Вопрос 10. Буддизм и его основные идеи
Практическая работа №12
Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.).
Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.
Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между двумя крайними | |
"путь удовольствия" (развлечения, праздности, лени, физического и морального разложения | "путь аскетизма"(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). |
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: | |||
земная жизнь полна страданий; | страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; | от страданий можно избавиться; | существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. |
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — Восьмеричный путь— предусматривает соблюдение следующих принципов:
1.правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
2.правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
3.правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
4.правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
5.правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
6.правильное умение — усердие и трудолюбие;
7.правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
8.правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие: | ||||
не убий; | не укради; | будь целомудренным; | не лги; | не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ. |
Вопрос 11. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты
Практическая работа №13
Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
демократический — VII— V вв. до н. э.; | классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; | эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; | римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. |
К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":
милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); | Гераклита Эфесского; | элейской школы; | атомистов (Демокрита, Левкиппа); | некоторых иных философов. |
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
философско-просветительская деятельность софистов; | философия Сократа; | зарождение "сократических" школ | философия Платона; | философия Аристотеля. |
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
1.меньше уделяли внимания поиску первоначала;
2.допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
3.выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
4.положили начало спору между материализмом и идеализмом;
5.проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
6.от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
7.внесли вклад в развитие логики;
8.вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
распространение антиобщественной философии киников; | зарождение стоического направления философии; | деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; | философия Эпикура и пр. |
Отличительные черты эллинистической философии:
1.кризис античных моральных и философских ценностей;
2.снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
3.отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4.поиск физической и духовной опоры в самом себе;
5.стремление к отрешению от действительности;
6.преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
7.признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
Сенека; | Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); | Тит Лукреций Кар; | поздние стоики; | ранние христиане. |
Для философии римского периода было характерно:
1.взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2.фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
3.влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
4.близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
5.небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
6.повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
7.расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
8.расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
9.преобладание идеализма над материализмом;
10.все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
11.повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
12.рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
13.постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
Самостоятельная работа №13
1.Используя справочную литературу, напишите основные особенности древнегреческой (античной) философии:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________