Философия – теория мировоззрения
Однако определение философии как мировоззрения еще не исчерпывает вполне ее содержания. Как мы отметили выше, центром всякого мировоззрения является некий субъект – отдельный индивид, если речь идет об обыденном мировоззрении, или группа индивидов, когда мы имеем дело с религиозно-мифологическим мировоззрением. Всякое мировоззрение – это всегда чье-то мировоззрение. Но чьим мировоззрением является философия в целом? Мы обнаруживаем в ней мировоззрение Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Спинозы, Канта, выраженное в созданных ими философских системах. Есть ли в философии еще что-то помимо этих великих систем?
Да, есть. Это – общие мировоззренческие проблемы и категориальный аппарат для их формулировки и обсуждения. Мировоззренческие проблемы, встающие перед человеком, в общем остаются одними и теми же на протяжении тысячелетий (и в этом смысле иногда говорят, что проблемы философии являются вечными). И за время существования философии постепенно создавался специальный язык для формулировки и обсуждения этих проблем. Поэтому философия в целом представляет собой не только совокупность мировоззренческих систем, созданных великими мыслителями, но она включает в себя также набор мировоззренческих проблем и особый философский язык – средство их формулирования и решения. Изучение философии заключается, главным образом, в осознании важнейших мировоззренческих проблем и в овладении языком философии.
Конечно, категории сущности, субстанции, духа, материи, причины и т.п. в каждой конкретной философской системе приобретают специфическое содержание, причем разные философы порой придают им весьма далекие смыслы. Однако каждая философская система оставляет в категории некоторый осадок. Эти осадки наслаиваются друг на друга и образуют некоторое – пусть весьма бедное – содержание философской категории, независимое от той или иной философской системы. Правда, любая категория, вырванная из контекста определенной философской системы, способна превратиться в сухую скорлупку, лишенную ядра, крови и жизни. Но большая часть философских категорий черпает значительную часть своего содержания из обыденного мировоззрения. Философия как абстрактная теория мировоззрения как раз и изучает философские категории и отношения между ними.
Возьмем для примера категорию «добра». Гедонистические системы определяют добро как то, «что доставляет наслаждение и ведет к нему» (Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995, с.157). Утилитаризм вкладывает в эту категорию свое содержание: добро – это то, что полезно. Этика перфекционизма говорит о добре как о нравственном самосовершенствовании, а альтруизм видит в добре любовь и милосердие к ближнему. Если вырвать категорию «добро» из контекста разнообразных этических систем, то что останется в содержании этой философской категории? «Философский словарь» определяет «добро» как противоположность «зла» и как нечто нравственно положительное, как благо (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, статья «Добро и зло»). А вот заглянув в «Словарь русского языка С.И.Ожегова, мы обнаружим, что там «добро» истолковывается как нечто положительное, хорошее, полезное.
Посмотрим теперь на категорию «сущность». Разные философы под «сущностью» понимали очень разные вещи: одни считали сущностью глубинную конечную основу вещей и мира вообще, другие говорили о сущностях разных порядков, третьи подчеркивали относительный характер сущности и т.п. В словаре русского языка мы читаем, что сущность «внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь». Здесь очевидно влияние обыденного словоупотребления на философскую категорию. А вот с понятием «причины» дело обстоит несколько иначе. Словарь русского языка истолковывает «причину» как «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления». – Здесь, напротив, мы обнаруживаем почти буквальное воспроизведение смысла философской категории, взятое из философского словаря.
Вот это сходство философских определений категорий со значениями слов повседневного языка говорит о тесной связи философии с обыденным мировоззрением. Философия часто отталкивается от обыденного мировоззрения, многие ее фундаментальные категории заимствуются из повседневного языка и абстрактное содержание этих категорий сохраняет содержание обыденных понятий.Но за тысячелетия своего развития философия существенно обогатила обыденное содержание многих философских понятий. Она в значительной мере уточняет и проясняет значения категориальных слов повседневного языка. Понятие «сущность» в философии все-таки гораздо точнее и богаче повседневного использования этого слова. А как показывает наш последний пример, содержание некоторых понятий обыденное мировоззрение заимствует у философии. Все это свидетельствует о тесных взаимосвязях между философским и обыденным мировоззрением.
Таким образом, философия существует в виде конкретных мировоззренческих систем и в виде абстрактной теории таких систем, занятой разработкой категориального аппарата для их построения. Абстрактные философские категории и формулируемые с их помощью проблемы обеспечивают единство философии и являются основой коммуникации между представителями разных философских школ и направлений. Наполняя сухие философские категории собственным конкретным содержанием, философ, конечно, и проблемы, и их решения формулирует по-своему. Однако благодаря сохранению в категориях абстрактного содержания и их близости к понятиям обыденного мировоззрения, его проблемы и решения в какой-то мере могут быть поняты и оценены другими философами
В настоящее время философы редко берутся за создание цельных мировоззренческих систем. Это стало слишком трудоемким делом благодаря возросшей специализации и накоплению философского материала. Обычно они исследуют какие-то отдельные философские проблемы, углубляют и уточняют отдельные философские категории и принципы. Именно эта деятельность обеспечивает связь философии с реальной жизнью и с обыденным мировоззрением миллионов людей.