Деизм 2.Антиномии разума 3.Категорический императив 4.Абсолютная идея.

5.Социализм 6.Коммунизм

Вопросы для самоконтроля

1.Чем деистическое понимание Бога отличается от теистического?

2.Что такое пространство и время по Канту?

3.Почему разум не может, по Канту, постигать вещи в себе?

4.Каковы причины агностицизма Канта?

5.Какие основные этапы, по Гегелю, проходит в своём развитии абсолютная идея?

6.Как Гегель представлял себе возникновение многообразия материальных вещей и живых организмов?

7.Что служит вершиной познания по Гегелю?

8.Как Фейербах характеризовал учение Гегеля?

Как Фейербах объяснял возникновение представлений о Боге?

В чём заключается основная функция философии, по Фейербаху?

В чём различие в понимании движения материи между Марксом-Энгельсом и французскими материалистами 18 века?

Какая сфера общественной жизни, по Марксу и Энгельсу, является определяющей?

Тесты

1.Какая часть учения Гегеля описывает развитие абсолютной идеи самой в себе?

А)Философия природы Б)Логика В)Философия духа Г)Философия общества

2.Какая форма материализма была создана Марксом и Энгельсом?

А)Метафизический материализм Б)Механистический материализм В)Диалектический материализм Г)Наивный материализм

3.Какая сфера общества, по Марксу, является определяющей?
А)Политика Б)Религия В)Искусство Г)Экономика

4.Как Гегель называл основу и внутреннее содержание развивающегося мира?
А)Богом Б)Материей В)Абсолютной идеей Г)Сознанием субъекта

5.Какая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, следует за капиталистической?

А)Феодальная Б)Коммунистическая В)Посткапиталистическая Г)Демократическая

Занятие 11

1.Проблема нерационального в философии Х1Х – ХХ веков:

а)философия А.Шопенгауэра

б)философия Ф.Ницше

2.Проблема бессознательного и психоанализ

Термины для словаря (основные понятия)

1.Оптимизм 2.Пессимизм 3.Волюнтаризм 4.Сублимация 5. «Я», «ОНО», «Сверх Я»

6. Сверхчеловек (по Ницше)

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Почему в середине 19 века в Европе возникают иррационалистические учения?

2.Как Шопенгауэр относился к проблемам счастья и смысла жизни?

3.Что, по Ницше, служит критерием добра и счастья?

4.Почему Ницше отрицательно относился к христианству и социализму?

5.В чём положительные моменты учения Ницше?

6.Какие основные части входят в состав психики, по Фрейду?

7.В чём заключаются содержание и цель психоанализа?

8.В чём заключаются слабые стороны учения Фрейда?

Тесты

1.Кому принадлежит выражение: «Наш мир наихудший из всех возможных миров»?

А)Шопенгауэру Б)Ницше В)Юнгу Г)Лейбницу

2.Что Ницше понимал под истиной?

А)Соответствие знания объекту Б)Общезначимость В)Полезное заблуждение Г)Мнение авторитета

3.Каковы главные компоненты бессознательного, по Фрейду?

А)Суждения и умозаключения Б)Ощущения и восприятия В)Самосознание и воля Г)Эрос и Танатос

4.Кто автор выражения: «Наш мир наилучший из всех возможных миров»?

А)Платон Б)Лейбниц В)Шопенгауэр Г)Фрейд

Занятие 12.

1.Материалистические и диалектические тенденции в русской философии (Белинский, Герцен, Чернышевский, Ленин)

2.Русская религиозная философия: а)учение славянофилов

б)философия всеединства Соловьёва

Термины для словаря (основные понятия)

1.Народничество 2.Соборность 3.София – Мировая душа 4.Теософия

Вопросы для самоконтроля

1.Как Белинский понимал разум?

2.Какой аргумент для критики агностицизма использовал Белинский?

3.Почему Герцен называл своё учение реализмом?

4.В чём, по Чернышевскому, заключается функция практики в

отношении познания?

5.Какова была природа социально-политического строя в СССР?

6.В чём славянофилы видели преимущество православия перед католицизмом?

7.В чём, по славянофилам, заключалась роль крестьянской общины в развитии

общества?

8.Какая страна в будущем, по мысли славянофилов, приобретёт мировое первенство?

9.В чём заключалась концепция цельного знания Соловьёва?

10.Какой принцип, по Соловьёву, должен лежать в основе взаимоотношений между людьми?

11.В чём главная причина социальных бед, по Соловьёву?

Тесты

1.Как Герцен называл своё философское учение?

А)Реализмом Б)Агностицизмом В)Релятивизмом Г)Рационализмом

2.Кому принадлежит выражение: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии»?

А)Белинскому Б)Чернышевскому В)Герцену Г)Ленину

3.После революции 1917 г. в России возник

А)Социализм Б)Государственный капитализм В)Коммунизм Г)Демократический социализм

4.Каким понятием характеризуется религиозный коллективизм, единство во множественности верующих?

А)Патриотизм Б)Демократия В)Соборность Г)Общинность

Занятие 13

1.Проблема бытия как начало философии

2.Основные формы бытия: материальное и духовное, актуальное и виртуальное, феноменальное и ноуменальное, субстанциальное и пропритативное, подлинное и кажущееся, предметное и информационное.

Занятие 14

1.Представления о материи в истории философии.

2. Виды материи

3.Структурные уровни организации материи

Занятие 15

1.Понятие движения, его соотношение с понятиями развития,

прогресса и регресса

2.Формы движения материи. Редукционизм и антиредукционизм.

Значение биофизики и биохимии для медицины

3.Пространство и время, их свойства

4.Субстанциальная и реляционная концепции пространства и

времени

5.Субъективное (психическое) пространство и время

Наши рекомендации