Модуль 3. философская онтология
Тема 8. Учение о бытии
В теме предусмотрено раскрытие основных категорий: бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Человеческое бытие. Общественное бытие. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Проблема идеального в философии.
Категория «Материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. В свое становлении понятие «материя» прошло несколько этапов: наглядно-чувственный (отождествление со стихией), субстанциональный (атом, вещество), философско–гносеологический (В.И. Ленин), субстанционально - аксиологический. Свойства материи: неуничтожимость, системность, структурность, бесконечность. На основе системного подхода зависимости от признаков выявляются структурные уровни организации материального мира. Способ существования материи – движение, классификацию форм движения представил Ф. Энгельс.
Пространство и время: сущности или свойства. Приступая к рассмотрению проблемы, уясните связь категорий пространства и времени с категориями материя и движение, выясните философский аспект проблемы и возможные пути ее решения:
Доньютоновские представления о пространстве и времени;
Пространство и время в классической физике;
Пространство и время в специальной и общей теории относительности.
Назовите основных представителей субстанциональной и атрибутивной концепций понимания времени и пространства и их взаимосвязи. Каково значение теории относительности в изменении представления о взаимосвязи пространственно-временных характеристик материи (А. Эйнштейн)? Назовите основные свойства пространства и времени. Время и вечность.
Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная – определите особенности и основные черты каждой представленной картины. Раскройте на основании изучения предложенного материала идею единства мира. Представьте этапы становления и развития научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия, философские и физические основания космологии, формирование идей саморазвивающейся Вселенной. При изучении данного вопроса рассмотрите следующие концепции происхождения жизни: гипотеза самозарождения; гипотеза панспермии; гипотеза А.И. Опарина; современные конкретно – научные и философские предпосылки решения вопроса о возникновении жизни на Земле. Укажите наиболее приемлемую гипотезу, свой ответ аргументируйте.
Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. При изучении данного вопроса выделите сущность религиозных представлений о Космосе и Вселенной, покажите различия между религиозным и мифологическим толкованием мира в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Для освоения курса необходимо:
1. Изучить учебники:
Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.
Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.
История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.
Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.
Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.
Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с
2. Ознакомиться с источниками
Августин, Блаженный Аврелий Время и жизнь / Августин Блаженный Аврелий / Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.394 - 398.
Гольбах, П.А. Природа не знает случайности / Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М.: Гардарика, 1997. – С.403 – 407.
Герцен, А.И. Письма об изучении природы. – М., 1946. – С. 105 – 106.
Винер, Норберг Движется ли вселенная к концу / Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.490 –492.
Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин и др. / Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.492 –503.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии – М.: Терра, 2002.
Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии: Соч. / С.Л. Франк. – М., 1990.
Хайдеггер, М. Бытие и время /Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.472 - 481.
3. Дополнительная литература
Баксанский, О.Е. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер // Вопр.филос. – 2002. - № 8.
Вальковская В.В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитие средств передвижения. // Философия. Общество. – 1999 - №4 – С.110
Гаденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии – 1997 - №7
Готнога А.В. Синергетика и нелинейные теории социальных изменений / А.В. Готнога // Философия и общество. – М, 2010. - № 2.
Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии – 1997 - №3.
Глой К. Проблема последнего обоснования динамических систем // Вопросы философии – 1994 - № 3.
Жданов Г.Б. О физической реальности и экспериментальной «невесомости» // Вопросы философии – 1998 - № 2.
Корухов, В.В. Методологические проблемы исследования структуры пространства // В.В. Корухов // Филос. Науки. – 2001. - № 3. С.157 – 179.
Кудрявцев, И.К. Синергетика как парадигма нелинейности / И.К. Кудрявцев, С.А. Лебедев // Вопр.филос. – 2002. – 12.
Левич, А.П. Научное постижение времени / А.П. Левич // Вопр.филос. – 1993. - № 4. – С.114 – 124.
Майданов, А.С. Миф как источник знания / А.С. Майданов // Вопр.филос. – 2004. - № 9.
Павлов, П.А. Моральное сознание между культурой и природой (а-культурой) / П.А. Павлов // Философские науки. – М, 2009. - № 1. – С. 97-113.
Резниченко, А.И. Категория Имени и опыты онтологии: Булгаков, Флоровский, Лосев / А.И. Резниченко // Вопр.филос. – 2004. - № 8.
Ровенский, Р.В. Самоорганизация как фактор направленного развития / Р.В. Ровенский // Вопр.филос. – 2002. - № 5.
Слуцкий М.С. и др. Философия естествознания. – М., 1966.
Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии – 1993 - №4.
Флоренский, П.А. Диалектический метод (из лекций 1918 г.) / П.А. Флоренский // Философские науки. – М, 2009. - № 6. – С. 98-100.
Черняк, Л. Органическое как аналогия разумного // Вопросы философии – 1997 - №1.
Хайтун, С.Д. Эволюция Вселенной / С.Д. Хайтун // Вопр.филос. – 2004. – 10.
Щукин, В.К. О филологическом образе мира / В.Г. Щукин // Вопр.филос. – 2004. - № 10.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии бытия (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
Материя: единство и многообразие форм проявления.
Социальная форма движения материи.
Бытие человека в мире природы.
Феномен самоорганизации в природе и обществе.
Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени.
Философское осмысление соотношения времени и вечности.
История становления категории «материя» в историко-философской мысли.
Принцип системности в истории философской мысли.
Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия.
Вопросы для самопроверки
1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.
2. Формирование философского понятия материя.
3. Современная наука о сложной организации и свойствах материи.
4. Движение. Движение и развитие. Движение и покой. Формы движения.
5. Пространство и время.
6. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.
7. Принцип системности и причинность.
8. Чем различаются обыденная, религиозная, философская, научная картины мира?
9. Определите сущность монизма, плюрализма и дуализма в понимании мира.
10. Что такое природа?
11. Определите свойства материи.
12. Каково значение теории относительности в формировании научной картины мира?
13. Определите структурные уровни развития материи.
14. Назовите способ существования материи.
15. Можно ли представить основу единства мира в материальности его предметов?
16. Чем отличаются взгляды материалистов и идеалистов на проблему единства и многообразие мира?
17. Что такое монизм? Можно ли сказать, что принцип монизма является основой формирования образа мира?
Тест для проверки знаний
1. Какое определение понятия бытия вы считаете правильным?
Бытие – это…
Вселенная
Материя
Природа и общество
Вся совокупность объективная и субъективная реальность
Окружающая нас действительность.
2. Укажите, какое из определений соответствует материализму.
Материя – это все то, что не является сознанием.
Материя – это абстракция, не имеющая под собой реального основания
материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Материя – это все , что обладает массой и энергией.
материя – это постоянная возможность ощущений.
3.Что вы понимаете под научной картиной мира?
Это – целостное представление о социальных и природных процессах.
это – образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах
Образ мира, созданный на основе отдельных наук.
Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук.
4.Определите из перечисленного важнейшие формы бытия
пространство
время
движение
системность
структурность
движение
5. Определите из перечисленного специфичность бытия человека
двойственность: одновременно природный телесный мир и мир сознания,
принадлежность к миру психическому
принадлежность к миру природному, органическому
6. Выберите из перечисленных свойства пространства
изотропность
многомерность
трехмерность
однородность
физическая относительность
протяженность
7. Определите свойства времени
обратимость
необратимость
протяженность
изотропность
длительность
относительность
однородность
одномерность
8. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов —
а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления;
г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
9. Какому философу —- Гегелю, Марксу, Платону, Плотину— какая трактовка бытия принадлежит?
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эмалирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное.
10. Какому философу — Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Ж. П. Сартру — какое определение бытия принадлежит?
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же;
г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.
11 Онтология как раздел философского знания— наука о всеобщем, в истории философии не называлась:
а) первая философия;
б) метафизика;
в) объективная логика;
г) эпистемология.