Общество как саморазв. систьема

На первый взгляд очевидно, что общество начинается с человека, существования множества людей. На ранних стадиях развития философии, например древнегреческой натурфилософии, общество и понимали как совокупность людей. Но сразу же философы должны были задуматься над вопросом: что же объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое — общество?

Именно совместная де­ятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека толь--ко в том случае, если он вовлечен в человеческую дея­тельность. Деятельность очень сложна, разнообразна по своим видам и формам; ее суть заключается в сознатель­ном, целесообразном преобразовании мира. Смысл этого преобразования — создание и развитие действительно человеческого целостного существования, качественно особого мира человека, его мира, воплотившего в себе человеческую сущность. Основой деятельности являют­ся исторически сформировавшиеся и развивающиеся культурные ценности, традиции, нормы.

Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты обществен­ной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, по­колениями людей. Связующими средствами служат пред­меты и явления материального и духовного мира: ору­дия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями;

они формируют устойчивую систему — общество.

Общество возникает и существует при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений. Общественные отношения — это и результат предыдущей общественной деятельности и вместе с тем основа и объек­тивные условия деятельности в настоящем и будущем. Общественные отношения придают обществу определен­ную организацию и устойчивость, благодаря им деятель­ность становится общественной.

В свою очередь деятельность вносит в общество дина­мизм, развитие, деятельность и общественные отноше­ния взаимодополняют друг друга.

Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нрав­ственные, эстетические и т.д. В дальнейшем при изуче­нии различных сфер жизни человека и общества будут анализироваться конкретные виды общественных отно­шений и деятельности.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся си­стема общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общество — это "сам человек в его общественных отношениях'".

Концепции общества и человека отличаются как со­держанием поставленных проблем, так и мировоззрен­ческими ориентациями. В них отражаются сложность общественной жизни, разнонаправленность ее развития, своеобразие существования национальных культур, осо­бенности истории и реальное богатство предыдущей на­учной мысли. Исследования человека и общества имеют определенную связь с непосредственной практикой соци­ального существования.

Существует множество разных философских концеп­ций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.

43. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА — совокупность материальных, вещественных условий производства (орудия и средства труда), необходимых для возникновения и развития той или иной общественно-экономической формации. М.-т. б. о. является составным элементом производительных сил и предъявляет определенные требования к др. их элементу — работнику, его культурному развитию, интеллектуальным и волевым качествам. М.-т. б. той или иной общественно-экономической формации может отличаться от предыдущей количественно и качественно. Качественные изменения наблюдаются тогда, когда в развитии производства происходят перевороты, имеющие характер производственных революций. Каждый такой скачок позволяет об-ву, человечеству подняться на качественно новую ступень в характере труда и уровне его производительности. Первый качественный скачок произошел в рамках первобытнообщинного строя и связан с возникновением земледелия, одомашниванием животных, а затем открытием выплавки металлов, прежде всего железа, и созданием металлических орудий труда. Это обусловило возможность получения прибавочного продукта и эксплуатации человека человеком и послужило основой для возникновения антагонистических общественно-экономических формаций — рабовладельческого строя и феодализма. В основе М.-т. б. той и др. формации лежат орудия труда, индивидуально применяемые работником, требующие от него определенных навыков ручного труда. Второй качественный скачок в развитии вещественных условий производства произошел в период т. наз. промышленного переворота и породил крупную промышленность, к-рая явилась собственной М.-т. б. капитализма. Крупная промышленность основана на машинной технике, созданной в результате использования открытий естественных наук. Как писал Маркс, водяная мельница дает нам об-во во главе с феодалом, паровая — об-во во главе с капиталистом. Третий качественный скачок в развитии вещественных условии производства происходит в настоящее время. Это — совр. научно-техническая революция. Достижения НТР, вызываемый ею коренной переворот в вещественной стороне производства приводят к дальнейшему повышению уровня обобществления производства и уже при капитализме рождают разнообразные изменения в формах собственности, связанные с адаптацией об-ва к новой М.-т. б. В новом об-ве она предполагает широкое использование всех достижений научно-технического прогресса, новых источников и способов получения и преобразования энергии, создание и широкое применение новых искусственных материалов, комплексную автоматизацию производства, внедрение в него технологических процессов, не требующих непосредственного вмешательства человека, развитие электроники и электронно-вычислительной техники как необходимых вещественных условий организации производства и управления им. Объективные возможности, создаваемые совр. М.-т. б. о., реализуются или остаются в потенции в зависимости от целенаправленной деятельности людей. Административно-бюрократическая система, сложившаяся в нашей стране, тормозила внедрение новой техники и технологии, что привело нашу экономику к кризису. Развернувшаяся в социалистическом об-ве перестройка призвана раскрыть социально-экономический и гуманистический потенциал социализма на основе использования новейших достижений науки и техники. Она должна раскрепостить творческие силы народа, качественно изменить характер умственного и физического труда.

44 СОЦИАЛЬНАЯ сфера - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится С.О. не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). "Обобществление" (Vergesellschaftung) и есть та форма, в какой "отдельные индивиды образуют единство" (Зим-мель). Формальное понимание отождествляет С.О. и общество как реальное взаимодействие между социальными группами, классами, нациями (виды C.O.), с другой же стороны, предполагает наличие уровня непосредственного взаимодействия и его переживания. Как следствие, анализ С.О. ведется по линии "общественное - частное" и "естественное - искусственное". Общественность обозначает открытость, совместимость жизнедеятельности; естественность (спонтанность) - принцип возникновения и жизнедеятельности С.О. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - понятие социальной философии и социологии; применительно к социальным объектам употребляется в трех смыслах: 1) как элемент социальной структуры - искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций (в этом смысле С.О. выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект - система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели); 2) вид деятельности - процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы, упорядочиванию связей, дефиницию целей и задач и т.д.; 3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого - определенная структура, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему и т.д. В социальной философии и социологии первое значение является основным. К существенным признакам С.О. относятся: 1. наличие целей; 2. конкретное воплощение отношений общественной власти; 3. совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей; 4. правила, регулирующие отношения между ролями; 5. формализация значительной части целей, задач и отношений. Важнейшими функциями С.О. в обществе являются: а) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; б) упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

Социальные отношение РБ: построение социально ориентированнного рыночного общества. Ранняя стадия формирования национальной структуры. Отсутствие четких социальных групп. Роль государства. Адраджэнне самасвядомасци.

45 ПОЛИТИКА (греч. politike — искусство управления государством) —деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П. вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и др. стороны об-ва. Анализ взаимосвязи экономики и П. дает ключ к пониманию объективной социальной сущности и роли П. любого класса. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отражать потребности развития материальной жизни об-ва. П. реакционных классов тормозит поступательное развитие об-ва, ибо строится вопреки его объективным потребностям. Внешняя П. имеет цель обеспечить мир и международную безопасность, развивать международное сотрудничество, способствовать прогрессу цивилизации, утверждению в международных отношениях принципов нового политического мышления, основанного на признании целостности совр. мира и приоритета общечеловеческих ценностей.

46. Духовная жизнь (формы общ. Сознания): ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, Ф. о. с. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Ф. о. с. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и об-ва. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых в действиях классов и социальных групп; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (напр., научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественно-экономической формации все Ф. о. с. связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Влияние исторически определенного способа производства на развитие различных Ф. о. с. происходит не прямо, а прежде всего через политику и политическую идеологию. В условиях социализма Ф. о. с. не только обслуживают многообразные общественные потребности, но и формируют духовный облик личности, являются условием ее гармоничного развития, активной творческой деятельности.

1. Формы: наука, искусство, религия, ранняя – мифология.

ИСКУССТВО — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением “абсолютного духа”, “мировой воли”, “божественного откровения” либо подсознательных замыслов и переживаний художника. Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного И. относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40—20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь И. с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. В своем содержании И. тесно связано с изменениями в социально-экономической структуре об-ва. Являясь формой отражения общественного бытия, И. так или иначе связано с др. явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, идеологией, моралью. В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех др. форм общественного сознания. Специфическим предметом И. являются эстетические отношения человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произв. И. оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет И. (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме — в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности я художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре — через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике — через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке — через звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; гл. особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и формА отражения действительности в И. обусловливают его специфическую функцию — удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Хотя общая линия развития И.— линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире И. достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, И., поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Высший эстетический идеал лежит в основе подлинно гуманистического И.

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей,господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных Научный анализ Р. исходит из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, религиозных учреждений, объединяющих профессиональных служителей культа. Указанные элементы религиозного комплекса находятся в зависимости от социальных отношений, меняются с их изменением.

НАУКА — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, об-ве и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.Формы общественного сознания:

1)Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп.

2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)

4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни,которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

6)Наука - научные представления

47 ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о, с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же О. с. есть не что иное, как “осознанное бытие”, т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в “Немецкой идеологии”: “...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.— Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание” (Избр. соч. Т. 2. С. 20). Марксизм показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы “вплетено” в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п. О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы О. с. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать боль-. шую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Диалектико-материа-листическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

Указать формы обществен. Сознания!!

48 АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже — общая А. (general Anthropology) — преимущественно в англоязычных странах — совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны — на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов и методологических подходов, среди которых особо выделяется "принцип холизма", ориентирующий на многоаспектный анализ изучаемых явлений. Как правило, к А. относят физическую А., археологию, антропологическую лингвистику и культурную А. Физическая (или биологическая) А. исследует биологические аспекты человеческого существования. В ее рамках выделяется палеонтология человека (палеоантропология), изучающая проблемы происхождения и эволюции человека как биологического вида. Другое направление, с которым чаще всего ассоциируется название физическая А., исследует расовую дифференциацию человечества. Археология занимается анализом ископаемых материальных культурных объектов и реконструкцией на этой основе культуры и образа жизни древних народов. С достаточной степенью условности выделяют классическую археологию, изучающую древние цивилизации Средиземноморья, доисторическую археологию, ориентированную на исследование культур бесписьменных народов, и историческую археологию, верхний временной предел исследований которой доходит до сер. 19 в. Существует также представление об антропологической археологии как о субдисциплине, решающей такие сложные комплексные проблемы, как этногенез народов, доместифи-кация животных или возникновение земледелия в различных регионах планеты. Антропологическая лингвистика исследует различные формы человеческой коммуникации, включая язык. В ее состав входит историческая лингвистика, изучающая происхождение языка как универсального феномена человеческой культуры, а также — генезис и историческое развитие отдельных языков; дискриптивная лингвистика — наука о фонетической и грамматической структуре языков; этнолингвистика, акцентирующая свое внимание на взаимодействии языка и конкретной культуры; и социолингвистика, исследующая социальную обусловленность речевого поведения различных групп людей. Культурная А. (реже — социальная А., социально-культурная А.) ориентирована на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. При этом выделяется этнография — описание культур конкретных современных народов и этнология — сравнительный анализ и обобщение данных, собранных во время этнографических экспедиций. В структуре антропологических дисциплин культурная А. занимает центральное место, так как, глав, обр., именно в ее рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения, характерные для А. в целом. В отдельных случаях в качестве самостоятельной антропологической дисциплины выделяют прикладную А., ориентированную на решение конкретных проблем (например, здравоохранения, образования, национальных меньшинств и т.д.).

49 ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (лат. pro gressus — движение вперед и regres-sus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.— тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Понятия П. и р.— интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни об-ва и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕ­СТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед, возвращение) — противополож­ные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие со­ответственно либо поступательное раз­витие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, из­жившим себя формам, застой и дегра­дацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им над­строечных институтов, развития и рас­пространения науки и культуры, раз­вития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для ха­рактеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как фор­мы политической жизни, культура, об­разование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономи­ческим строем об-ва. Примером обще­ственного Р., обусловленного политиче­скими факторами, может служить ис­тория стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктатор­ские режимы (фашизм). Крайне про­тиворечиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в опре­деленные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в данном слу­чае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в раз­витии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблю­дается П. мн. отраслей науки и тех­ники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизнен­ности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общест­венного развития. В философии и со­циологии понятия «П.» и «Р.» находят различные толкования. Мыслители пе­риода прогрессивного развития капита­лизма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рацио­нально обосновать. Для периода упад­ка капитализма, начавшегося со вто­рой половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории: позитивист­ский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный (основополож­ник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж. Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история дол­жна быть эмпирическим описанием на­учно установленных фактов, без про­никновения в сущность истории в це­лом и без попыток понять явления П. и р. Культурно-историческая концеп­ция считает важнейшим способом изу­чения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматри­вает как смену самостоятельных «ти­пов» культур или цивилизаций, с соб­ственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно Тойнби и Соро­кину, благодаря расширению межкуль­турных связей (интеркультурные ком­муникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому ГГ. мыс­лим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т. зр. Тойн­би, должна осуществиться на основе капиталистической культуры Запада. Некоторые буржуазные психологиче­ские теории пытаются объяснять явле­ния истории субъективными фактора­ми, напр. особенностями тех или иных «исторических» личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагоннстическом, комму­нистическом об-ве.

50 СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки зрения, общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте большого интервала времени. В античном мире идея эволюционизма лишь концептуально оформлялась (Демокрит, Аристотель), широкое же распространение он приобретает на основе христианской концепции священной истории (Августин). Статус философского термина понятие "эволюция" получает у Николая Кузанского. Мыслители Нового времени обращаются к многостороннему анализу социальных изменений в рамках естественной эволюции мира. С.Э. отождествляется с прогрессом как бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития человека. При этом эволюция трактуется в духе преформизма (Гегель, Маркс), т.е. представления, что исторический процесс изначально предопределен его исходной сущностью, которая разворачивается во времени - наподобие роста растения из зерна. Это выливается в идею финализма (например, в утопиях), согласно которому существует некое заранее известное конечное состояние эволюции. Однако в рамках преформизма и финализма оказывается неразрешимой проблема возникновения нового в социальной жизни. Огромное влияние социальный эволюционизм приобретает в 19 в. под воздействием учения Дарвина. Развернутую теорию С.Э., заложившую основы современного понимания эволюции, создал Спенсер. Согласно Спенсеру, С.Э. есть движение от однородного к разнородному, единство дифференциации и интеграции, достижение социального равновесия в ходе адаптации системы к внешним и внутренним изменениям. Спенсер отказывается от отождествления С.Э. и прогресса; эволюция включает различные формы и направления, подлежащие оценке. С.Э. есть естественный процесс, который нельзя ускорить: человек может только исказить или задержать его ход. В итоге С.Э. начинает рассматриваться как совокупность изначально непредоопределенных социальных изменений, когда в ходе взаимодействия элементов начинает действовать "эффект сборки" и возникает новое. Ориентация ранних эволюционистов на раскрытие С.Э. через изменения безличных структур вызвала в первой половине 20 в. широкую критику эволюционизма вплоть до отказа от него. В результате в рамках неоэволюционизма (Парсонс и др.) С.Э. стала рассматриваться как дифференциация в социокультурном и личностном измерениях, причем эволюционирует не само по себе социальное (это абстракция); эволюционируют действующие в контексте определенной системы ценностей индивиды (М. Ве-бер). На основе данной идеи синтезируются типологический, психологический и культурно-антропологический подходы к С.Э., которая рассматривается как взаимодействие культурной и социальной систем, где культурная система через ценности (образцы) задает структуру мотивации индивидов, а социальная система - условия реализации мотивов. В процессе декодирования культурных матриц и создания новых кодов через движение от одного стационарного состояния к другому общество достигает динамического равновесия. Одновременно на основе общественного разделения труда дифференцируются функции и структуры, увеличивается автономность социальных единиц, развязываются ресурсы. Достаточно сложным является вопрос об источниках (факторах) С.Э., в качестве которых назывались самые различные явления (географическая сфера, экономика, классовая борьба и др.). Поскольку социальную жизнь правомерно рассматривать как взаимодействие, т.е. обмен духовным, культурным опытом, то здесь и возможно искать исходный пункт социальных изменений. Источник С.Э. - модели мира, создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют сво<

Наши рекомендации