Логические позитивисты, или Венский кружок
Венский кружок, образованный в начале 20-х годов, представлял собой группу ученых, математиков и философов, регулярно соби-
равшихся для обсуждения логических и философских вопросов. Его членами были, в частности, Морис Шлик (основатель), Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгль, Фридрих Вайсман и Филип Франк.
В 1929 г. участники Венского кружка опубликовали своего рода манифест, где перечислялись те мыслители прошлого и современности, которые, по мнению авторов, стояли на позитивистских позициях. Были названы имена Юма, Милля, Эйнштейна, Рассела и Витгенштейна. Позитивисты полагали, что развивают научную философию, и считали, видимо, что философия как таковая призвана обеспечить науку надежными основаниями.
Группа распалась в 30-е годы после убийства Шлика (1936) и прихода к власти нацистов.
Маркузе (1898-1979)
Герберт Маркузе родился в Берлине, учился в университетах Берлина и Фрайбурга, был одним из основателей Франкфуртского института социальных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти нацистов уехал в США и стал профессором философии в Массачусетсе, а затем в Калифорнийском университете. Его философия сводится главным образом к детальной критике современного общества и современной культуры.
Хайдеггер (1889-1976)
Немецкий философ Мартин Хайдеггер, проявивший лояльность к нацизму, сменил Эдмунда Гуссерля в должности профессора философии во Фрайбурге. Был смещен с академического поста в 1945 г. из-за соглашательства с гитлеровским режимом.
Учение Хайдеггера представляет собой главным образом размышления о существовании или бытии, которое он мыслит как своего рода сверхкачество. Таким образом, его философия прямо противо-, речит расселовскому анализу существования, в соответствии с которым существование отнюдь не является качеством (см. гл. 1).
Сочинения Хайдеггера трудны для понимания и перевода на другие языки. В английском переводе некоторые его высказывания, например утверждение «Ничто ничтойствует», кажутся невразумительными.
Адорно (1903-1965)
Теодор Адорно был сотрудником Франкфуртского института социальных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти Гитлера оказался сначала в Оксфорде, а потом в США.
Он был замечательным преподавателем, среди его учеников — несколько крупных представителей немецкой философии. Основные интересы Адорно сосредоточивались в области критики культуры и эстетики, особенно эстетики музыки. Изучал теорию композицию под руководством Арнольда Шёнберга и создал множество музыкальных произведений.
Поппер (1902-1994)
Карл Поппер, бывший профессор Лондонской школы экономики, снискал наибольшую известность как философ науки. Автор «Логики научного открытия», содержащей, в частности, критику логического позитивизма. Написал также важную книгу по политической философии «Открытое общество и его враги».
Сартр (1905-1980) и Симона де Бовуар (1908-1986)
Жан-Поль Сартр и его подруга Симона де Бовуар — выдающиеся представители французской школы экзистенциализма и леворади-кальной парижской интеллигенции.
Сартр, начинавший как ученик Хайдеггера, утверждал, что человек есть ничто помимо совокупности осуществляемых им выборов, которые одновременно могут быть ошибочными и свободными. Он настаивал на том, что важно избежать дурной веры, которая есть род двойного мышления. В течение многих лет был близок к Французской коммунистической партии, хотя и не состоял ее членом.
Де Бовуар изучала философию в Сорбонне, где вскоре стала профессором. В 1949 г. опубликовала сочинение, излагающее феминистскую философию; в 1956 г. оно было переведено на английский язык под названием «Второй пол». Среди других ее сочинений — романы и воспоминания.
До недавнего прошлого Сартр считался куда более значительным философом, чем де Бовуар. Однако в ходе современных дискуссий философов феминистской ориентации и других мыслителей это ставится под сомнение. С другой стороны, строго говоря, Сартра нельзя сравнивать с де Бовуар. Его философия коренится в хайдеггерианской метафизике, тогда как работы де Бовуар очерчивают новое направление, закладывая основы современного философского феминизма.
Райл (1900-1976)
Взрослая жизнь Гилберта Райла, если не считать нескольких лет службы в армии во время Второй мировой войны, прошла в Оксфорде, где он преподавал и писал на философские темы. Его книга
«Понятие сознания», опубликованная в 1949 г., стала бестселлером, выдержавшим несколько изданий. Райл был учителем ряда известных философов, включая А.Дж. Айера.
Рэнд (1905-1982)
Эйн Рэнд родилась в России. Эмигрировала в Америку, где изучала философию. Писала популярные книги, а также издавала периодический журнал («Ayn Rand's Newsletter»), в котором выражала свои философские и политические идеи.
Эйн Рэнд была жесткой защитницей капитализма и, по всей видимости, оказала определенное влияние на политический климат Соединенных Штатов. Будучи профессиональным философом и обладая, кроме того, ясным и иногда остроумным литературным стилем, она сумела обеспечить правых американских бизнесменов теоретическим оправданием их деятельности.
Метафизические сочинения Рэнд отличаются изрядным здравым смыслом, базирующимся отчасти на взглядах Аристотеля.Она придерживается своеобразного дуализма здравого смысла, называя идеалистов (вроде Беркли) мистиками духа, а современных материалистов — мистиками мускулов. Ее философия морали представляет собой обоснование глубокой веры в этическое превосходство капитализма.
Айер (1910-1989)
Алфред Джулс Айер изучал философию в Оксфорде под руководством Гилберта Райла, который в 1932 г. посоветовал ему отправиться в Вену и познакомиться с логическими позитивистами. В результате появилась широко известная книга Айера «Язык, истина и логика» — введение в идеи Венского кружка, понятное английскому читателю. Сегодня философия логического позитивизма до некоторой степени уступила путь другим идеям, но «Язык, истина и логика» остается одной из знаменитейших философских работ XX столетия.
Главная идея книги — принцип верификации, согласно которому ни одно высказывание не имеет значения, если оно (1) не принадлежит к математике или логике, (2) не может быть верифицировано методами науки, которые базируются на непосредственном чувственном опыте.
Айер, став профессором философии сначала в Лондонском университете, а потом в Оксфорде, написал много других книг, оставшись верным традиции широко понимаемого британского эмпиризма; считал себя наследником Дэвида Юма и Бертрана Рассела.
Приложение III
НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
СОВРЕМЕННЫЕ
ФИЛОСОФЫ
Предлагаем перечень современных философов, большинство из которых работает в русле аналитической традиции и которые, на наш взгляд, пользуются влиянием как преподаватели, писатели или сразу в двух этих ипостасях. Естественно, наш перечень не претендует на полноту. Фамилия философов приводятся в алфавитном порядке.
Гетьер(Gettier)
Эдмунд Гетьер сформулировал проблему Гетьера, предложил остроумные контраргументы, разрушительные для классического трехчасного знания.
Гудмен(Goodman)
Нельсон Гудман сформулировал новую проблему индукции. Ввел новое понятие <grue>(зеленое (green) сегодня, но синее (blue) в будущем), доказывая, что сегодня мы ен можем знать, какого цвета нынешние изумруды – зеленого или <grue>. Считает, что всякий прогноз, базирующийся на индукции, носит вероятностный характер.
Даммит(Dummett)
Майкл Даммит, ранее профессор Оксфордского университета, всемирно известный специалист по Фреге.
Девидсон (Davidson)
Американский философ Дональд Дэвидсон преподавал в Принстоне и других американских университетах, наиболее известен работами в русле аналитической метафизике. Среди них – очерки о природе событий и природе сознания.
Крипке (Kripke)
Саул Крипке – автор прекрасных работ по философской логике и интерпретаций Витгенштейна.
Куайн(Quine)
Уиллард ван Орман Куайн – великий старец американской философии. Много пишет о проблемах логики и природе существования. Написал также автобиографию.
Кун(Kuhn)
Идеи Томаса Куна в области философии науки широко признаны как существенный прорыв в этой области.
Льюис(Lewis)
Американский философ Дэвид Льюис сформулировал теорию возможных миров.
Макинтайр(MacIntyre)
Аласдейр Макинтайр- автор широко читаемых книг по этике и средневековой философии. Учился в Оксфорде и во Франции, ныне – профессор университета Нотр-Дам.
Миджли(Midgley)
Британский философ Мэри Миджли – автор ряда книг по прикладной философии, рассчитанных на непрофессиональных читателей.
Нагель(Nagel)
Томас Нагель преподает философию в университете Нью-Йорка.
Его недавняя книга <Взгляд ниоткуда >(View from Nowhere)
Посвящена обоснованию тезиса, что материалистическая философия принципиально не способна объяснить субъективный опыт и потому не может дать полное описание мира.
Нозик(Nozick)
Роберт Нозик, ученик философа правой ориентации Эйн Рэйд,- автор влиятельной книги <Анархия, государство и утопия>(<anarchy, State and Utopia>), в которой критикует американский либерализм и идеи нового курса.
Плейс(Place)
Британский философ и психолог Плейс (U.T. Place) некоторое время преподавал в Австралии, сформулировал тезис, известный как теория тождества сознания и мозга, которую называют также физикализмом. Коллеги, например, Смарт (J.J.C. Smart-см ниже) считают его основоположником австралийской материалистической философской школы.
Ролз(Rawls)
Американец Джон Ролз работает над проблемами политической философии, его наиболее известное сочинение - <Теория справедливости>(<A Theory of Justice>)
Сингер (Singer)
Австралиец Питер Сингер сделал вегетарианство предметом философских споров. Последовательный утилитарист, он считает, что единственным фундаментальным этическим долгом является избежание страданий; защищает эйтаназию как часть социальной политики.
Смарт(Smart)
Англо- австралийский философ Смарт был профессором в университетах Аделаиды, Латроуба и Канберры. Коллега Плейса, придерживался физикалистской теории сознания. Его философия – материалистическая и сциентистская.
Стросон(Strawson)
Питер Стросон, бывший професор Оксфордского университета, наиболее известен сочинениями по философской логике и метафизике, а также критикой расселовской теории дескрипций. Автор работы о свободе воли, признанный знаток философии Канта.
Фут(Foot)
Филиппа Фут училась и преподавала в Оксфорде, впоследствии в Калифорнии.Ее интересует главным образом этика, она критикует утилитаризм и полусубъективистские теории вроде прескриптивизма.
Многие ее статьи опубликованы в сборнике <Добродетели и пороки >(<Virtues and Vices>).
Хеар(Hare)
Ричард Хеар, ранее профессор Оксфордского университета, ныне преподает во Флориде. Его влияние распространяется главным образом на философию морали. В своих ранних книгах изложил так называемую теорию прескриптивизма, которую соединил со своеобразным утилитаризмом.
Энскомб(Anscombe)
Дж.Э.М. Энскомб (Элизабет Энскомб), ранее профессор философии в Кембридже у Витгенштейна. Главный переводчик поздних (созданных после <Трактата>) сочинений Витгенштейна. Энскомб опубликовала также много собственных оригинальных работ по широкому кругу философских проблем.