Логические позитивисты, или Венский кружок

Венский кружок, образованный в начале 20-х годов, представлял собой группу ученых, математиков и философов, регулярно соби-

равшихся для обсуждения логических и философских вопросов. Его членами были, в частности, Морис Шлик (основатель), Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгль, Фридрих Вайсман и Филип Франк.

В 1929 г. участники Венского кружка опубликовали своего рода манифест, где перечислялись те мыслители прошлого и современнос­ти, которые, по мнению авторов, стояли на позитивистских позици­ях. Были названы имена Юма, Милля, Эйнштейна, Рассела и Вит­генштейна. Позитивисты полагали, что развивают научную филосо­фию, и считали, видимо, что философия как таковая призвана обес­печить науку надежными основаниями.

Группа распалась в 30-е годы после убийства Шлика (1936) и прихода к власти нацистов.

Маркузе (1898-1979)

Герберт Маркузе родился в Берлине, учился в университетах Бер­лина и Фрайбурга, был одним из основателей Франкфуртского ин­ститута социальных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти нацистов уехал в США и стал профессо­ром философии в Массачусетсе, а затем в Калифорнийском универ­ситете. Его философия сводится главным образом к детальной кри­тике современного общества и современной культуры.

Хайдеггер (1889-1976)

Немецкий философ Мартин Хайдеггер, проявивший лояльность к нацизму, сменил Эдмунда Гуссерля в должности профессора фило­софии во Фрайбурге. Был смещен с академического поста в 1945 г. из-за соглашательства с гитлеровским режимом.

Учение Хайдеггера представляет собой главным образом размыш­ления о существовании или бытии, которое он мыслит как своего рода сверхкачество. Таким образом, его философия прямо противо-, речит расселовскому анализу существования, в соответствии с кото­рым существование отнюдь не является качеством (см. гл. 1).

Сочинения Хайдеггера трудны для понимания и перевода на дру­гие языки. В английском переводе некоторые его высказывания, напри­мер утверждение «Ничто ничтойствует», кажутся невразумительными.

Адорно (1903-1965)

Теодор Адорно был сотрудником Франкфуртского института социаль­ных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти Гитлера оказался сначала в Оксфорде, а потом в США.

Он был замечательным преподавателем, среди его учеников — несколько крупных представителей немецкой философии. Основные интересы Адорно сосредоточивались в области критики культуры и эстетики, особенно эстетики музыки. Изучал теорию композицию под руководством Арнольда Шёнберга и создал множество музы­кальных произведений.

Поппер (1902-1994)

Карл Поппер, бывший профессор Лондонской школы экономики, снискал наибольшую известность как философ науки. Автор «Логи­ки научного открытия», содержащей, в частности, критику логичес­кого позитивизма. Написал также важную книгу по политической философии «Открытое общество и его враги».

Сартр (1905-1980) и Симона де Бовуар (1908-1986)

Жан-Поль Сартр и его подруга Симона де Бовуар — выдающиеся представители французской школы экзистенциализма и леворади-кальной парижской интеллигенции.

Сартр, начинавший как ученик Хайдеггера, утверждал, что чело­век есть ничто помимо совокупности осуществляемых им выборов, которые одновременно могут быть ошибочными и свободными. Он настаивал на том, что важно избежать дурной веры, которая есть род двойного мышления. В течение многих лет был близок к Француз­ской коммунистической партии, хотя и не состоял ее членом.

Де Бовуар изучала философию в Сорбонне, где вскоре стала про­фессором. В 1949 г. опубликовала сочинение, излагающее феминист­скую философию; в 1956 г. оно было переведено на английский язык под названием «Второй пол». Среди других ее сочинений — романы и воспоминания.

До недавнего прошлого Сартр считался куда более значительным философом, чем де Бовуар. Однако в ходе современных дискуссий фи­лософов феминистской ориентации и других мыслителей это ставится под сомнение. С другой стороны, строго говоря, Сартра нельзя сравни­вать с де Бовуар. Его философия коренится в хайдеггерианской мета­физике, тогда как работы де Бовуар очерчивают новое направление, закладывая основы современного философского феминизма.

Райл (1900-1976)

Взрослая жизнь Гилберта Райла, если не считать нескольких лет службы в армии во время Второй мировой войны, прошла в Окс­форде, где он преподавал и писал на философские темы. Его книга

«Понятие сознания», опубликованная в 1949 г., стала бестселлером, выдержавшим несколько изданий. Райл был учителем ряда извест­ных философов, включая А.Дж. Айера.

Рэнд (1905-1982)

Эйн Рэнд родилась в России. Эмигрировала в Америку, где изучала философию. Писала популярные книги, а также издавала периоди­ческий журнал («Ayn Rand's Newsletter»), в котором выражала свои философские и политические идеи.

Эйн Рэнд была жесткой защитницей капитализма и, по всей ви­димости, оказала определенное влияние на политический климат Соединенных Штатов. Будучи профессиональным философом и об­ладая, кроме того, ясным и иногда остроумным литературным сти­лем, она сумела обеспечить правых американских бизнесменов тео­ретическим оправданием их деятельности.

Метафизические сочинения Рэнд отличаются изрядным здравым смыслом, базирующимся отчасти на взглядах Аристотеля.Она при­держивается своеобразного дуализма здравого смысла, называя идеалистов (вроде Беркли) мистиками духа, а современных матери­алистов — мистиками мускулов. Ее философия морали представля­ет собой обоснование глубокой веры в этическое превосходство ка­питализма.

Айер (1910-1989)

Алфред Джулс Айер изучал философию в Оксфорде под руковод­ством Гилберта Райла, который в 1932 г. посоветовал ему отпра­виться в Вену и познакомиться с логическими позитивистами. В ре­зультате появилась широко известная книга Айера «Язык, истина и логика» — введение в идеи Венского кружка, понятное английско­му читателю. Сегодня философия логического позитивизма до неко­торой степени уступила путь другим идеям, но «Язык, истина и ло­гика» остается одной из знаменитейших философских работ XX столетия.

Главная идея книги — принцип верификации, согласно которо­му ни одно высказывание не имеет значения, если оно (1) не при­надлежит к математике или логике, (2) не может быть верифициро­вано методами науки, которые базируются на непосредственном чувственном опыте.

Айер, став профессором философии сначала в Лондонском уни­верситете, а потом в Оксфорде, написал много других книг, остав­шись верным традиции широко понимаемого британского эмпириз­ма; считал себя наследником Дэвида Юма и Бертрана Рассела.

Приложение III

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ

СОВРЕМЕННЫЕ

ФИЛОСОФЫ

Предлагаем перечень современных философов, большинство из которых работает в русле аналитической традиции и которые, на наш взгляд, пользуются влиянием как преподаватели, писатели или сразу в двух этих ипостасях. Естественно, наш перечень не претендует на полноту. Фамилия философов приводятся в алфавитном порядке.

Гетьер(Gettier)

Эдмунд Гетьер сформулировал проблему Гетьера, предложил остроумные контраргументы, разрушительные для классического трехчасного знания.

Гудмен(Goodman)

Нельсон Гудман сформулировал новую проблему индукции. Ввел новое понятие <grue>(зеленое (green) сегодня, но синее (blue) в будущем), доказывая, что сегодня мы ен можем знать, какого цвета нынешние изумруды – зеленого или <grue>. Считает, что всякий прогноз, базирующийся на индукции, носит вероятностный характер.

Даммит(Dummett)

Майкл Даммит, ранее профессор Оксфордского университета, всемирно известный специалист по Фреге.

Девидсон (Davidson)

Американский философ Дональд Дэвидсон преподавал в Принстоне и других американских университетах, наиболее известен работами в русле аналитической метафизике. Среди них – очерки о природе событий и природе сознания.

Крипке (Kripke)

Саул Крипке – автор прекрасных работ по философской логике и интерпретаций Витгенштейна.

Куайн(Quine)

Уиллард ван Орман Куайн – великий старец американской философии. Много пишет о проблемах логики и природе существования. Написал также автобиографию.

Кун(Kuhn)

Идеи Томаса Куна в области философии науки широко признаны как существенный прорыв в этой области.

Льюис(Lewis)

Американский философ Дэвид Льюис сформулировал теорию возможных миров.

Макинтайр(MacIntyre)

Аласдейр Макинтайр- автор широко читаемых книг по этике и средневековой философии. Учился в Оксфорде и во Франции, ныне – профессор университета Нотр-Дам.

Миджли(Midgley)

Британский философ Мэри Миджли – автор ряда книг по прикладной философии, рассчитанных на непрофессиональных читателей.

Нагель(Nagel)

Томас Нагель преподает философию в университете Нью-Йорка.

Его недавняя книга <Взгляд ниоткуда >(View from Nowhere)

Посвящена обоснованию тезиса, что материалистическая философия принципиально не способна объяснить субъективный опыт и потому не может дать полное описание мира.

Нозик(Nozick)

Роберт Нозик, ученик философа правой ориентации Эйн Рэйд,- автор влиятельной книги <Анархия, государство и утопия>(<anarchy, State and Utopia>), в которой критикует американский либерализм и идеи нового курса.

Плейс(Place)

Британский философ и психолог Плейс (U.T. Place) некоторое время преподавал в Австралии, сформулировал тезис, известный как теория тождества сознания и мозга, которую называют также физикализмом. Коллеги, например, Смарт (J.J.C. Smart-см ниже) считают его основоположником австралийской материалистической философской школы.

Ролз(Rawls)

Американец Джон Ролз работает над проблемами политической философии, его наиболее известное сочинение - <Теория справедливости>(<A Theory of Justice>)

Сингер (Singer)

Австралиец Питер Сингер сделал вегетарианство предметом философских споров. Последовательный утилитарист, он считает, что единственным фундаментальным этическим долгом является избежание страданий; защищает эйтаназию как часть социальной политики.

Смарт(Smart)

Англо- австралийский философ Смарт был профессором в университетах Аделаиды, Латроуба и Канберры. Коллега Плейса, придерживался физикалистской теории сознания. Его философия – материалистическая и сциентистская.

Стросон(Strawson)

Питер Стросон, бывший професор Оксфордского университета, наиболее известен сочинениями по философской логике и метафизике, а также критикой расселовской теории дескрипций. Автор работы о свободе воли, признанный знаток философии Канта.

Фут(Foot)

Филиппа Фут училась и преподавала в Оксфорде, впоследствии в Калифорнии.Ее интересует главным образом этика, она критикует утилитаризм и полусубъективистские теории вроде прескриптивизма.

Многие ее статьи опубликованы в сборнике <Добродетели и пороки >(<Virtues and Vices>).

Хеар(Hare)

Ричард Хеар, ранее профессор Оксфордского университета, ныне преподает во Флориде. Его влияние распространяется главным образом на философию морали. В своих ранних книгах изложил так называемую теорию прескриптивизма, которую соединил со своеобразным утилитаризмом.

Энскомб(Anscombe)

Дж.Э.М. Энскомб (Элизабет Энскомб), ранее профессор философии в Кембридже у Витгенштейна. Главный переводчик поздних (созданных после <Трактата>) сочинений Витгенштейна. Энскомб опубликовала также много собственных оригинальных работ по широкому кругу философских проблем.

Наши рекомендации