Содержимое мира: место, время, качества, события
Положим, астроном по имени Линда Спарк, одетая в желтое платье, наблюдает солнечное затмение в телескоп из обсерватории близ экватора.
Линда (как и всякий человек) согласится, что существует Линда, существуют платье, солнце и телескоп. Это не выходит за рамки здравого смысла. Но что говорит нам здравый смысл (и говорит ли он что-либо вообще) о существовании желтизны (платья), затмения, экватора и ментальных состояний Линды в связи с наблюдением затмения?
Некоторые философы утверждали, что такие вещи, как качества (желтизна) и события (затмение), суть особые вещи или объекты, которые существуют до некоторой степени так же, как существуют обычные вещи вроде столов. Но эта теория не согласуется со здравым смыслом, а кроме того, не помогает разрешить трудности, связанные с существованием.
Другого рода ответ мы найдем у Аристотеля, ярко выраженного философа здравого смысла.
Аристотель считал, что реальность состоит из вещей, относящихся к десяти категориям. Эти категории таковы.
1. Сущность: Аристотель имеет в виду такие предметы, как дома, лошади, люди, горы, деревья и статуи.
2. Качество (атрибуты): зеленый, массивный, храбрый, мудрый.
3. Количество: метр, тонна.
4. Отношение: половина (чего-то); больше, чем.
5. Место: на рынке.
6. Время: в прошлом году, вчера.
7. Состояние (положение): сидит, стоит.
8. Обладание: обут, одет в пальто.
9. Действие: ударяет, режет, бросает.
10. Претерпевание (то, что происходит с сущностью): горит, задыхается.
Аристотель полагал, что вещи, принадлежащие к различным категориям, существуют по-разному – зависимо или независимо.
Качества, количества и отношения безусловно существуют, но существуют лишь постольку, поскольку сущности являются желтыми или зелеными, длинными, короткими или тяжелыми, рядоположенными, сравнительно старыми или молодыми и т.д. Качества, количества и отношения зависят от сущностей.
Действия, например наблюдение затмения, существуют, когда сущности действуют. Действия тоже зависят от сущностей.
События, например падение, существуют, поскольку с сущностью что-то происходит, в данном случае – поскольку некая вещь падает.
Воспроизводство существует, оно есть возникновение сущностей.
Распад существует, он есть прекращение существования сущностей.
Положения и состояния существуют, поскольку сущность пребывает в некотором положении или состоянии.
Короче говоря, бытие, или реальность, многообразно, но предельная или самая важная форма существования, от которой зависят все другие формы существования, есть бытие или существование сущностей.
Что же Аристотель понимал под сущностью? По сути дела, аристотелевские сущности – просто обычные объекты: деревья, стулья, собаки и т.д.
Теорию категорий можно понять в том смысле, что слово есть имеет десять разных значений. Говоря «Клинтон (есть) высокий», вы используете слово есть в количественном значении. Говоря «Клинтон (есть) на Фиджи», вы используете есть в значении места. Говоря «Клинтон (есть) сутулый», вы используете есть в значении положения (состояния). И, говоря «Клинтон (есть) человек», вы используете самое важное из всех есть, есть в значении сущности. Несомненно, читатели сами могут придумать примеры других шести значений связки есть.
Аристотелевский список категорий полезен, но не вполне удовлетворителен.
Прежде всего, некоторые категории кажутся излишними. Так, категория положения кажется излишней, поскольку ее легко свести к категориям места и отношения. Положение или состояние тела есть не более чем пространственные отношения между его частями.
Сходным образом можно доказать, что на самом деле категория претерпевания не нужна, поскольку претерпевание есть лишь действие, рассматриваемое как бы с другого конца.
Эти проблемы, однако, касаются лишь частностей. Есть более трудный вопрос, который связан с категориями места и времени:
могут ли место и время существовать независимо от сущностей? Если да, то являются ли они в некотором смысле основополагающими, подобно самим сущностям? Физики, как и философы, затруднялись ответить на этот вопрос и выдвинули разные теории на сей счет. Здесь мы не станем пытаться ответить на него, а предоставим читателям подумать над ним самостоятельно.
Еще один трудный вопрос таков: к какой категории относятся вымышленные создания, например единорог? Являются ли единороги сущностями? Если нет, то что же они такое?
Наконец, учение о категориях не позволяет провести некоторые чрезвычайно важные различения, которые мы обсудим в следующей главе. Между тем следует отметить, что отсутствие в учении о категориях некоторых важных различении не означает, что Аристотель не обсуждал их в другой связи.