Философия: мнение или знание?
Сочетания слов «философское знание», «философские науки» настолько прочно вошли в наш язык, что без них, кажется, невозможно обойтись. И во многих учебниках по философии она квалифицируется именно как наука. Но теперь мы видим, что это не совсем так или даже совсем не так.
Как мы отметили выше, философия существует как особый тип мировоззрения и как общая теория мировоззрения. В качестве мировоззрения она не является наукой, не является общезначимым знанием, а представляет собой мнение. Ну, конечно! Наряду с определенным представлением о мире, мировоззрение всегда включает в себя отношение к миру, его оценку, цели и ценности, а все это предполагает какого-то субъекта. Мировоззрение неизбежно субъективно, в то время как знание интерсубъективно. И если наука дает общезначимое знание о мире, то философия выражает субъективное мнение о мире того или иного философа.
Совершенно очевидно, что мнение субъективно, что у каждого человека свое мнение и каждый имеет право на собственное мнение. Мы согласны, что мнения нельзя оценивать с точки зрения истинности или ложности. И это справедливо также для философии как разновидности мнения. Мы говорим не о знании, а именно о мнении Платона, Абеляра или Вольтера по тому или иному философскому вопросу. Философия как мировоззрение есть мнение философа о мире и о себе.
Конечно, мнения бывают разных типов. Скажем, вы считаете Матисса великим художником – это ваше мнение. А мне он кажется бездарностью – это мое мнение. В подобных случаях нелепо спрашивать, а как же «на самом деле» – велик Матисс или бездарен? Наши мнения в данном случае выражают наше отношение к живописи Матисса, наши субъективные оценки его творчества, и хотя эти оценки могут быть диаметрально противоположными, тем не менее, нельзя сказать, что одна из них истинна, а другая ложна, ибо здесь нет никакого «на самом деле». В сфере мнений закон противоречия не действует. Многие мнения именно таковы и они входят в состав философских систем.
Мнениями называют также не только оценки, но и представления о вещах и положениях дел. Не оценка, не отношение, не вкус выражаются в таких мнениях, а представления, предположения о реальности, опирающиеся на интуицию и опыт. «Мне кажется, этот самолет не взлетит», - говорит опытный авиаконструктор, едва взглянув на новую модель самолета. «Я думаю, этот человек тяжело болен», - говорит опытный врач еще до всяких исследований и анализов. «Из этого ребенка выйдет толк», - говорит опытный педагог. Возможно, они не смогли бы обосновать своего мнения, но мнения такого рода уже гораздо ближе к знанию.
И такие мнения входят в философские системы. Их нельзя считать знанием, ибо нельзя проверить эмпирически или доказать логически. Однако такие мнения со временем могут стать знанием, когда появляется возможность проверки и доказательства. Когда Демокрит утверждал, что «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое», а в действительности существуют лишь атомы и пустота, то в У в. до н.э. это было лишь его субъективным, ничем не подтвержденным мнением о действительности. Аристотель полагал, что в центре Космоса находится бог – перводвигатель, который и вращает звездную сферу. Это тоже было его личным мнением. Но мнение Аристотеля впоследствии было отброшено, а мнение Демокрита превратилось в обоснованное знание. Когда пифагореец Филолай (У в. до н.э.), считая огонь более совершенным, нежели земля, помещает огонь в центр мира и приходит к мысли о том, что Земля должна двигаться, то мы сейчас ясно видим, что речь идет о мнении, которого, кстати сказать, долго никто не принимал всерьез. Только через две тысячи лет Коперник начинает превращать это мнение в знание.
Каждая философская система в целом – это совокупность мнений философа о мироздании. Некоторые из этих мнений интересны как выражение определенного субъективного отношения и могут разделяться многими людьми. Какие-то мнения философа быстро отбрасываются как выражение его ничем не подкрепленных и не оправдавшихся предположений. Но иногда мнения философа дают толчок научному поиску и трансформируются в знания. Мнение философа превращается в знание ученого. Так было со многими философскими идеями относительно космоса, биологической эволюции, государственного устройства и т.п. Возможно, когда-нибудь станут знанием и мнения философов о счастье, о добре и зле, о свободе или смерти.