Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия - высшее достижение западной рационалистической философии. Она является непосредственным продолжением философии Просвещения, но при этом дает собственное решение ее проблем и выдвигает ряд новых. Определяющей чертой немецкой классической философии является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории. Основными особенностями немецкой классической философии являются: 1) создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля; 2) обоснование активности мышления; 3) значительное расширение исследования психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов; 4) введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы (Гегель); 5) разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства; 6) появление новой - антропологической - формы материализма (Фейербах).
ИММАНУúЛ КАНТ (1724-1804)
Родоначальник немецкой классической философии. Всю свою жизнь прожил в Кёнигсберге (ныне Калининград), где в 1745 г. окончил университет и работал доцентом, а затем профессором. В научной деятельности И.Канта выделяются два периода: докритический(до 70-х годов XVIII в.), характеризующийся особым интересом Канта к естественнонаучной проблематике и критический (с 70-х годов XVIII в.), связанный с разработкой концепции новой, критической философии. Главными работами И.Канта являются: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.
КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
...Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критика чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания. Органоном чистого разума должна быть совокупность тех принципов, на основе которых можно приобрести и действительно осуществить все чистые априорные знания. Полное применение такого органона дало бы систему чистого разума. Но так как эта система крайне желательна и еще неизвестно, возможно ли и здесь вообще какое-нибудь расширение нашего знания и в каких случаях оно возможно, то мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума, и польза ее по отношению к спекуляции в самом деле может быть только негативной: она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений, что уже представляет собой значительную выгоду. Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией. <…>
Философское познание есть познание разумом посредством понятий, а математическое знание есть познание посредством конструирования понятий. <…>
...Ñóùåñòâåííîå ðàçëè÷èå ìåæäó ýòèìè äâóìÿ âèäàìè ïîçíàíèÿ ðàçóìîì çàêëþ÷àåòñÿ â... èõ ôîðìå, à íå îñíîâûâàåòñÿ íà ðàçëè÷èè ìåæäó èõ ìàòåðèåé èëè ïðåäìåòàìè. Òå, êòî ïûòàåòñÿ îòëè÷èòü ôèëîñîôèþ îò ìàòåìàòèêè, ïîëàãàÿ, ÷òî ïåðâàÿ èìååò îáúåêòîì òîëüêî êà÷åñòâî, à âòîðàÿ - òîëüêî êîëè÷åñòâî, ïðèíèìàþò äåéñòâèå çà ïðè÷èíó. Ôîðìà ìàòåìàòè÷åñêîãî ïîçíàíèÿ åñòü ïðè÷èíà òîãî, ÷òî îíî ìîæåò áûòü íàïðàâëåíî òîëüêî íà êîëè÷åñòâà... Âïðî÷åì, ôèëîñîôèÿ çàíèìàåòñÿ è âåëè÷èíàìè, òàê æå êàê è ìàòåìàòèêà, íàïðèìåð, öåëîêóïíîñòüþ, áåñêîíå÷íîñòüþ è ò.ä.  ñâîþ î÷åðåäü ìàòåìàòèêà çàíèìàåòñÿ è ðàçëè÷èåì ìåæäó ëèíèÿìè è ïëîñêîñòÿìè êàê ïðîñòðàíñòâàìè, îáëàäàþùèìè ðàçëè÷íûì êà÷åñòâîì... Íî õîòÿ â òàêèõ ñëó÷àÿõ îíè èìåþò îáùèé ïðåäìåò, òåì íå ìåíåå ñïîñîá ðàññìîòðåíèÿ åãî ðàçóìîì â ôèëîñîôñêîì è ìàòåìàòè÷åñêîì èññëåäîâàíèÿõ ñîâåðøåííî ðàçëè÷åí. Ôèëîñîôèÿ äåðæèòñÿ òîëüêî îáùèõ ïîíÿòèé, à ìàòåìàòèêà íè÷åãî íå ìîæåò äîáèòüñÿ ïîñðåäñòâîì îäíèõ ëèøü ïîíÿòèé è òîò÷àñ ñïåøèò [ïåðåéòè] ê ñîçåðöàíèþ. <…>
Êàêîâà ïðè÷èíà ýòîãî ñòîëü ðàçëè÷íîãî ïîëîæåíèÿ ôèëîñîôà è ìàòåìàòèêà, êîãäà îäèí èç íèõ èçáèðàåò ñâîé ïóòü èñõîäÿ èç ïîíÿòèé, à äðóãîé - îïèðàÿñü íà ñîçåðöàíèÿ, êîòîðûå îí ïîêàçûâàåò a priori ñîîáðàçíî ïîíÿòèÿì? Ïðè÷èíà ýòîãî ÿñíà èç îñíîâ òðàíñåíäåíòàëüíîãî ó÷åíèÿ... Çäåñü ðå÷ü èäåò íå îá àíàëèòè÷åñêèõ, ïîëîæåíèÿõ, êîòîðûå ìîæíî ïîëó÷èòü ïîñðåäñòâîì îäíîãî ëèøü ðàñ÷ëåíåíèÿ ïîíÿòèé (â ýòîì äåëå ôèëîñîô, áåç ñîìíåíèÿ, îäåðæàë áû âåðõ íàä ñâîèì ñîïåðíèêîì), à î ñèíòåòè÷åñêèõ ïîëîæåíèÿõ, è ïðèòîì òàêèõ, êîòîðûå äîëæíû áûòü ïîçíàíû a priori. <…>
Îñíîâàòåëüíîñòü ìàòåìàòèêè çèæäåòñÿ íà äåôèíèöèÿõ, àêñèîìàõ è äåìîíñòðàöèÿõ. ß îãðàíè÷óñü óêàçàíèåì íà òî, ÷òî íè÷òî èç ïåðå÷èñëåííîãî â òîì çíà÷åíèè, êàêîå îíî èìååò â ìàòåìàòèêå, íåïðèìåíèìî â ôèëîñîôèè è íå ìîæåò áûòü ïðåäìåòîì ïîäðàæàíèÿ, ÷òî ãåîìåòð, ïîëüçóÿñü ñâîèì ìåòîäîì, ìîæåò ñòðîèòü â ôèëîñîôèè ëèøü êàðòî÷íûå äîìèêè, à ôèëîñîô ñî ñâîèì ìåòîäîì ìîæåò ïîðîäèòü â ìàòåìàòèêå ëèøü áîëòîâíþ; ìåæäó òåì çàäà÷à ôèëîñîôèè èìåííî â òîì è ñîñòîèò, ÷òîáû îïðåäåëÿòü ñâîè ãðàíèöû. <…>
...Âåëè÷àéøàÿ è, áûòü ìîæåò, åäèíñòâåííàÿ ïîëüçà âñÿêîé ôèëîñîôèè ÷èñòîãî ðàçóìà òîëüêî íåãàòèâíàÿ: ýòà ôèëîñîôèÿ ñëóæèò íå îðãàíîíîì äëÿ ðàñøèðåíèÿ, à äèñöèïëèíîé äëÿ îïðåäåëåíèÿ ãðàíèö, è, âìåñòî òîãî ÷òîáû îòêðûâàòü èñòèíó, ó íåå ñêðîìíàÿ çàñëóãà: îíà ïðåäîõðàíÿåò îò çàáëóæäåíèé.
Îäíàêî äîëæåí æå ãäå-íèáóäü ñóæåñòâîâàòü èñòî÷íèê ïîëîæèòåëüíûõ çíàíèé, ïðèíàäëåæàùèõ ê îáëàñòè ÷èñòîãî ðàçóìà è, áûòü ìîæåò, òîëüêî ïî íåäîðàçóìåíèþ ïîðîæäàþùèõ îøèáêè, à íà ñàìîì äåëå ñîñòàâëÿþùèõ öåëü óñèëèé ðàçóìà. Äåéñòâèòåëüíî, ÷åì æå èíûì ìîæíî îáúÿñíèòü íåèñòðåáèìóþ æàæäó ðàçóìà ñòàòü òâåðäîé íîãîé ãäå-òî çà ïðåäåëàìè îïûòà? Îí ïðåä÷óâñòâóåò ïðåäìåòû, ïðåäñòàâëÿþùèå äëÿ íåãî îãðîìíûé èíòåðåñ. Îí âñòóïàåò íà ïóòü ÷èñòîé ñïåêóëÿöèè, ÷òîáû ïðèáëèçèòüñÿ ê íèì; îäíàêî îíè áåãóò îò íåãî. Íàäî ïîëàãàòü, ÷òî íà åäèíñòâåííîì ïóòè, êîòîðûé åùå îñòàåòñÿ äëÿ íåãî, à èìåííî íà ïóòè ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ, îí ìîæåò íàäåÿòüñÿ íà áîëüøåå ñ÷àñòüå. <…>
Ñèñòåìà âñÿêîãî ôèëîñîôñêîãî ïîçíàíèÿ åñòü ôèëîñîôèÿ. Ìû áåðåì åå îáúåêòèâíî, åñëè ðàçóìååì ïîä íåé îáðàçåö êðèòè÷åñêîãî ðàññìîòðåíèÿ âñåõ ïîïûòîê ôèëîñîôñòâîâàòü, èìåþùåãî öåëüþ ðàññìîòðåòü âñÿêóþ ñóáúåêòèâíóþ ôèëîñîôèþ, çäàíèå êîòîðîé ñòîëü ìíîãîîáðàçíî è èçìåí÷èâî.  ýòîì ñìûñëå ôèëîñîôèÿ åñòü òîëüêî èäåÿ âîçìîæíîé íàóêè, êîòîðàÿ íèãäå íå äàíà in concreto, íî ê êîòîðîé ìû ïûòàåìñÿ ïðèáëèçèòüñÿ ðàçëè÷íûìè ïóòÿìè, ïîêà íå áóäåò îòêðûòà åäèíñòâåííàÿ, ñèëüíî çàðîñøàÿ ÷óâñòâåííîñòüþ òðîïèíêà è ïîêà ÷åëîâåêó íå óäàñòñÿ, íàñêîëüêî ýòî äîçâîëåíî åìó, ñäåëàòü äî ñèõ ïîð íå óäàâàâøóþñÿ êîïèþ ðàâíîé îáðàçöó. Ïîêà ýòîãî íå ñëó÷èòñÿ, íåëüçÿ îáó÷àòü ôèëîñîôèè; â ñàìîì äåëå, ãäå îíà, êòî îáëàäàåò åþ è ïî êàêîìó ïðèçíàêó ìîæíî åå óçíàòü? [Òåïåðü] ìîæíî îáó÷àòü òîëüêî ôèëîñîôñòâîâàíèþ, ò.å. óïðàæíÿòü òàëàíò ðàçóìà íà íåêîòîðûõ èìåþùèõñÿ ïðèìåðàõ â ñëåäîâàíèè îáùèì ïðèíöèïàì åãî, îäíàêî âñåãäà ñîõðàíÿÿ ïðàâî ðàçóìà èññëåäîâàòü ñàìûå èñòî÷íèêè ýòèõ ïðèíöèïîâ è ïîäòâåðäèòü ýòè ïðèíöèïû èëè îòâåðãíóòü èõ.
Îäíàêî ïîêà ÷òî ïîíÿòèå ôèëîñîôèè åñòü ëèøü øêîëüíîå ïîíÿòèå, à èìåííî ïîíÿòèå î ñèñòåìå çíàíèÿ, èññëåäóåìîãî ëèøü â êà÷åñòâå íàóêè ñ îäíîé òîëüêî öåëüþ - ñèñòåìàòè÷åñêîå åäèíñòâî ýòîãî çíàíèÿ, ñòàëî áûòü, ëîãè÷åñêîå ñîâåðøåíñòâî åãî. Íî ñóùåñòâóåò åùå ìèðîâîå ïîíÿòèå..., êîòîðîå âñåãäà ëåæàëî â îñíîâå òåðìèíà ôèëîñîôèÿ, â îñîáåííîñòè êîãäà ýòî ïîíÿòèå, òàê ñêàçàòü, ïåðñîíèôèöèðîâàëîñü è ïðåäñòàâëÿëîñü êàê áû â èäåàëå ôèëîñîôà êàê îáðàçöà.  ýòîì ñìûñëå ôèëîñîôèÿ åñòü íàóêà îá îòíîøåíèè âñÿêîãî çíàíèÿ ê ñóùåñòâåííûì öåëÿì ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà..., è ôèëîñîô åñòü íå âèðòóîç ðàçóìà..., à çàêîíîäàòåëü ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà. Íàçûâàòü ñåáÿ ôèëîñîôîì â òàêîì ñìûñëå è ïðåòåíäîâàòü íà òî, ÷òîáû ñðàâíÿòüñÿ ñ îáðàçöîì, ìûñëèìûì òîëüêî â èäåå, áûëî áû ÷åðåñ÷óð ñìåëî.
Ìàòåìàòèê, åñòåñòâîèñïûòàòåëü, ëîãèê, êàê áû äàëåêî íå ïðîäâèíóëèñü ïåðâûå âïîçíàíèè ðàçóìà, à ïîñëåäíèé îñîáåííî â ôèëîñîôñêîì ïîçíàíèè, âñå æå ìîãóò áûòü òîëüêî âèðòóîçàìè ðàçóìà. Íî ó íàñ åñòü åùå èäåàë ó÷èòåëÿ, ðóêîâîäÿùåãî âñåìè èìè è ïîëüçóþùåãîñÿ èìè êàê îðóäèÿìè äëÿ ñîäåéñòâèÿ ñóùåñòâåííûì öåëÿì ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà. Òîëüêî òàêîãî ó÷èòåëÿ ñëåäîâàëî áû íàçâàòü ôèëîñîôîì; íî òàê êàê òàêîãî ó÷èòåëÿ íèãäå íåò, à èäåÿ åãî çàêîíîäàòåëüñòâà âñòðå÷àåòñÿ âî âñÿêîì ÷åëîâå÷åñêîì ðàçóìå, òî ìû áóäåì äåðæàòüñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ýòîé èäåè è îïðåäåëèì áîëåå òî÷êî, êàêîå ñèñòåìàòè÷åñêîå åäèíñòâî ïðåäïèñûâàåò ôèëîñîôèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ öåëåé ñîãëàñíî ýòîìó ìèðîâîìó ïîíÿòèþ. <…>
Êîíå÷íàÿ öåëü åñòü íå ÷òî èíîå, êàê âñå ïðåäíàçíà÷åíèå ÷åëîâåêà, è ôèëîñîôèÿ, èññëåäóþùàÿ ýòó öåëü, íàçûâàåòñÿ ìîðàëüþ. Ââèäó ýòîãî ïðåèìóùåñòâà ìîðàëüíîé ôèëîñîôèè ïåðåä âñåìè îñòàëüíûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè ðàçóìà äðåâíèå ðàçóìåëè ïîä èìåíåì ôèëîñîôà îäíîâðåìåííî è ãëàâíûì îáðàçîì ìîðàëèñòà; äàæå è òåïåðü âíåøíèé âèä ñàìîîáëàäàíèÿ, äîñòèãàåìîãî ïðè ïîìîùè ðàçóìà, äàåò ïîâîä ïî àíàëîãèè íàçûâàòü ÷åëîâåêà ôèëîñîôîì, õîòÿ áû åãî çíàíèå áûëî îãðàíè÷åííûì.
Çàêîíîäàòåëüñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà (ôèëîñîôèÿ) èìååò äâà ïðåäìåòà - ïðèðîäó è ñâîáîäó è, ñëåäîâàòåëüíî, ñîäåðæèò â ñåáå êàê åñòåñòâåííûé, òàê è íðàâñòâåííûé çàêîí ïåðâîíà÷àëüíî â äâóõ ðàçëè÷íûõ ñèñòåìàõ, à çàòåì â îäíîé ôèëîñîôñêîé ñèñòåìå. Ôèëîñîôèÿ ïðèðîäû èìååò äåëî ñî âñåì, ÷òî åñòü, à íðàâñòâåííàÿ - òîëüêî ñ òåì, ÷òî äîëæíî áûòü.
Всякая философия есть или знание, основанное на чистом разуме, или знание разума, основанное на эмпирических принципах. Первая называется чистой, а вторая эмпирической философией.
Философия чистого разума есть или пропедевтика (предварительное упражнение), исследующая способность разума в отношении всего чистого априорного знания, и называется критикой, или же эта философия есть система чистого разума (наука), т.е. все (истинное и мнимое) философское знание, основанное на чистом разуме в систематической связи, и называется метафизикой.
(Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. С.44, 423-425, 430, 466-467, 489-491)
ГЕОРГ ГéГЕЛЬ (1770-1831)
Самый выдающийся представитель немецкой классической философии, разработавший основополагающие принципы, законы и категории диалектики и создавший грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую все научное знание его эпохи. Система Гегеля состоит из 3-х частей: логики, философии природы и философии духа. Основой мира провозглашается мировой разум, который развивается по принципу триады. Суть этого развития составляет процесс самопознания мирового разума, осуществляемый через его воплощение (опредмечивание) в природе и обществе. Подобное самоотчуждение, последовательное превращение в свою противоположность, позволяет мировому разуму как-бы взглянуть на себя со стороны, раскрыть заложенные в нем потенциальные возможности и, тем самым, осознать себя и обрести полноту и целостность. Главными работами Гегеля являются: “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
§ 1
Философия лишена того преимущества, которым обладают другие науки. Она не может исходить из предпосылки, что ее предметы непосредственно признаны представлением и что ее метод познания заранее определен в отношении исходного пункта и дальнейшего развития. Правда, она изучает те же предметы, что и религия. Философия и религия имеют своим предметом истину, и именно истину в высшем смысле этого слова, - в том смысле, что бог, и только он один, есть истина. Далее обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к богу как к их истине. Философия может, следовательно, предполагать знакомство с ее предметами, и она даже должна предполагать его, так же как и интерес к ее предметам, хотя бы потому что сознание составляет себе представления о предметах раньше, чем понятия о них, и, только проходя через представления и обращая на них свою деятельность, мыслящий дух возвышается к мыслящему познанию и постижению посредством понятий. <…>
§ 2
Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее расмотрение предметов... Философия есть особый способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях. <…>
§ 13
...История философии показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого. Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое и самое конкретное.
Примечание. Из-за этой видимости существования многочисленных различных философий необходимо отличать всеобщее от особенного в их собственных определениях. ...Существуют различные философские учения и каждое из них есть лишь одна из философий, а не философия вообще... Бывает и так, что философское учение, принципом которого является всеобщее, ставится в один ряд с такими философскими учениями, принципом которых является особенное, и даже с такими учениями, которые уверяют, что совсем не существует философии. И это сопоставление делается на том основании, что все они представляют собой лишь различные философские точки зрения. Это то же самое, как если бы мы сказали, что свет и тьма суть лишь два различных вида света.
§ 14
...Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение, или субъективная уверенность... Под системой ошибочно понимают философское учение, основывающееся на ограниченном, отличном от других принципе; на самом же деле принцип истинной философии состоит именно в том, что он содержит в себе все особенные принципы.
§ 15
Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей определенности и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности.
§ 573
...Философия определяется как познание необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих его форм, - с одной стороны, непосредственного созерцания и его поэзии, как равным образом и объективного и внешнего откровения, которое предполагается представлением, а с другой стороны, прежде всего субъективного вхождения в себя, затем также субъективного движения вовне и отождествления веры с предпосылкой. Это познавание является, таким образом, признанием этого содержания и его формы и освобождением от односторонности форм, возвышением их до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание... Это движение, которое и есть философия, оказывается уже осуществленным, когда оно в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядывается назад только на свое же знание.
(Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1975-1977. Т. 1. С. 84-85, 99-100. Т. 3. С. 393-394)