Проблемы социальной философии. общество
План:
1. Общество как основная проблема социальной философии.
2. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.
3. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества.
4. Социальная структура общества по М.Веберу.
5. Этническая концепция общности людей.
I.Проблемами социального индивидуализированного человеческого бытия занимается социальная философия. Она затрагивает целый комплекс этих проблем, куда входят история, культура, бытие человеческой личности.
Социальную философию интересуют следующие проблемные вопросы:
1) Что такое, собственно, есть «общественная жизнь»?
2) Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково его истинное назначение?
3) К чему стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия?
4) Какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще? К какой области бытия относится общественная жизнь и каков ее подлинный смысл?
5) Каково отношение общественной жизни к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?
Если исходить из всего этого, то получается, что социальная философия есть такая отрасль философского знания, которая исследует предельные, онтологические основания всех сторон общественной жизни людей –истории, культуры, религии, политики права, экономики и т.д.
Исходя из этого, нам теперь предстоит понять, что такое общество.
Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным. Сейчас этот термин употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины (научное сообщество, общество художников и т.д.). Но эти общества или сообщества являются составной частью общества. Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество – это объективна реальность, форма существования бытия, самоорганизованная система деятельности и жизни людей. Понятие общества охватывает прошлые, настоящие и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.
Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, фундаментальное значение имеет анализ его социальной структуры.
Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях.
II.Концепция социальной стратификации и социальной мобильности была разработана в 50-е гг. ХХ в. американскими социологами. Суть этой концепции заключается в использовании понятий «страта», «группа», «малая группа». Термин «страта» взят из геологической науки и означает в ней пласты в геологической породе. В социальной философии «страта» отождествляется с группой.
В целом группа, страта рассматриваются как первооснова социальной структуры общества. По мнению американских социологов, первичная группа – это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в результате непосредственной встречи или ряда встреч. Благодаря этому каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого участника. В совокупности это создает образ группы, социального объединения в момент взаимодействия или же спустя какое-то время в виде воспоминаний.
Данная концепция страдает абстрактностью, т.к. критерием принадлежности людей к той или иной группе выступает прежде всего субъективное состояние (сознание, память, психика) члена группы. По существу, если руководствоваться этой концепцией, группой можно назвать совокупность людей, связанных между собой совершенно случайными и незначительными связями (группа пассажиров трамвая № 4, посетители какого-либо ресторана, если даже все они ездили в трамвае № 4 или посещали ресторан только 1 раз). В соответствии с подобным подходом, в современном обществе группы формируются путем свободного волеизъявления заинтересованных лиц. Это значит, что социальная группа представляет собой известное коллективной единство, целью которого является достижение и выполнение поставленных задач.
Определенное распространение в европейской социальной философии получила концепция амер. социолога П.Сорокина. Общество подразделяется им на слои – «страты». Критерии, по которым людей можно отнести к тому или иному слою, могут быть самыми разными: профессия, уровень жизни, общность социальных интересов, спорт, партия любителей пива, местожительство и т.п.
Важнейшей чертой стратификационного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, местожительство, формы получения дохода. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. В данном случае применяются термины «лифты» и «эскалаторы». Как правило, перечисляют 6 «лифтов» или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужиться до генерала; 4) через служение Богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение. Перечисленные возможности существуют, но только незначительная доля людей может воспользоваться указанными возможностями.
По мнению создателей теории социальной стратификации и мобильности, она позволяет понять структуру открытости западного общества, предоставляющую своим членам возможность социальных перемещений.
Однако нельзя не признать, что критерии, используемые для разделения общества, не имеют под собой прочной основы. Подобная стратификация не позволяет определить количество страт в обществе. Более того, одно и тоже лицо может быть зачислено в несколько страт, например, спорт, местожительство, собаководство. Критерии определения страт в немалой степени зависят от субъективного подхода исследователя, а, следовательно, размывают границы социальных слоев и по существу не дают истинного знания о социальной жизни общества и факторах, ее определяющих.
III.Классовый анализ социальной структуры общества был разработан в марксистско-ленинской теории, у истоков которой стояли Маркс и Энгельс, и в которую весомый вклад внесли их последователи.
Существование классов и классовой борьбы между ними было открыть французскими историками Ф.Гизо (1787-1874), Ж.О.Н.Тьерри (1795-1856), Ф.Минье (1796-1884), А.Тьера (1797-1877).
Классы, представляющие большие группы людей, являются, согласно марксистам, основными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества. Род и община с их внутренне слабо дифференцированной общностью о мере социального расслоения общества привели к возникновению классов. Каковы причины, вызывающие деление общества на классы? Экономические. Источником деления общества является разделение труда и, как следствие этого, обособление лиц, занимающихся различными видами производства и обменом продуктами труда между ними, в большие группы людей. Общественное разделение труда приводит к появлению частной собственности. Итогом подобных преобразований является появление в обществе классов, богатых и бедных, а в конечном счете социального неравенства. Классы, писал В.И.Ленин, - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.
Исторически первой формой деления общества на классы была рабовладельческая формация. Всего формаций – 6:
ФормацииКлассы
первобытнообщинная ------
рабовладельческая рабы и рабовладельцы
феодальная помещики-феодалы и крепостные крестьяне
капиталистическая буржуазия и рабочие
социалистическая ------
коммунистическая ------
Определяющим фактором принадлежности к тому или иному классу является наличие или отсутствие частной собственности. Уход с исторической сцены одних и приход других классов обусловлен необходимостью смены производственных отношений, становящихся препятствием для развития производительных сил.
Классовое деление общества проявляется не только в экономике, но ив политике, в духовной жизни. Чтобы сохранять определяющую роль в экономической жизни, господствующий класс должен постоянно обладать политической властью, чтобы проводить и отстаивать нужные для него законы. В духовном и идеологическом плане он обязан утверждать те принципы, которые соответствуют его положению и устремлениям.
Одним из важнейших положений марксистского учения о социальной структуре общества является положение о классовой борьбе как важнейшем факторе общественного развития. Марксизм исходит из того, что вся история человеческой цивилизации после распада первобытной общины – это история борьбы между классами. Согласно марксизму, классовая борьба является основным двигателем исторического развития, а ее высшей формой проявления является социальная революция. Классовая борьба при капитализме ведется в 3 основных формах: экономической, политической и идеологической.
Основным направлением экономической борьбы трудящихся является борьба за повышение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска.
Суть политической борьбы заключается в организованных действиях трудящихся, направленных на завоевание власти на различных государственных уровнях. Главной задачей является завоевание политической власти в национально масштабе.
Идеологическая борьба – это борьба идей и концепций. Она включает в себя необходимость освобождения сознания трудящихся от мелкобуржуазных идей и предрассудков и внесение прогрессивной идеологии в сознание трудящихся и рабочего класса.
Как представляется марксизм несколько абсолютизирует роль классовой борьбы в развитии общества и в какой-то степени даже вступает в противоречие с основополагающими положениями своей доктрины. Исходя из закона борьбы и единства противоположностей, общество получает импульсы для развития не только в процессе классовой борьбы, но и находясь в социальном мире. Например, в России самые впечатляющие реформы были осуществлены при Петре I и Алексадре II, когда классовой борьбы в обществе в целом не было.
IV.В ХХ в. в академических политических кругах признание получили идеи об обществе немецкого мыслителя М.Вебера. При анализе общества он не отрицал в нем существование классов и классовой борьбы, но одновременно обращает внимание на огромную роль страт и партий в социальной структуре общества.
Вебер делит общество на 3 самостоятельных группы класса – подсистемы общества со своими принципами функционирования: экономическую, социальную и политическую. В экономической сфере действуют классы и проявляют там свою сущность. В социальной – страты, в политической – партии.
Классом Вебер называет группу людей, которая находится в одной и той же классовой ситуации. Всего 3 класса, состоящих из различных групп:
1 – класс собственников.
2 – класс наживы, включающий в себя тех, кто занят банковскими операциями, торговлей и сферой обслуживания.
3 – социальный класс.
Принадлежность к тому или иному классу определяется не отношением к средствам производства, а совершенно произвольными критериями, преимущественно уровнем потребления и формами владения собственностью. Формы и размеры собственности в решающей степени предопределяют классовое расслоение.
В соответствии с этим класс собственников выглядит так: «+» собственники рабов; собственники земли; собственники шахт; собственники оборудования и приборов работы; собственники пароходов; собственники ценностей - ювелирных и художественных; финансовые кредиторы. В этот же класс собственников входят «-» неимущие собственники: объекты собственности или рабы; деклассированные люди, или пролетарии в античном смысле слова; должники; «бедные».
Класс наживывыглядит так: «+» предприниматели, коммерсанты, промышленники, производители оружия, с/х предприниматели, банкиры и финансисты. Лица свободных профессий (адвокаты, врачи, артисты), обладающие исключительными способностями или высоким уровнем образования. «-»: работники, занятые в особо качественных сферах производства - квалифицированные, полуквалифицированные, неквалифицированные рабочие; «средние классы» – независимые ремесленники и крестьяне; отдельные функционеры, находящиеся на государственной службе и в частном бизнесе.
К социальным классам относятся: пролетариат, мелкая буржуазия, интеллигенция, не обладающая собственностью, инженеры, служащие, чиновники, мелкие чиновники. Группа со знаком «-» в данном классе отсутствует.
Переход из одного класса в другой не составляет трудностей. Причина в том, что классообразующие признаки размыты и между классами нельзя провести границы. Видимо поэтому Вебер, хотя и признает существование классовой борьбы, но у него нет угнетенных классов. Все классы равны, разделяя их лишь на «+» и «-».
Страта отличается от класса тем, что классы возникают в процессе развития производственных и товарных отношений, страты же появляются по мере установления принципов потребления во всех сферах общественной жизни.
Политические партии самостоятельны, независимы и отделены от социальной базы. В то же время заметим, что современные политические партии создаются, а затем действуют с целью защиты интересов определенных социальных сил.
Ради достижения своих целей классы, страты и партии борются за овладение в обществе властью.
Классы наиболее активны во время кризисных ситуаций, угрожающих технико-экономическому состоянию общества. Страты активны в периоды спокойного развития общества.
V.Определенного внимания заслуживаеттеория этнических общностей, их возникновения и развития, принадлежащая В.И.Ленину. Согласно этой теории, первыми известными формами общности людей в доклассовый период были род и племя. До появления родовой организации людей для человека была характерна стадная форма существования.
Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Основой рода служило коллективное владение и использование средств производства. Род возглавлялся советом, в который входили все взрослые мужчины и женщины. Совет выбирал и смещал руководителей – старейшин.
На начальной стадии развития рода принадлежность к нему определялась по материнской линии (матриархат). Позднее, когда мужской труд стал преобладающим, матриархат сменился патриархатом.
Следующей более крупной формой этнической общности людей является племя. Ее появления объясняется необходимостью сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Племена форма общественной жизни усложняется, появляются вожди-руководители, военоначальники, жрецы, новые органы управления, чего не было у рода. Это объясняется тем, что появляется племенная собственность, которая потребовала новые формы управления. Можно сказать, что племя – это более крупная, чем род, общность людей, как правило, состоящая из нескольких сот или даже тысяч человек. В каждое племя входил не менее 2-х родов. Подобная форма общности существовала практически у всех народов мира и сохраняется в некоторых регионах мира вплоть до наших дней.
Родоплеменная общность способствовала совершенствованию орудий труда, выработке норм и правил социального поведения, развитию первобытной культуры и языка общения. С момента появления родоплеменная общность выступает как социально-производственная и одновременно этническая общность. С развитием производства, меновым отношениям, возникновением классов и государств кровнородственные связи постепенно разрушаются и происходит образование народности.
Как историческая общность людей народность наиболее типична для рабовладельческого и феодального обществ. В отличие от рода, народность основана не на кровнородственных связях, а прежде всего на общности территории людей, принадлежавшим к различным родам и племенам и объединенными друг с другом совместной производственной экономической и культурной деятельностью, а также общим языком. Народности возникли, главным образом, слиянием родственных племен.
На этой стадии развития заметно усиливается политико-правовой аспект в человеческих отношениях, происходит дальнейшая социально-классовая дифференциация людей. Таким образом, народность – это общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада (менталитет), культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях.
Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Формированию нации способствует прежде всего необходимость расширения и закрепления территории, усложнение экономических и производственных отношений, объединение близких по языку, психическому складу и культуре народов. Все это происходит с развитием капитализма. В социально-политическом плане это приводит к образованию национальных государств. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей менталитета людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.
Как видим, народность и нация обладают общими признаками. Однако, по мнению В.И.Ленина, нацию от народности отличают «глубокие экономические факторы».
Между тем, согласно М.Веберу, нельзя отождествлять нацию с народом отдельного государства, принадлежащего к определенной политической общности. Многочисленные политические общности, например, США, Франция, Канада, Россия, Австрия включают в себя социальные группы, которые решительно отличают свою национальность от коренной нации государства, в котором проживают.
Нацию также нельзя определять по языковой принадлежности людей.
Нацию не следует путать с расами. Расовые различия – это внешние различия людей по некоторым биологическим признакам: цвету кожи, разрезу глаз и т.д. В зависимости от этих признаков различают 3 расы: белую, желтую и черную.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что этнические общности людей имеют исторически преходящий характер и в своей основе имеют экономические условия. Это свидетельствует, что при определенных условиях, связанных с изменением экономических условий и необходимостью установления новых отношений между людьми, возможно возникновение новых этнических общностей.
Лекция 14
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
План:
1. Сущность общественного сознания.
2. Эстетическая форма общественного сознания.
3. Религиозная форма общественного сознания.
I.После рассмотрения темы «Общество», думается, логично теперь рассмотреть духовный мир общества. Духовная жизнь общества является подсистемой общества.
Определенные идеи, рожденные в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании, если будет духовно запрошена мыслящими людьми. Общественное сознание – это духовная культура общества, совокупность человеческого разума. Ведь сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженных в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образуют духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Т.обр., общественное сознание есть часть общественного бытия. При этом нельзя забывать, что общественное бытие и общественное сознание – относительно самостоятельные явления.
Чем отличается духовная жизнь от общественного сознания? До недавнего времени понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание» отождествлялись в философской мысли. Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия. Духовная жизнь – деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.
Общественное сознание есть лишь сердцевина духовной жизни. Общественное сознание есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития (советская молодежь 70-х гг., казахстанское общество периода становления независимости). Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями.
Структурными элементами являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское. Как видим, форма общественного сознания – это определенный вид деятельности человека. Каждая форма имеет свою специфику: направление внимания на определенные стороны и связи действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития. Различны и формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты, религиозные заповеди, художественные образы). Поэтому каждая форма общественного сознания относительно самостоятельна и независима. Но независимость не значит отсутствие взаимодействия. Например, взаимодействие политики и литературы породило целое направление художественного развития – социалистический реализм; философии и религии – русскую религиозную философию; религии и искусства - иконы, псалмы; наука и искусство – фотография, кино, телевидение, литературный жанр фантастики; искусство и право – детектив. Поэтому, формы общественного сознания имеют ряд общих черт.
1. Они развиваются под воздействием исторической действительности, общественного бытия.
2. Имеют относительную самостоятельность. Относительная их самостоятельность объясняется их ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материал (в науке).
3. Осмысляют реальность, оказывают на нее обратное воздействие.
Носителями общественного бытия являются индивиды, социальные группы, общество в целом. Почему индивиды? Потому индивидуальное сознание формируется только в обществе, а следовательно фиксирует в себе все общественное сознание.
Уровни: обыденно-практический (житейское) и теоретическое (научные формы). Такого рода разделение имеет место во всех формах общественного сознания.
«Обыденный» вовсе не значит «обывательский» или «неполноценный». В «обыденном» зафиксирован жизненный уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои «+ +» и «- -». Обыденное сознание обладает полнотой и цельностью жизнеощущения. Например, некоторые люди не знакомы с какими-либо теоретическими системами, с философией, не интересуются политикой, и при этом не испытывают серьезных психологических неудобств, т.к. их обыденное сознание внутренне гармонично. Но если Вы даже высококвалифицированный специалист в своей области и при этом не обладаете обыденным воззрением на мир, то Вы неизбежно будете испытывать дискомфорт.
Обыденное сознание ближе к непосредственной действительности, к потоку жизни. Но именно и этого опыта, т.е. из обыденного сознания свое содержание черпают философия, искусство, частные науки. Т.обр., обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира.
II.Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Эстетика – это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценки и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, функционировании и развитии искусства.
Нужна ли эстетика людям, не занимающимся профессионально творчеством как художники, писатели, поэты, музыканты? Эстетика нужна простым людям как публике, воспринимающей искусство – как читателям, зрителям, слушателям. Можно, конечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занимательностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию подвластно увидеть в произведении красоту изложения, образной мысли художника.
Эстетика проявляется через эстетическую деятельность. Эстетическая деятельность – это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическая деятельность имеет многообразие форм. Она в себя следующие:
- художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение);
- художественно-творческую (создание произведений искусства);
- дизайн;
- художественно-рецептивную (восприятие произведения);
- рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа);
- духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок);
- теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Эстетическая деятельность богата терминологическим аппаратом.
Эстетическое восприятие – духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире.
Эстетическое впечатление – память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.
Эстетический вкус – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений.
Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом.
Эстетическая концепция – теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей.
Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности.
Художественная культура общества – совокупность художественного творчества, его продуктов (произведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы).
Эстетическое наслаждение получаемо от искусства. Чем отличается искусство от эстетики? Ведь они оба сосредотачивают свое внимание на общечеловеческом? Искусство – это духовно-практическое восприятие мира, а эстетика – это теоретическое восприятие мира, и скорее, самого искусства.
Искусство принято считать одной из древнейших форм жизнедеятельности человека. Но что мы понимаем под искусством? В широком смысле под «искусством» понимается всякая творческая созидательная деятельность человека, и в этом смысле производство и даже религия являются формами «искусства». Именно в этом смысле древние греки употребляют слово «poiesis» (искусство), означающее «знание», «творение», «сознание». В узком смысле под «искусством» понимаются процессы и результаты художественного творчества в его различных формах (живопись, музыка, поэзия и т.д.). Именно этот смысл является основным в современном мире.
Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме художественных образов. При этом чем ярче, ощутимее выступают черты художественного образа, тем притягательнее этот образ.
Искусство возникло еще на заре человеческого общества. Но, зависело ли оно от каких-либо социально-политических условий? Согласно марксистской концепции, искусство как форма общественного сознания, зависит от экономики. В свое время сторонники марксизма писали, искусство – это часть надстройки, и оно служит базису, на основе которого развивается. Отчасти, такая теория объясняет многое в искусстве. Например, в советское время все искусство было направлено на отражение и изображение социалистического образа жизни. Однако эта же концепция заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы ответить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе, да еще и в обществе, где господствовало рабовладение, стало недосягаемой классикой? Почему сегодня экономически неблагополучные нации не дают художественные шедевры? Как в одну и ту же эпоху, в одной стране с одинаковой экономикой появляются самые различные, а порой противостоящие друг другу художественные явления (идеализм Н.Бердяева, Вл.Соловьева одновременно существовал с материализмом Герцена и Белинского)?
III.Изучением религии занимается богословие, история, социология, философия. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы из становления. Социология религии изучает место религии в обществе. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение знания и веры, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.
Люди всегда пытались ответить на вопрос: что такое религия?
Понятие «религия» происходит из латинского языка: religio, что означает совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа; relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться; religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать.
Современное религиеведение выделяет следующие стороны содержания религии:
- религия – это специфическая форма духовной деятельности, духовность, обусловленная верой в трансцендентальное;
- религия как продукт духовной деятельности – совокупность материальных и духовных ценностей, которые существуют как в предметной форме, так и в виде актов деятельности;
- религия – важный регулятор общественных отношений, которые носят в основном опосредованный характер;
- религия выступает фактором духовного развития человека.
По нашему мнению, главная особенность религии заключается в вере в трансцендентное. Религия нацеливает людей на трансценденцию - «уход в небеса». Так, индуизм считает своим идеалом – слияние с Богом, буддизм – слияние в Нирване, христианство – обретение Царства Небесного, суфизм – растворение в Абсолюте, ислам – прихождение в рай. В религии присутствует своеобразный подход к смыслу жизни: жить на земле, чтобы заслужить Царство Небесное. Главное для любого верующего человека – отнюдь не благоустройство жизни земной. Светская жизнь и религиозная жизнь не совместимы по своей сути.
Средой, где происходит религиозная деятельность, является религиозная община. Современные западные исследователи религии, такие, как, Э.Трёльч, М.Вебер, Г.Р.Нибур, стремились разработать типологию религиозных организаций по их отношению к обществу. На основе изучения христианства ими выделены церковь, деноминация, секта, тайные общества, братства, мистерии, культ и др.
Самую простую классификацию религиозных организаций предлагают Э.Трёльч и М.Вебер. Они зафиксировали полярные типы религиозных организаций: церковь и секта.
Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя по трём группам признаков:
1) отношение к «миру», обществу и государству (церковь инклюзивна, не противопоставляет себя миру, стремится стать универсальной организацией, идет на компромисс в социальных вопросах; секта эксклюзивна, противопоставляется миру, индифферентна или враждебна к нему, замкнута);
2) критерий членства (в церкви отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, приветствуется крещение в детском возрасте; вступление в секту основано добровольном, сознательно принимаемом решении, в ритуал крещения допускаются только взрослые);
3) организационная структура (церковь строго институционализирована, в руководстве стоит профессиональное духовенство; в сектах институт священства отсутствует, на должность принимаются лица харизматического типа).
Бесспорно, между церковью и сектой объективно существуют некоторые различия. Но на эмпирическом уровне невозможно провести четкую границу между церковью и сектой. В чистом виде по всем указанным показателям реально существующие организации практически никогда не наблюдаются. Также заметим, что исторически большинство крупных церквей первоначально были сектами.
Между организациями типа секты и типа церкви существует взаимосвязь. Так, в результате канонических разногласий некоторые верующие обычно порывают с церковью, создав впоследствии новую религиозную групп, имеющую ярко выраженный сектантский характер. Со временем, однако, изменяются условия, породившие эту группу, некоторые признаки утрачиваются. Начинается процесс постепенного формирования качеств, присущих уже не секте, а церкви, в результате чего последняя завершает свое формирование и весь процесс повторяется снова.
Однак