I. Межличностные отношения, общение
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Целями освоения дисциплины «Социально-психологические аспекты организационно-управленческой дея-тельности» являются:
– актуализация соответствия содержания психологической подготовки студентов содержанию будущей профессиональной деятельности;
– формирование умения применять психологические знания в конкретных профессиональных ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями;
– повышение общей культуры, развитие стремления к самосовершенствованию и формирование готовности выпускника-бакалавра к организационно-управленческой деятельности.
Задания для самостоятельной работы
Обращаем ваше внимание на последовательность действий при работе с методическими указаниями.
Первый этап – самодиагностика с использованием тестов: «самооценка», «Диагностика уровня эмпатических способностей», «17 – факторный опросник Кэттэлла». Кроме того, на практических занятиях Вам будут предложены тесты «формула темперамента» и «Тест Г.Айзенка по определению общего уровня способностей». Все ответы сохраните на отдельных листах с заголовком теста, над которым вы работали. Итогом первого этапа является анализ результатов самопознания, представленный в вашем портфолио.
Второй этап – написание эссе на тему «Мой психологический портрет». В основу эссе должны быть положены ваши результаты самодиагностики. Работа по написанию эссе – это работа творческая, поэтому проявите свое видение плана самосовершенствования. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять на этом пути. Что, на ваш взгляд, вам будет делать легко, а что сложнее, в чем вы уверены, а что вызывает у вас сомнение. Аргументируйте свои мысли. В приложении к методическим указаниям представлен образец самохарактеристики, которые помогут Вам при написании вашего психологического портрета.
Внимание! При работе над тестами, внимательно прочтите инструкцию. Убедитесь, что она вам понятна и только потом приступайте к ответам на вопросы. Старайтесь отвечать искренне и долго не думая. Не стремитесь приукрашивать собственные ответы. Помните, что каждая личность уникальна и ваши ответы – это отражение вашей уникальности.
ТЕСТ «САМООЦЕНКА»
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных качествах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас?
Разобраться в этом вам поможет следующее задание.
Инструкция:
1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть цифрами I, II, III, IV.
2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые наиболее значимы и ценны для вас, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их, каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств, ниже приводим их толкование.
Набор качеств личности.
II. Поведение.
1. Активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость - чувство собственного достоинства.
3. Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.
4. Порядочность - честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5. Смелость - способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
6. Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7. Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8. Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.
9. Энергичность - решительность, активность поступков и действий.
10. Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.
11. Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.
12. Инициативность - стремление к новым формам деятельности.
13. Интеллигентность - высокая культура, образованность, эрудиция.
14. Настойчивость - упорство в достижении целей.
15. Решительность - непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
16. Принципиальность - умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17. Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18. Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19. Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.
20. Целеустремленность - наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III. Деятельность.
1. Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.
2. Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.
3. Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.
4. Понятливость - умение понять смысл, сообразительность.
5. Скорость - стремительность поступков и действий, быстрота.
6. Собранность - сосредоточенность, подтянутость.
7. Точность - умение действовать как заодно, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие - любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу,
10. Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
11. Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
12. Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13. Дальновидность - прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14. Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15. Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий.
16. Любознательность - пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17. Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно
19. Работоспособность - способность много и продуктивно работать.
20. Скрупулезность - точность до мелочей, особая тщательность.
IV. Переживания, чувства.
1. Бодрость - ощущение полноты силы, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие - отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость - беззаботно-радостное состояние.
4. Душевность - искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5. Милосердие - готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность - проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие - любовь и стремление к свободе, независимости.
8. Сердечность - задушевность, искренность в отношениях.
9. Страстность - способность целиком отдаваться увлечению.
10. Стыдливость - способность испытывать чувство стыда.
11. Взволнованность - мера переживания, душевное
беспокойство.
12. Восторженность - большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13. Жалостливость - склонность к чувству жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность - постоянное чувство радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность - способность сильно и многих любить.
16. Оптимистичность - жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17. Сдержанность - способность удержать себя от проявления чувств.
18. Удовлетворенность - ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19. Хладнокровность - способность сохранять спокойствие и выдержку.
20. Чувствительность - легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
ТЕСТ «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
Эмпатия– это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Инструкция:
Вам будут предъявлены 36 утверждений, касающихся ваших отношений к окружающим. Поставьте «+», если вы согласны с соответствующим утверждением, или «-», если не согласны. Старайтесь не задумываться над предъявленными утверждениями и отвечать искренне.
Опросник диагностики уровня эмпатических
способностей В. В. Бойко
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура - поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
ТЕСТ КЭТТЕЛЛА
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Наиболее универсальным, практичным, дающим многогранную информацию об индивидуальности личности является многофакторный опросник (тест) Р.Б. Кэттелла. Он используется в психологической практике с 1949 года и по сей день во всех ситуациях, когда необходимо знание характерологических особенностей человека. Этот тест предлагается вашему вниманию.
Инструкция:
Вам предлагается 105 утверждений, в каждом из которых дается 3 варианта ответов. По каждому утверждению необходимо выбрать один из вариантов, наиболее приемлемый для вас. Форма ответов (на отдельном листе): 1-а, 2-б, 3-в и так далее.
Опросник
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
2. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей:
а) да; б) иногда; в) нет.
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом; б) святым; в) тучей.
4. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро; б) нечто среднее; в) засыпаю с трудом.
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я бы предпочел:
а) пропустить вперед большинство машин; б) не знаю;
в) обогнать все идущие впереди машины.
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
а) да; б) иногда; в) нет.
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами; б) затрудняюсь сказать;
в) борьбой и баскетболом.
10. Меня забавляет то, что люди делают совсем не похожее на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да; б) иногда; в) нет.
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
а) всегда; б) иногда; в) редко.
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться истинных приемов:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно без чьей-либо помощи:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:
а) верно; б) затрудняюсь ответить; в) неверно.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
а) да; б) не знаю; в) нет.
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям; б) не знаю; в) в своем дневнике.
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» – это:
а) небрежный; б) тщательный; в) приблизительный.
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
б) затрудняюсь ответить;
в) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
24. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно;
б) затрудняюсь сказать;
в) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да; б) возможно; в) нет.
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной; б) делают и то, и другое поровну;
в) дают мне советы.
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да; б) иногда; в) нет.
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер;
б) не знаю;
в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушно слушать, когда другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я глубоко верю:
а) верно; б) затрудняюсь ответить; в) неверно.
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да; б) не знаю; в) нет.
31. Если бы я одинаково хорошо умел делать и то, и другое, я бы предпочел:
а) играть в шахматы; б) трудно сказать; в) играть в городки.
32. Мне нравятся общительные компанейские люди:
а) да; б) не знаю; в) нет.
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
34. Я могу забыть о своих обязанностях, когда мне это необходимо:
а) да; б) иногда; в) нет.
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
а) да; б) иногда; в) нет.
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве; б) трудно сказать;
в) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.
37. Какое слово не связано с двумя другими:
а) кошка; б) нет; в) серая.
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня; б) нечто среднее;
в) не беспокоит меня совершенно.
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти;
б) не знаю; в) жил, не стесняя себя ни в чем.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа; б) не знаю;
в) быть запертым в одиночестве.
41. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да; б) иногда; в) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один; б) не знаю;
в) живым и подвижным.
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да; б) не знаю; в) нет.
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорит правду, даже если это нелегко для них:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
а) верно; б) затрудняюсь ответить; в) неверно.
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров; б) не знаю;
в) скрипичными соло.
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;
б) затрудняюсь ответить;
в) возглавляя группу в туристическом лагере.
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда нелишни; б) трудно сказать; в) не стоят этого.
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не огорчают меня:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
а) всегда; б) иногда; в) редко.
53. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них; б) затрудняюсь ответить;
в) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
54. Дом так относится к комнате, как дерево к:
а) лесу; б) растению; в) листу.
55. То, что я делаю, у меня получается:
а) редко; б) иногда; в) часто.
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть; б) не знаю;
в) предпочитаю действовать наверняка.
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее всего так; б) не знаю; в) думаю, что нет.
58. Мне больше всего нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;
б) трудно сказать; в) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди; б) не знаю;
в) медленнее, чем большинство людей.
60. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество; б) трудно сказать;
в) сила и мощь.
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямыми:
а) да; б) не знаю; в) нет.
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся меня, сам;
б) затрудняюсь ответить;
в) советоваться с друзьями.
64. Если человек не сразу отвечает мне после того, как я что-нибудь сказал ему, то чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках; б) трудно сказать; в) читая книги.
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом; б) затрудняюсь ответить;
в) еще раз попытаться решить этот вопрос.
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и так далее, без определенных причин:
а) верно; б) не знаю; в) нет.
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
а) верно; б) не знаю; в) нет.
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное ему, даже если это немного неудобно для меня:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5,… – будет:
а) 10; б) 5; в) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да; б) не знаю; в) нет.
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официантке лишнее беспокойство:
а) да; б) иногда; в) нет.
74. Я живу сегодняшнем днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
75. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной беседе;
б) затрудняюсь ответить;
в) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей его могут услышать:
а) да; б) иногда; в) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:
а) с Колумбом; б) не знаю; в) с Пушкиным.
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да; б) иногда; в) нет.
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины; б) не знаю; в) быть кассиром.
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»; б) не знаю;
в) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые:
а) стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;
б) не знаю;
в) отвергают новые многообещающие положения.
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да; б) иногда; в) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно; б) иногда; в) нет.
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно; б) не так; в) неверно.
86. Я могу легче не считаться с другими, чем они со мной:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
87. Бывает, что я все утро не хочу ни с кем разговаривать:
а) верно; б) иногда; в) никогда.
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеченных по точным часам, то эти часы:
а) отстают; б) идут правильно; в) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто; б) иногда; в) редко.
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений потому, что они утомительны:
а) да; б) иногда; в) нет.
92. Дома в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю; б) затрудняюсь ответить;
в) занимаюсь интересующимися меня делами.
93. Я робко и осторожно отношусь к завоеваниям дружеских отношений с новыми людьми:
а) да; б) иногда; в) нет.
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:
а) да; б) иногда; в) нет.
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев; б) иногда; в) нет, редко.
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов:
а) да; б) иногда; в) нет.
97. Я думаю, что интереснее быть:
а) натуралистом и работать с растениями; б) не знаю;
в) страховым агентом.
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным местам, животным и так далее:
а) да; б) иногда; в) нет.
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера; б) не знаю;
в) где каждый играет за себя.
101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны:
а) да; б) иногда; в) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
а) да; б) иногда; в) нет.
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:
а) да; б) иногда; в) нет.
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
а) думать; б) видеть; в) слышать.
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:
а) двоюродным братом; б) племянником; в) дядей.
Ключ к тесту «Самооценка»
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Отметьте их. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальныхкачеств (Р).
2. Подсчитайте количество» идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение
П = Р/И;100%.
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.
Психодиагностическая шкала
Уровни самооценки /пол | Неадек-ватно низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадек-ватно высокий |
МУЖЧИНЫ | 0-10 | 11-34 | 36-45 | 46-54 | 55-63 | 64-66 | 67 |
ЖЕНЩИНЫ | 0-15 | 16-37 | 38-46 | 47-56 | 57-65 | 66-68 | 69 |
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Варианты методики самооценки содержат четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности.
Самооценкаможет быть оптимальной и неоптимальной.При оптимальной, адекватнойсамооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.
К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышеннойсамооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.
Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.
Самооценка может быть и заниженной,т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес,нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.
ПРИЛОЖЕНИЕ
САМОХАРАКТЕРИСТИКА
Характер у меня спокойный, уравновешенный. Я довольно усидчива, люблю делать работу, требующую терпения, даже монотонную. В работу включаюсь медленно, медленно переключаюсь с одного дела на другое. Очень трудолюбивой меня вряд ли назовешь, часто оттягиваю до последнего, но обычно успеваю сделать в срок. Я замкнутая, молчаливая, друзей у меня немного. Знакомства завязываю с трудом и не люблю ссор. В общественной жизни стала участвовать больше, чем в школе. Там меня выдвигали на организаторскую работу, хотя я по натуре исполнитель. Свои поручения стараюсь выполнять добросовестно. В отношениях с друзьями я ровна, спокойна. Еще я искренняя, наверное, это плохо, потому что это частенько обращается мне во вред. Люблю мечтать, фантазировать. И увлечения мои (шитьё, вязание, книги, кулинария) так или иначе связаны с выдумкой и воображением. Я дисциплинированная и обязательная. Не уважаю себя, если пообещаю и не сделаю. Интересуюсь новыми достижениями в различных областях науки и техники (читаю научно-популярные журналы, смотрю документальные фильмы).
Учиться мне нравится, и в семестре я занимаюсь нормально, а в сессию, когда нужно напрячь все свои силы, у меня наступает торможение и экзамены я сдаю хуже, чем могла бы.
В процессе воспитания и работы над собой мне удалость выработать такие качества как дисциплинированность и обязательность, коммуникабельность, умение работать в команде.
Я вижу и свои недостатки, но опираясь на полученные знания, понимаю, что требовать от себя быстроты реакции мне бесполезно, т.к. этого нет в моем темпераменте. Но научится не волноваться слишком перед экзаменами я могу, научившись правильно распределять свои силы и время.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания в помощь студентам при самостоятельной работе по разделу «Психологические аспекты личности»
Составители:
И. В. Кондрина
Л. С. Полякова
Ж. С. Сафронова
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать . Формат 60×84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.
Уч.-изд. л. . Тираж экз. Заказ
ГУ КузГТУ, 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография ГУ КузГТУ,
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Целями освоения дисциплины «Социально-психологические аспекты организационно-управленческой дея-тельности» являются:
– актуализация соответствия содержания психологической подготовки студентов содержанию будущей профессиональной деятельности;
– формирование умения применять психологические знания в конкретных профессиональных ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями;
– повышение общей культуры, развитие стремления к самосовершенствованию и формирование готовности выпускника-бакалавра к организационно-управленческой деятельности.
Задания для самостоятельной работы
Обращаем ваше внимание на последовательность действий при работе с методическими указаниями.
Первый этап – самодиагностика с использованием тестов: «самооценка», «Диагностика уровня эмпатических способностей», «17 – факторный опросник Кэттэлла». Кроме того, на практических занятиях Вам будут предложены тесты «формула темперамента» и «Тест Г.Айзенка по определению общего уровня способностей». Все ответы сохраните на отдельных листах с заголовком теста, над которым вы работали. Итогом первого этапа является анализ результатов самопознания, представленный в вашем портфолио.
Второй этап – написание эссе на тему «Мой психологический портрет». В основу эссе должны быть положены ваши результаты самодиагностики. Работа по написанию эссе – это работа творческая, поэтому проявите свое видение плана самосовершенствования. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять на этом пути. Что, на ваш взгляд, вам будет делать легко, а что сложнее, в чем вы уверены, а что вызывает у вас сомнение. Аргументируйте свои мысли. В приложении к методическим указаниям представлен образец самохарактеристики, которые помогут Вам при написании вашего психологического портрета.
Внимание! При работе над тестами, внимательно прочтите инструкцию. Убедитесь, что она вам понятна и только потом приступайте к ответам на вопросы. Старайтесь отвечать искренне и долго не думая. Не стремитесь приукрашивать собственные ответы. Помните, что каждая личность уникальна и ваши ответы – это отражение вашей уникальности.
ТЕСТ «САМООЦЕНКА»
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных качествах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас?
Разобраться в этом вам поможет следующее задание.
Инструкция:
1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть цифрами I, II, III, IV.
2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые наиболее значимы и ценны для вас, которым вы отдаете предпочтение перед другими. К<