Первый позитивизм (Конта—Спенсера-- Милля)

Первый позитивизм (Конта—Спенсера-- Милля)

Термин «позитивизм» был введен Огюстом Контом (1798—1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики» (традиционной философии), основанной на умозрительном, отвлеченном знании, ответить на вопросы, поставленные развитием науки.

Философия по Конту должна принять для себя в качестве модели эмпирическую науку. Основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в повседневной жизни, получается в специальных науках. Позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания, такое знание недостижимо, и не нужно в практических целях (она должна стать описательной, отвечать на вопрос «как?», а не «почему?»). Частные науки нуждаются в определенном упорядочивании, систематизации своих понятий, координации достижений. Эту работу призвана выполнить философия нового типа.

Три закона Конта

Закон трех стадий

Этапы которые проходит человечество в своем развитии: теологический(стремится все объяснить вмешательством сверхъестественных сил), метафизический(пытается достигнуть исчерпывающего абсолютного знания, объяснить явления через первосущности: вода у Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, идеи у Платона, формы у Аристотеля, субстанция у Декарта и Спинозы, монады у Лейбница, «вещь в себе» Канта, «Я» Фихте, «бессознательное» Шеллинга, «абсолютная идея» Гегеля, материя у материалистов) , позитивный (человечество оставляет бесплодные попытки познать первые и конечные причины и вступает на эмпирический путь познания)

Закон подчинения воображения наблюдению

Вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?». Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение—универсальный метод приобретения знаний.

Третий закон—энциклопедический закон

Состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.

Классификация наук

От простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому (по времени возникновения)

1. Математика

2. Астрономия

3. Физика

4. Химия

5. Биология

6. Социология («социальная физика»)

7. Мораль

Социально политическая концепция Конта

«Социология»-- термин, изобретенный Контом. Социология, по замыслу Конта, должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела: социальная статика, социальная динамика, социальная политика.

Социальная статика—изучает различные общественные институты (семья, государство, церковь) их место и роль в социальной системе. Семья—базовая ячейка общества, она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм. Государство – орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функция власти должны быть разъединены (государство/церковь). На роль интеллектуальной сердцевины будущей «церкви» Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии—«социолатрия» (поклонение обществу).

Социальная динамика . Изучает общество и его институты в развитии. Основополагающая идея ее—прогресс. Развитие человечества идет по закону трех стадий. До 1300 --- теологическая (в три этапа: фетишизм, политеизм, монотеизм—это он «украл» у Гегеля). 1300-1800—метафизическая. Начало 19 века – «промышленная», позитивная стадия.

Социальная политика Ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную рол должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в «позитивных священников». В итоге их деятельности все народы мира объединятся во Всемирную Федерацию со столицей в Париже (где же еще!). Силу, которая должна осуществить все эти деяния Конт видел в пролетариате, но в отличие от марксистов институт частной собственности считал священным.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Учение о познаваемом и непознаваемом

Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.

Классификация наук

Спенсер развил классификацию Конта, разбив науки на две группы:

1. Науки, изучающие формы, в которых явления предстают перед нами (абстрактные науки—математика, логика)

2. Науки изучающие сами явления (абстрактно-конкретные: механика, физика, химия,

Конкретные: астрономия, геология, биология, психология, социология)

Задача философии—объединенное знание (как у Конта).

Учение об эволюции

Основной закон развития, присущий всем явлениям, и обеспечивающий, требуемое философией единство знания,-- закон эволюции.

В эволюции Спенсер различает три момента:

1. Переход от бессвязности к связности: интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия).

2. Дифференциация, переход от однородного к разнородному: небесные тела в солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе.

3. Возрастание порядка, переход от неопределенному к определенному: упорядоченность живого организма, общества.

Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой, так совершается вечный круговорот.

Дополнение

Структура опыта

По Маху наш опыт сводится к наиболее простым ощущениям—элементам, они-- единственное что нам дано. Окружающие нас тела—это комплексы ощущений. «Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тело». Все тела—это лишь абстрактные символы для комплексов элементов.

Нейтральные элементы

Мах называет элементы нейтральными, то есть они не психические и не физические. Деление ощущений на физические и психические восходит к первичным и вторичным качествам Локка. Первые отображают объективные свойства предметов, вторые связаны со спецификой наших органов чувств и нервной системы. Мах считает это деление лишенным основания и объявляет элементы нейтральными. Граница между психическим и физическим, по Маху, проводится исключительно лишь в соображениях практической пользы, и потому она условна.

«Экономия мышления»

Абсолютно одинаковыми комплексы ощущений никогда не бывают. Один и тот же человек, может быть по разному одет, может находится в дурном или хорошем настроении, но это не мешает нам узнавать в нем одного и того же человека. Таким образом есть некоторая «сумма постоянных элементов», которую мы, прибегая к «экономии мышления» называем одним именем. (Например, один и тот же стол может быть видим с различных сторон, он может быть накрыт или быть пустым; сознанию неудобно оперировать с таким множеством столов, гораздо легче выделить то основное, что отличает этот стол, и сформировать о нем общее представление-- в этом и состоит «экономия мышления».)

Протокольные предложения

Отталкиваясь от идеи атомарных предложений Рассела и Витгенштейна, Рудольф Карнап ввел понятие протокольных предложений. Протокольные предложения— это записи непосредственного опыта, без всякого осмысления и истолкования, то есть такие какими они предстают в лабораторном журнале. Эти предложения неопровержимы и в языке науки должны быть использованы как атомарные. Таким образом, концепция протокольных предложений есть соединение логической идеи атомарных предложений Витгенштейна с позитивистской гносеологической идеей «чистого опыта».

Продолжая эту идею Карнап разделил все предложения языка на бессмысленные, вненаучные и научные. Бессмысленные—синтаксически правильные, но не имеющие смысла («Луна умножает четырехугольно»-- пример Карнапа). Ко второму классу относятся все философские предложения, так как они не могут быть сведены к протокольным—они или непроверяемые или содержат «псевдопонятия» (например «Абсолют», «субстанция» и др[4]. ). И, наконец, только третьи, сводимые к протокольным являются подлинно научными.

Первый позитивизм (Конта—Спенсера-- Милля)

Термин «позитивизм» был введен Огюстом Контом (1798—1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики» (традиционной философии), основанной на умозрительном, отвлеченном знании, ответить на вопросы, поставленные развитием науки.

Философия по Конту должна принять для себя в качестве модели эмпирическую науку. Основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в повседневной жизни, получается в специальных науках. Позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания, такое знание недостижимо, и не нужно в практических целях (она должна стать описательной, отвечать на вопрос «как?», а не «почему?»). Частные науки нуждаются в определенном упорядочивании, систематизации своих понятий, координации достижений. Эту работу призвана выполнить философия нового типа.

Три закона Конта

Закон трех стадий

Этапы которые проходит человечество в своем развитии: теологический(стремится все объяснить вмешательством сверхъестественных сил), метафизический(пытается достигнуть исчерпывающего абсолютного знания, объяснить явления через первосущности: вода у Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, идеи у Платона, формы у Аристотеля, субстанция у Декарта и Спинозы, монады у Лейбница, «вещь в себе» Канта, «Я» Фихте, «бессознательное» Шеллинга, «абсолютная идея» Гегеля, материя у материалистов) , позитивный (человечество оставляет бесплодные попытки познать первые и конечные причины и вступает на эмпирический путь познания)

Наши рекомендации