Тема 6.Современная западная философия
Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ – ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:
- существование предшествует сущности;
- сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.
Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».
Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?
Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.
Особое место в философии занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном.
Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).
Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).
Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).
Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Для освоения курса необходимо:
1. Изучить учебники
Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.
Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.
История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.
Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.
Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.
Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с
2. Ознакомиться с источниками
Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М., 1989.
Гадамер, Х.Г. Язык и понимание / Х.Г. Гадамер. – М., 1991.
Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.
Камю, А. Абсурдность мира // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин – М., 1997. – С.481 – 485
Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М.: Наука, 1990.
Карнап, Р. Философские основания физики / Р. Карнап. – М.: Прогресс, 1971.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.
Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20
Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж-П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.
Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - С. 186-370.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. / сост. И.С. Нарский. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.
Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.
Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
3. Дополнительная литература
Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.
Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.
Волкова, Е.В. Пространство символа и символ пространства / Е.В. Волкова // Вопр. Филос. – 2002. - № 11. – С.149 –164.
Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.
Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001 - № 11. – С.3 – 13.
Источникова А. В. Сравнительный анализ герменевтики М. М. Бахтина и М. Хайдеггера : учеб. пособие / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 110 с.
Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю)/ Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.
Кнабе , Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.
Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.
Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопр. Филос. – 2001. - № 9. – С.71 –82.
Семенов, В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке / В.С. Семенов // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 33-46.
Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.
Успенский, В.А. Витгенштейн и основания математики // Вопр. филос. – 1998 - № 5.
Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам современной философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
«Философия жизни» о проблеме человека.
Эволюция религиозной философии в ХХ веке.
Экзистенциализм и художественная литература.
Экзистенциализм в России.
Экзистенциализм о способах решения проблемы человека.
Христианский эволюционизм П. Тейярда де Шардена.
Аналитическая философия в ХХ веке.
Герменевтика и ее основные представители.
Синергетический подход в философии.
Компаративистский (сравнительно-исторический) подход и его возможности в философии.
Диалог различных систем в современных условиях.
Социальная философия франкфуртской школы.
Позитивизм: основные этапы формирования, исходные принципы и проблематика.
Противоречия научно-технического прогресса и их отражения в современной философии.
Философская антропология: становление и развитие.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины, вызвавшие необходимость появления новых философских гипотез.
2. Расскажите о позитивизме и его разновидностях
3. Определите, в чем отличие метафизики от позитивизма.
4. Чем отличается позитивизм от неопозитивизма?
5. Объясните особенности «философии жизни». Назовите представителей этого философского направления.
6. Представьте философские взгляды Ф. Ницше. В чем различие между идеями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра?
7. Что такое герменевтика?. Представьте основные идеи герменевтов.
8. Кем представлен психоанализ ХХ века? Какие проблемы были наиболее обсуждаемы мыслителями?
9. Представьте анализ проблемы бессознательного в философии Фрейда, Юнга, Фромма. Покажите различия в подходах.
10. Расскажите о прагматизме и его представителях.
11. Представьте основные направления аналитической философии ХХ века.
12. Расскажите о вкладе аналитиков в разработку методологии научно-исследовательских программ.
13. Расскажите о религиозно-идеалистической философии ХХ века ( Т. де Шарден, Э. Жильсон и др.)
14. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен).
15. Каковы основные направления экзистенциальной философии?
16. Что такое персонализм? Расскажите о философских взглядах Н. Бердяева.
17. Представьте интуитивистскую философию (Бергсон, Н.О. Лосский).
18. Раскройте сущность феноменологии, назовите ее представителей.
Вопросы для проверки знаний в виде контрольной работы.
1. Определите, кому могут принадлежать данные слова: «Свободный человек безнравствен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиций». Объясните, как вы понимаете смысл сказанного. Что по поводу данного вы думаете?
2. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Определите автора, которому могут принадлежать эти слова. Представьте философское направление.
3. О ком, как вы думаете, Л. Шестов писал: «Свою философию он назвал экзистенциальной – это значит: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить»? Представьте его философские взгляды.
4. В чем вы видите сущность философии экзистенциализма? Представьте основные направления экзистенциальной философии.
5. Представьте проблему взаимосвязи сознательного и бессознательного в деятельности с позиции психоанализа ХХ века.
6. Объясните фразу, высказанную Э. Фроммом : «Алчность и мир исключают друг друга». Что вы по этому поводу думаете?
7. В чем вы видите различие между позитивизмом, постпозитивизмом и неопозитивизмом? Объясните различия.
Тест для закрепления знаний
1.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма
эмпиризм
рационализм
интерес к анализу обыденного языка,
интерес к проблемам языка науки,
мировоззренческий нигилизм
интерес к проблемам логики
антропоцентризм
внимание к проблемам истины в познании
2. Укажите характерные черты экзистенциализма
интерес к проблеме личности
отождествление свободы и необходимости
представление бытия как целостности субъекта и объекта
рационализм
прагматизм
трагизм
дуализм
скептицизм
3. Определите сферу интересов феноменологии
очистить сознание от эмпирического содержания
преодолеть натурализм и историзм
преобразовать философию в строгую науку логики
найти строгое доказательство истины
обосновать необходимость эмпирических методов
4. Кому могут принадлежать данные слова: «Мир – это воплощенная воля»
И. Кант
А. Шопенгауэр
С. Кьеркегор
Ф. Ницше
5. Кто из мыслителей экзистенциалистов ввел в философии понятие «заброшенный-в-мир»?
К. Ясперс.
С. Кьеркегор
Ф. Ницше
М. Хайдеггер
6. Что подразумевается под архетипом?
первобытный образ
коллективное бессознательное
психический мир
бессознательный дух
7. Назовите проблемы, рассматриваемые аналитической философией ХХ века:
понимание предмета и сущности философии
стремление превратить философию в науку логики
проблемы онтологии
антропология
модель научной деятельности научного сообщества
проблема доказательства
8. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это
удел радости и прогресса
цепь тревоги, разочарований и мучений,
подобно маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот
серая и безликая «жизнь насекомых»
9.Центральная идея философии С. Кьеркегора:
- Человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу.
- Основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах.
- Духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам.
- Реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
10. Известна формулировка О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»
умозаключать;
распознавать;
не ошибаться;
быть способным делать.
11. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
Воля;
Материя;
Сила;
Душа.
12. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:
создании научных теорий и систем;
формулировании основных нравственных законов;
полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
13. В области этики Ницше выдвинул основной тезис провозглашенный им «переоценки ценностей»:
«Человек – это звучит гордо!»
«Горе слабому!»
«Человек человеку – бог».
«Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
14.В феноменологии явление и сущность составлены таким образом:
явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей
явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей
явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности
явление есть символическое отражение сущности.
15. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленной к ничто и сознающее свою конечность – это
мышление
переживание
экзистенция
научный факт.
16.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
совокупностью производственных отношений
божественным предопределением
собственным выбором человека своей цели
непостижимой судьбой.
17.В герменевтике, основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это
исследование философских письменных памятников
современная интерпретация древних идей
толкование и осмысления текста
сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
18.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма
А) эмпиризм г) интерес к проблемам языка науки
Б) рационализм д) мировоззренческий нигилизм
В) интерес к анализу обыденного языка е) интерес к проблемам логики
19. Соотнесите философские учения с их основателями:
А) экзистенциализм Конт, Спенсер
Б) позитивизм Сартр, Камю
В) неопозитивизм Пирс, Джемс
Г) прагматизм Шлейермахер, Гадамер
Д) герменевтика Витгенштейн, Карнап
20. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:
а) К. Поппер в) К. Маркс
б) К. Ясперс г) А. Тойнби
21. Критический рационализм как направление оформилось в:
а) структурализме в) постпозитивизме
б) прагматизме г) герменевтике
Тема 7.Русская философия
Необходимость осмысления важнейших исторических событий вызвала у русской общественной мысли глубокий интерес к наследию духовной мысли России, к корням философского знания, что позволило бы определению влияний и взаимовлияний философских течений. Одним из первых философов средневековья стал митрополит Илларион, стремивший обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.
Изучая русское философское наследие, вы сможете выявить: влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования, определить практически-нравственную и художественно-образную ориентацию русской философии.
Данный раздел предполагает, что в ходе изучения предлагаемых ниже источников студент сможет представить: формирование и основные периоды развития русской философской мысли, религиозные и светские традиции в отечественной философии, формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХVIII – первая половина ХIХ в.) - М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев.
В теме предполагается изложение следующих вопросов: просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы); русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); “философия естествознания” в России и ее основные проявления: Ф. Циолковский - основоположник ракетостроения и идеи «нравственности неба и земли»; Н. Федоров - «Философия общего дела» - «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»; В.И. Вернадский - «Научная мысль как планетарное явление» - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе»; А.Л. Чижевский - основатель космобиологии.
Особый интерес вызывает русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Изучив предложенные источники, вы сможете проследить влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Обратите внимание на сформировавшиеся философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике, которые оказывают влияние на всю философскую мысль России в целом и на каждого человека в частности, что подтверждали в своих произведениях И. Кант, Ф. Ницше, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и многие другие, подчеркивая место русской философской школы в мировой философской мысли. Для освоения необходимо:
1. Изучить учебники
1. Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.
2. Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана.
3. Губин В. Д. Философия. Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с
4. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
5. Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с.
2. Ознакомиться с источниками
Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.
Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1993
Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1991.
Соловьев, В.С. Сочинение в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.
Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М., Правда, 1990.
Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – с.413 – 415.
Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.
Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк // Общественные науки –1990. - №6.
Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопр филос. – 1990. -№ 6.
Хомяков, А.С. О старом и новом : Ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.
3. Дополнительная литература
Артемьева, Г.В. Европейская идентичность и российская ментальность / Г.В. Артемьева, М.И. Микешин // Вопр.филос. – 2002. – № 10.
Богданов, А.В. Западничество в России: история и современность / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2008. - № 3.
Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.
Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопр.филос. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.
Варавва, В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 167-171.
Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Наука,1995.
Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. – М.: Знание, 1990.
Григорьева, Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 39-49.
Звеерде, Э. Конец русской философии как русской? / Э. Звеерде // Вопр. филос. – 1998. - № 2.
Источникова А. В.Сравнительный анализ герменевтики М. М. Бахтина и М. Хайдеггера : учеб. пособие / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 110 с.
Карлов, Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании / Н.В. Карлов // Вопр. филос. – 1997. - №4.
Кузнецов, П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России / П.В. Кузнецов // Вопр. филос. – 1997. - № 8.
Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с
Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопр.филос. – 2002. - № 10.
Никольский, С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134.
Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопр.филос. – 2004. - № 11.
Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова. – М. : Педагогика. Пресс, 1993. – 367 с.
Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 20-29.
Степун, Ф.А. Ленин / Ф.А. Степун // Вопр. филос. – 2002 - № 8 – С.93 –97.
Смирнова, З.Н. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопросы философии – 1998 - № 11.
Флоренский сегодня: три точки зрения // Вопросы философии – 1997 - №5.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам русской философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.
Философия западников и славянофилов: общее и особенное.
Религиозно-идеалистическая философия в России.
Немецкая классическая философия и русская мысль.
Интуитивизм Н.О. Лосского.
Русская философия: основные этапы, проблемы и отличительные особенности.
Марксизм в России.
Современная философская мысль в России: основные школы, проблематика.
Место русской философии в мировой культуре.
В курсе изучения темы запланирована письменная работа с источниками:
Используя источники, указанные выше, выявить особенности русской философии. Для систематизации материала воспользуйтесь работой: Сагатовский, В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь / В.Н. Сагатовский // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.540 – 571.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите особенности русской философии.
2. Расскажите об этапах становления философской мысли в России.
3. Определите основные проблемы обсуждаемые русскими мыслителями на протяжении веков.
4. Расскажите о философской мысли эпохи Просвещения.
5. Представьте философские взгляды А.П. Радищева.
6. Расскажите о естественнонаучном материализме М.В. Ломоносова. Объясните сущность деизма в философии Ломоносова.
7. Определите вклад славянофилов и западников в решение проблемы человека в России.
8. Расскажите об истоках философии славянофильства и западничества. Дайте сравнительную характеристику течениям.
9. Расскажите о развитии революционно – демократического направления в философии.
10. Можно ли сказать, что на мыслителей оказал влияние Л. Фейербах? Свой ответ обоснуйте.
11. Представьте философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
12. Расскажите о метафизике всеединства В.С, Соловьева
13. Можно ли назвать философию Н.А. Бердяева философией персонализмом? Свой ответ обоснуйте.
14. Расскажите об идее всеединства в философии космизма.
15. Представьте философские взгляды В.И. Вернадского.
16. Определите, какие открытия были сделаны А. Чижевским?
17. Какое влияние на развитие русской философской мысли оказал марксизм?
18. Назовите основные направления философской мысли в современной России.