Тема 5. Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)
Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов, обусловивших в целом характерные черты мировоззрения: социально-экономические и технические изменения, падение авторитета церкви, рост интереса к науке. В философии на первое место выходят проблемы гносеологии. Особое место занимает спор между эмпиризмом и рационализмом. Изучая источники, выявите основные черты философии Ф. Бэкона, утверждавшего, что в философии существуют три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Она должна, отбросив свою отвлеченную форму, войти в «законное супружество» с естествознанием. Основной мотив его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. Именно Ф. Бэкон обосновывает необходимость применения метода индукции в доказательстве. Прочитав «Новый органон» раскройте суть философии «идолов», приведите доводы мыслителя, подтверждающие правоту метода «пчелы».
Рационалистическая методология отражена в философии Р. Декарта. Основные положения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах. Изучая первоисточник, раскройте эти правила, используя источники и учебники. Объясните суть высказывания Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». На основании данного определения представьте роль сомнений в познании. Декартовская философия разделена на две части: физику – общую теорию природы и «метафизику» - общее учение о душе и Боге. Он становится на позиции дуализма - это дуализм науки и схоластики: дуализм субстанций (духовная и материальная), на котором основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология, связывающим звеном между которыми являлся Бог, установив законы природы, предоставил ее своему течению, и деизма.
В дальнейшем разворачивается спор между последователями Бэкона и Декарта. Так, Т. Гоббс, в своих работах «Основы философии», «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» продолжает развивать позицию Ф. Бэкона, придерживаясь основной формулы сенсуализма. Объясните суть высказывания Т. Гоббса: «понимание есть не что иное, как представление, вызванное речью». Именно Гоббс утверждает вечность материи, основой тел – делимые до бесконечности корпускулы.
Особый интерес вызывают взгляды Гоббса на государство и его теория общественного договора. Сравните взгляды на государство Т. Гоббса и Дж. Локка, покажите различия.
Проблема источника знания стала центральной и в философии Дж. Локка, исходя из установки: душа новорожденного - «tabula rasa». Объясните суть концепцию «первичных» и «вторичных» качеств. В этике он развивает концепцию утилитаризма и эвдемонизма: моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию.
Продолжает рационализм Б. Спиноза, который первопричиной объявляет субстанцию, бесконечную в пространстве и времени, единую, выражающуюся в атрибутах (протяжение, мышление). Мир единичных вещей – совокупность модусов, все обусловлено и необходимо. Объясните суть высказывая Спинозы: «не смеяться, не плакать, а понимать». Сравните взгляды Спинозы и Лейбница. Объясните принципы философской системы, сформулированные Лейбницем:
Принцип всеобщих различий;
Принцип непрерывности;
Принцип дискретности;
Принцип всеобщей связи
Принцип минимума и максимума
В эпоху Просвещения продолжают развиваться идеи эмпиризма Локка в философских системах субъективного идеализма и субъективизма Беркли, пришедший к фундаментальной идее: «В действительности предмет и ощущение суть одно и тоже и потому не могут быть отвлечены друг от друга» - «Существовать значит быть воспринимаемым». На основе источника «Материя не существует» Дж. Беркли определите понимание материи философом. Источником наших ощущений мыслитель видел в Боге или духе. Юм отвергает любую возможность познания посредством ощущений: наш разум оперирует только лишь содержанием наших ощущений, но не тем, что их вызывает. Природа держит нас на расстоянии, поэтому невозможно доказать ни существование, ни «несуществование» материи. Объясните, почему? Рассмотрите проблему причинности в философии Юма.
Особое место в философии эпохи Просвещения занимает французская школа в лице Вольтера, философские взгляды которого формировались под сильным влиянием Локка. Разделяя атомистическую концепцию Вольтер разрабатывает принцип причинности и распространяет его на психику: «Человек свободен тогда, когда он может сделать то, чего он хочет». Ш.Л. Монтескье разрабатывает свою работу «Дух законов», в которой формируется географический детерминизм. Ж.Ж. Руссо объявляет человека виновником своих собственных бед и пытается разобраться в причинах неравенства. Французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций Гольбах формирует материалистическую картину бытия, учение о человеке: «Наша жизнь – это линия, которую мы должны по ведению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни один момент». Объясните суть высказывания Гольбаха. Интересны и их социально- политические взгляды.
Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.
Рассмотрите основные положения философского учения И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. На основе произведения И. Канта «Критика чистого разума» объясните суть априорных идей. Практическому применению разума или этике Канта посвящена работа «Критика практического разума» и известная «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего, из-за ее категорического императива. Определите этот императив.
Раскройте суть трансцендентального идеализма последователей И. Канта. Известна формула Гегеля: «все действительное разумно, все разумное действительно». Что такое целое, по Гегелю? Энциклопедия философских наук Гегеля раскрывает суть метафизики мыслителя, которая отличается от рационализма Спинозы двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой. Рассмотрите систему и метод в его учении. Обратите внимание, что логика – это и есть философская система Гегеля. Это мысль, мыслящая самое себя. Абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме себя. Постарайтесь графически изобразить суть гегелевской системы. Особое место в философии занимает проблема метода, который получил название диалектического: это «столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе» - Тезис—Антитезис—Синтез. Благодаря этому методу Гегелю удается показать реальность целого – и только его, а не отельных частей, что позволяет изучить природу развития. Найдите противоречия системы Гегеля, покажите противоречивый характер гегелевского понимания развития. Представьте философию истории Гегеля.
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Формируются социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма произошла благодаря работам Л. Фейербаха, философия которого стала ответом на распад гегелевской школы. В своей работе «Сущность христианства» мыслитель выступил с критикой идеалистической философии. Его философия становится антропологической. Он признает единство души и тела человека. В теории познания проявился его сенсуализм. Критерием бытия становится любовь. По Фейербаху, объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека – это другой человек, «Ты». Учение Л. Фейербаха оказало огромное влияние на К. Маркса. На основе изучения материала, докажите, что гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от различных форм отчуждения и развития его природной сущности.
Найдите общие черты философии К. Маркса, Ф. Энгельса и представителями немецкой классической философии. Марксистская философия, как философия 40-х годов XIX века, вобрала в себя диалектику Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, идеи французских просветителей и английскую политэкономию А. Смита и П. Рикардо. Разработано ряд важнейших положений: материалистическая диалектика, ставшая продолжением диалектики немецкого идеализма, новое понимание гносеологии, где познание есть отражение материальной действительности в сознании человека, материалистическое понимание общества, теорию классов и классовой борьбы, теорию формаций с позиции: «Философии лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
Чтобы представить философские идеи мыслителей необходимо:
1. Изучить учебники:
Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.
Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.
История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.
Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.
Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.
Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с
2. Ознакомиться с источниками:
Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.400 –402.
Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.224 – 227.
Гегель Г.В.Ф. Противоречия и скачки // Хрестоматия по философии/ Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. –С.407 –410.
Гегель Г.В.Ф. Наука логика. – М., 1972. Т.3. – С.296 –299.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: В 6т. – М., 19673. – Т.1.
Кант, И. Критика практического разума / И. Кант// Соч.: В 6т. – М., 1966. – Т.4. – Ч.1.
Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.227 – 234.
Лейбниц, Г.В. Монадология / Г.В. Лейбниц // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.235 .
Спиноза, Б. Понятия субстанции атрибута. /Б. Спиноза //Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М. : Гардарика, 1997. – С.398 –400.
Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейербах. – М., 1955. – Т.1, 2.
Фихте, И.Г. Назначение человека / И.Г. Фихте //Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертности и бессмертии. – М., 1995. – С.28-32.
Дополнительная литература
Коротких, В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля / В.И. Коротких // Вопр.филос. – 2003. - № 4.
Кучеренко, А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта / А.В. Кучеренко // Философия и общество. – 2010. - № 4.
Марксизм и современность // Социально-гуманитарные знания – 2002 - №1. – С.257 –285.
Мачкарина О. Д.Философия. Курс лекций : учеб. пособие для вузов / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. - 191 с.
Мачкарина О. Д.Рецепция немецкой философии в России XIX века : монография / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 203 с. - Библиогр.: с. 186-203. - ISBN 978-5-86185-468-9 : 495-43.
Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII века / И.С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1973.
Ойзерман, Т.И. К характеристике трансендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии – 1996 - №6.
Ойзерман, Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм / Т.И. Ойзерман // Вопр.филос. – 2002. - № 3. – С.16 – 31.
Панафидина, О.П. Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм (К вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии) / О.П. Панафидина // Вопросы философии. – М, 2011. – № 4. - С. 177-185.
Рассел, Б. История западной философии: В 3-х книгах. /Б. Рассел/. – Новосибирск, 2001. – кн. 3. – Глава 1. – С. 624 -778.
Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней: В 3 т. / Дж. Реале, Д. Антисери– СПб.: ТОО «Петрополис», 1996. – Т.3.
Розеншток – Хюсси, О. Прощание с Декартом. Значение юмора для выживания // Вопросы философии -–1997 - № 8.
Самарская, Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм / Е.А. Самарская // Вопрс.филос. – 2004. - № 8.
Философия : метод. указ. и программа для подготовки к вступит. экзамену в асп. по курсу "Философия" / [сост. Гошевский В. О.] ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т", Каф. филос. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. - 99 с.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии Нового времени (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы рефератов, докладов, эссе
Основные принципы учения о материи, движении и познании в философии Гоббса, Спинозы, Локка.
Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
Рационализм Нового времени и современность.
Социально-философская мысль эпохи Нового времени и ее актуальность..
Проблема человека и ее решение в эпоху Нового времени.
В теме запланирована письменная работа по вопросам:
1. Составьте сравнительную таблицу философский идей рационалистов и эмпириков Европы в период Нового времени по проблеме познания истины.
2. Сравните взгляды представителей эмпирической направления: Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: представьте общее и особенное во взглядах на проблему возможности познания и путей постижения истины.
3. Выявите особые черты взглядов французских материалистов на проблемы познания и путей постижения истины, проблемы понимания бытия и места в нем человека (в сравнении с мыслителями Англии, Германии).
4. Используя материал учебников и предлагаемых работ, дать сравнительную характеристику философским взглядам И. Канта и И. Фихте. Показать особенности субъективного идеализма в немецкой классической философии. См. : Гайденко, П.П. Трансформация кантовской теории времени в науконаучении Фихте. Время как продуктивная способность воображения / П.П. Гайденко // Вопр.филос. – 2004. - № 1.
5. Используя предлагаемый материал, дать развернутую характеристику объективного идеализма немецкой классической философии. Выявить различия в философских системах Г.В.Ф. Гегеля и В.Ф.И. Шеллинга.
6. Представить антропологический материализм Л, Фейербаха, используя работу «Сущность христианства».
Вопросы для обсуждения по теме:
1. Объясните, что подразумевает И. Кант под априорным знанием. Объясните суждение Канта: «Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие».
2. Будет ли нравственен торговец, честность которого обусловлена его интересом – с точки зрения И. Канта? Каким знанием должен руководствоваться человек?
3. Заповеди «не лги», «не укради» представьте с точки зрения кантовского категорического императива.
4. Что такое антиномии Канта? Почему Кант вывел в своей философии подобные антиномии?
5. В какой формуле можно выразить диалектику Г.В.Ф. Гегеля? Что общего между диалектикой Гегеля, Платона, Сократа и Канта?
6. Что такое абсолютная идея у Г.В.Ф Гегеля? Почему она так называется? Объясните, какой смысл вкладывал в это понятие Гегель.
7. «Абсолютную идею можно сравнивать со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни». Объясните суть высказывания Гегеля.
8. Что такое диалектический метод Гегеля? Как соотносятся между собой диалектика и метафизика Гегеля?
9. Верно ли высказывание, что «Фейербах является сенсуалистом»? Свою мысль поясните.
10. Существует ли преемственность взглядов Гегеля, Фейербаха и Маркса? Определите: что общего и в чем различие данных философских представлений.
11. Существует ли преемственность в философских идеях Канта и Гегеля? Свой ответ обоснуйте.
12. Объясните, с чем, по-вашему, связан распад философской школы Гегеля. Каково различие между старогегельянцами и младогегельянцами?
13. В чем вы видите новизну философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса? Объясните, в чем состоял вклад марксизма в философскую сокровищницу.
Вопросы для самопроверки
1. Кому принадлежит известное высказывание: «Знание – сила»? Объясните его философский смысл.
2. Объясните, в чем состояла метафизика Р. Декарта?
3. Объясните суть метода «картезианского сомнения». Кто автор данной идеи?
4. «Есть четыре идола, которые осаждаю умы людей…». Продолжите фразу, определите: кому принадлежат данные слова и представьте их философский смысл.
5. «Мыслю – следовательно существую». Назовите автора данного утверждения? Объясните смысл сказанного.
6. Объясните различие между эмпиризмом и рационализмом.
7. Определите, в чем новизна эмпиризма Дж. Локка?
8. «Мы суетимся вокруг знания и жертвуем для постижения его своей жизнью, между тем как – увы! – мы никогда ничего не знаем. (Д. Беркли). Объясните суть данной гносеологии. Сравните ее с сократовским подходом: «Я знаю, что ничего не знаю».
9. «Свобода есть осознанная необходимость». Кому могут принадлежать данные слова? Объясните их смысл.
10. Проблема достоверности научного знания и его границы в философии И. Канта.
11. Расскажите о сущности мира «феноменов». Объясните, почему данный мир Кант назовет миром «вещей для себя».
12. Ноуменальный мир. Представьте взгляд Канта на мир «вещей в себе». Объясните различие двух миров.
13. Какие вопросы в философии были поставлены И. Кантом впервые. Можно ли сказать, что немецкий мыслитель стал основоположником гносеологии? Свое мнение обоснуйте.
14. Определите суть антиномий Канта, определите их место в немецкой диалектике.
15. Объясните представление Канта о свободе: свободе в мире вещей, в мире явлений и мире человека.
16. Расскажите о предназначении человека с позиции И. Канта.
17. Что такое императив? О каких императивах идет речь в философской системе Канта?
18. Объясните суть долженствования в понимании И. Канта, Фихте, Гегеля.
19. Расскажите о философской системе Гегеля.
20. Представьте различия в философских воззрениях Канта, Фихте, Шеллинга.
21. Что такое объективный идеализм? Назовите представителей объективного идеализма в немецкой классической философии.
22. Расскажите о философских взглядах Л. Фейербаха.
23. Представьте основные идеи марксизма.
24. Назовите причины возникновения марксизма.
25. Что общего между взглядами на мир И. Канта, Г.В.Ф Гегеля, К. Маркса. Каков вклад К. Маркса в философию?