Одобрены центральным координационным
Методическим советом
Авторы: профессор Н.И.Губанов, доцент
Л.Г.Черемных,
Старший преподаватель Е.С.Шорикова
Рецензент: доцент кафедры иностранных
Языков ТюмГМУ В.В.Мжачих
«Философия поможет вам ясно мыслить, хорошо
говорить и правильно поступать»
Демокрит
«Медицина столь же мало может обходиться без общих
истин философии, сколь последняя – без доставляемых
ей медициной фактов»
Гиппократ
«Врач-философ подобен Богу»
Гиппократ
«Самый лучший врач в то же время – философ»
Гален
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также в соответствии с «Положением о модульно - рейтинговой системе организации учебного процесса», утвержденным Ученым Советом академии 16 февраля 2012 года (протокол № 6) и «Методическими рекомендациями по внедрению Модульно – Рейтинговой Системы организации учебного процесса на кафедрах», утвержденными ЦКМС академии 29 марта 2012 года.
В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.
Цель преподавания дисциплины:
Содействовать формированию и развитию мировоззрения студента; раскрыть многообразие философских проблем, направлений, течений; составить первоначальное представление об её проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, чтобы в дальнейшем студент мог самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.
Задачи изучения дисциплины:
а) сформировать у студентов культуру рационального мышления: умение свободно оперировать понятиями, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи, выявлять и анализировать противоречия;
б) привить любовь к философским размышлениям, помочь человеку в его жизненном самоопределении, в придании своему бытию подлинного смысла;
в) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре.
По окончании курса студент должен знать:
а) основные этапы развития мировой философской мысли;
б) главные философские направления в онтологии, гносеологии, диалектике, антропологии, социальной философии;
в) идеи наиболее крупных мыслителей-философов.
Студент должен уметь:
а) анализировать философско-социальные проблемы и формировать свою точку зрения по ним;
б) ориентироваться в главных философских направлениях и приводить аргументы в их пользу в условиях плюрализма философских мнений;
в) использовать положения диалектики для методологического обоснования научного поиска в медицине;
г) использовать положения прогрессивной философской мысли для формирования программы совершенствования человека и установления гармоничных социальных отношений.
РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться «Философским энциклопедическим словарём» и «Кратким словарём по философии», которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия или на консультации задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
1.Мировоззрение и его состав.
2.Мифологический тип мировоззрения (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия).
3.Философия как любовь к мудрости.
4. Философия как общая теоретическая основа
мировоззрения. Круг её проблем.
Занятие 2
1.Мировоззренческие функции философии.
2. Методологические и иные функции философии.
3.Практическая значимость философии.
4.Главные философские направления (материализм, идеализм, монизм, дуализм,
познавательный реализм, агностицизм, скептицизм, диалектика, метафизика)
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)
1.Мировоззрение. 2.Философия. 3.Мифология. 4.Анимизм. 5.Материализм. 6.Идеализм. 7.Монизм. 8.Дуализм. 9.Плюрализм. 10.Познавательный реализм. 11.Агностицизм. 12.Скептицизм. 13.Диалектика. 14.Метафизика
Вопросы для самоконтроля.Упражнения
1.В чём положительная роль тотемизма?
2.Что послужило эмпирической основой анимизма?
3.Чем были порождены захоронения умерших, жертвоприношения, каннибализм?
4.Чем магия принципиально отличалась от производственной деятельности?
5.Чем философский тип самоопределения в жизни принципиально отличался от мифологического?
6.Дайте своё истолкование выражения Гераклита: «Многознание мудрости не прибавляет»?
7.В чём отличия философии от мифологии, религии, искусства, науки?
8.Дайте своё истолкование выражения Маркса: «Философия-духовная квинтэссенция своего времени»?
9.Почему позитивисты не признавали ценности философии?
10.Как бы вы прокомментировали выражение Гиппократа: «Врач-философ подобен богу»?
11.Совместима ли медицина и агностицизм?
12.В чём рациональный момент скептицизма?
13.Можно ли считать скептиком человека, исповедующего принцип: «Подвергай всё сомнению»?
14.Что понимал под философией герой Л. Толстого, говоря: «Граф-человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать»?
Тесты
1.Как именуется система наиболее общих взглядов на мир в целом, природу, общество, человека и его многообразные отношения к миру? А)наука Б)искусство В)философия Г)идеология
2.В признании чего состоит сущность материализма?
А)сложности материи Б)определяющей роли материального фактора в мире В)существования материи Г)существовании материальных потребностей
3.Как именуется вера в существование общего предка-прародителя данной социальной группы
А)Анимизм Б)Агностицизм В)Апатия Г)Тотемизм
4.Как именуется учение о том, что сущность вещей непознаваема?
А)теория отражения Б)Скептицизм В)агностицизм Г)анимизм
5.Согласно какому учению в мире происходит развитие, а вещи и явления связаны друг с другом?
А)Идеализму Б)Материализму В)Метафизике Г)Диалектике
Занятие 3
1.Философская мысль Древней Индии : а)веданта, б)буддизм
2.Философия Древнего Китая: а)даосизм, б)конфуцианство
Термины для словаря (основные понятия)
1.Сансара 2.Карма 3.Нирвана 4.Дао 5.Жэнь 6.Ли 7.Сяо 8.Ян и Инь
Вопросы для самоконтроля. Упражнения
1.В чём нравственное значение представлений о законе кармы?
2.На каком основании веданта отрицала существование смерти?
3.Почему мы относим буддизм к субъективному идеализму?
4.Покажите положительное значение буддизма для медицины?
5.Можно ли отказ буддистов от основных потребностей в состоянии нирваны считать подлинной свободой?
6.Как в даосизме был сформулирован принцип единства мира?
7.Какова в конфуцианстве формулировка принципа жэнь (человечности, гуманности)?
8.Охарактеризуйте сильные и слабые стороны конфуцианства?
Тесты
1.Как в веданте называется переселение души из одного тела в другое?
А)Карма Б)Сансара В)Дхарма Г)Воскрешение
2.Что понимается под кармой в веданте и индуизме?
А)Переселение душ Б)Закон воздаяния В)Высшее состояние Г)Достижение счастья
3.Как именуется принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе?
А)Сяо Б)Ли В)Дао Г)Жэнь
4.Высшее состояние человека в буддизме
А)Нирвана Б)Карма В)Атараксия Г)Апатия
Занятие 4
1.Космологизм раннегреческой философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит.
2.Онтологизм античной философии: Парменид, Зенон, Ксенофан, Демокрит.
3.Антропологизм греческой философии: софисты, Сократ.
Занятие 5
1.Философия Платона а) учение об идеях и вещах, мировой душе и демиурге,
б) учение о душах и о познании,
в) учение об идеальном государстве
2.Философия Аристотеля а) учение о 4-х причинах вещей и явлений,
б) взгляды Аристотеля на Космос,
в) учение о душе и познании,
г) учение о человеке и государстве
3.Позднеантичный идеал мудреца: а) эпикуреизм, б) стоицизм
Термины для словаря (основные понятия)
1.Субстанция 2.Логос 3.Релятивизм 4.Пантеизм 5.Атом 6.Антропоморфизм 7.Телеология 8.Теология
Вопросы для самоконтроля
1.Чем отличалась постановка вопроса о первоначале мира в мифологии и философии?
2.В чем значение идеи Гераклита о Логосе для развитии науки?
3.Как, по мнению Гераклита, устанавливается гармония мира?
4.Чем взгляды Кратила отличались от взглядов Гераклита?
5.Каким образом Зенон обосновывал отсутствие движения?
6.В чём положительное значение учение элеатов для развития философии?
7.В чём заключались правильные моменты взглядов Демокрита на устройство Космоса?
8.Почему Демокрит отрицал существование случайности?
9.На каком основании Демокрит отрицал существование загробного мира?
10.В чём состояли социальные предпосылки деятельности софистов?
11.Правы ли софисты в том, что у каждого человека своя истина, а объективной истины нет?
12.В чём заключался этический рационализм Сократа?
13.Чем понимание идей у Платона отличалась от понимания атомов у Демокрита?
14.Чем платоновское понимание сотворения мира отличалось от христианского?
15.Что, по мнению Платона, влияет на направление переселения душ?
16.Каковы функции Бога в мире по представлениям Аристотеля?
17.Какое сословие и почему, по Платону, должно управлять обществом?
18.Чем взгляды Аристотеля на Космос уступают взглядам Демокрита?
19.Чем взгляды Аристотеля на соотношение интересов человека и общества отличаются от взглядов Платона?
20.Каковы социальные предпосылки эпикуреизма и стоицизма?
21.Можно ли мужество стоиков считать настоящим мужеством?
Тесты
1.Для какого учения характерно положение: «Разумный идёт сам, неразумного судьба тащит?»
А)Стоицизма Б)Платонизма В)Эпикуреизма Г)Аристотелезма
2.Какая проблема в философии Сократа была основной?
А)Космоса Б)Бытия В)Научного метода Г)Человека
3.Что такое бытие по Демокриту?
А)Совокупность атомов Б)Единое образование В)Небесные тела Г)Боги
4.Как называется рассуждение с нарушением закона логики, но прикрытое внешней правильностью?
А)Индукция Б)Дедукция В)Софизм Г)Аналогия
5.К какому направлению относится философия Платона?
А)Субъективному идеализму Б)Объективному идеализму В)К диалектическому материализму Г)К метафизическому материализму
6.Кому принадлежит выражение: «Платон мне друг, но истина дороже»?
А)Аристотелю Б)Сократу В)Демокриту Г)Эпикуру
Занятие 6.
1.Патристика и схоластика. Идеи откровения и творения.
2.Идея истории (учение Августина Блаженного).
3.Учение о грехопадении и спасении человека.
4.Проблема теодицеи.
5.Фома Аквинский - систематизатор католической философии.
Термины для словаря (основные понятия)
1.Теоцентризм 2.Мистицизм 3.Креационизм 4.Провиденциализм 5.Теодицея.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие три способа познания Бога человеком признаёт христианство?
2.Чем функции Бога в христианстве отличаются от его функции в греческой философии?
3.Что Августин считал основным показателем прогресса?
4.В чём смысл жизни христианина?
5.Каково средство спасения человека в христианстве?
6.Как вы понимаете выражение Ивана Карамазова: «Я принимаю Бога, но не принимаю созданного им мира»?
7.Каким образом Фома Аквинский оградил религию от научной критики?
8.Какие вы знаете доказательства бытия Бога?
Тесты
1.Какова основная черта философии средневековья?
А)Атеизм Б)Теоцентризм В)Антропоцетризм Г)Космологизм
2.Как Ф.Аквинский называл те истины религии, которые не согласуются с научными данными?
А)Сверхразумными Б)Непостижимыми В)Абсолютными Г)Относительными
3.Как именуется идея творения мира Богом из ничего?
А)Провиденциализм Б)Секуляризация В)Деизм Г)Креационизм
4.В рамках какой проблемы специально обсуждается причина зла в мире?
А)Теизма Б)Деизма В)Теодицеи Г)Телеологии
Занятие 7
1.Антропоцентризм и гуманизм.
2.Натурфилософия и пантеизм.
3.Эмпиризм Ф. Бэкона.
4.Рационализм Р. Декарта
Термины для словаря (основные понятия)
1.Гуманизм 2.Антропоцентризм 3.Пантеизм 4.Эмпиризм 5.Рационализм 6.Секуляризация
Вопросы для самоконтроля
1.В чём заключался процесс секуляризации в 14-16 веках?
2.С какой сферой культуры была наиболее тесно связанной философия эпохи Возрождения?
3.В чём заключалась прогрессивность учения Данте о двойной сущности человека?
4.Чем понимание свободы человека в эпоху Возрождения отличалось от средневекового понимания?
5.Какой вид деятельности наиболее высоко ценится в эпоху Возрождения?
6.Чем пантеизм отличался от официального понимания Бога?
7.Чем понимание главной цели познания в Новое время отличалось от античного и средневекового?
8.Почему в Новое время гносеология стала главным разделом философии?
9.Что Бэкон считал основой познания и критерием истины?
10.Почему Декарт для доказательства существования внешнего мира вначале обосновывает положение о существовании Бога?
11.Чем учение о врождённых идеях Декарта отличалось от учения Платона о познании как воспоминании души мира идей?
12.Как вы понимаете выражение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
Тесты
1.В каком учении признаётся, что природа – это Бог в вещах?
А)Теизме Б)Пантеизме В)Деизме Г)Атеизме
2.Главная черта философии эпохи Возрождения?
А)Атеизм Б)Анимизм В)Атараксия Г)Антропологизм
3.В каком учении признаётся, что основа мира представлена двумя субстанциями – духовной и телесной?
А)Монизме Б)Дуализме В)Плюрализме Г)Реализме
4.Слабое место в учении Бэкона о познании?
А)Недооценил роль разума в познании Б)Переоценил роль разума В)Не учёл роль опыта В)полагал мир непознаваемым
5.Кто автор выражения: «Cogito ergo sum»?
А)Бэкон Б)Бруно В)Декарт Г)Данте
Занятие 8
1.Рационализм как умонастроение эпохи Просвещения
2.Французский материализм 18 века:
а)учение о движущейся материи как основе мира
б)учение о познании
в)учение об обществе и человеке
Термины для словаря (основные понятия)
1.Рационализм (в узком смысле) 2.Рационализм (в широком смысле)
3.Иррационализм 4.Атеизм
Вопросы для самоконтроля. Упражнения
1.Что такое рационализм в узком и широком смысле слова?
2.Почему для философии 18 века в целом было характерно рационалистическое
умонастроение?
3.Какие два главных лозунга были характерны для просветителей?
4.Почему большинство философов 18 века мы называем просветителями?
5.В чём заключалась сильная и слабая стороны учения Дидро, Гольбаха,
Ламетри о мире в целом?
6.Как вы оцениваете идею французских материалистов о возможности существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов?
7.Кто, по вашему мнению, прав в споре о становлении человеческого
интеллекта – Гельвеций («воспитание значит всё») или Дидро
(«воспитание значит много»)?
Тесты
1.Как называется учение о безграничных возможностях человеческого разума познавать и преобразовывать мир?
А)Реализм Б)Релятивизм В)Рационализм Г)Редукционизм
2.Особенности материализма 18 века?
А)Метафизичность Б)Диалектичность В)Эклектичность Г)Агностицизм
3.В духе какого учения звучат слова Роберта Рождественского: «Призрачно всё в этом мире бушующем…»?
А)Идеализма Б)Рационализма В)Материализма Г)Иррационализма
Занятие 9
1.Философское учение И. Канта: а) учение о Солнечной системе,
б) учение о познании,
в) учение о практическом разуме и
Боге
2.Философское учение Гегеля: а) учение о развитии абсолютной идеи
б)основные законы диалектики
Занятие 10
1.Антропологический материализм Л. Фейербаха:
а)учение о религии и философии,
б) учение о природе и человеке.
2.Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса:
а)учение о формах движения материи,
б)материалистическое понимание истории.
в)учение об общественно-экономических
формациях
Термины для словаря (основные понятия)