Темы 15, 16. Экзистенциальная природа человека.
Человек как биологический вид, по Фромму, является представителем приматов, возникающим в тот момент, когда детерминация поведения инстинктами достигает минимума, а развитие мозга - максимума. Человеку присущи специфические свойства, отличающие его от животного: разум, самосознание и воображение. Их возникновение порождает ситуацию неопределенности, осознание своей отдельности, одиночества. Это осознание, по мнению Фромма, становится источником тревоги, вины и стыда. Разрушение гармонии дочеловеческого существования определяет человеческую природу (натуру). По Фромму, человеческая природа не может быть рассмотрена ни как биологически обусловленная сумма желаний, ни как безжизненный слепок с матрицы социальных условий; она не является ни неизменной, ни безгранично пластичной: Фромм утверждает, что человеческая природа есть результат исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами. Разрыв единства с природой, жажда обретения новой гармонии взамен утраченной порождают экзистенциальные дихотомии (неразрешимые противоречия человеческого существования): между жизнью человека и его смертностью, между человеческими возможностями и пределами их реализации. Существуют и исторические дихотомии - противоречия индивидуальной и социальной жизни, не являющиеся имманентными для человеческого существования. Физиологически обусловленные потребности, вытекающие из необходимости обеспечения биологического выживания, требуют удовлетворения при любых условиях и являются первичным мотивом человеческого поведения. Уникальность человеческого положения состоит в том, что их удовлетворения недостаточно не только для счастья, но даже для психического здоровья. Потребности, порождаемые дисгармонией человеческого существования, выходят далеко за пределы животных потребностей и выражаются стремлением восстановить единство человека с миром.
Таким образом, точкой отчета при осмыслении проблемы человека Фромм сделал исследование способа его бытия. Согласно концепции Фромма, специфика бытия человека связана с непреходящей «экзистенциальной дихотомией», или «экзистенциальным противоречием». Данное противоречие состоит из двух моментов. С одной стороны, это то, что человек, будучи частью природы, не принадлежит ей полностью, обособлен от нее, не имеет своей «особой экологической ниши». Такое положение индивида Фромм называет «заброшенностью», или «бездомностью». С другой стороны, обладая сознанием, человек способен понимать и переживать свое «заброшенное» положение. «Человек - единственное живое существо, - писал Фромм, - которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая».
В учении об «экзистенциальной дихотомии» и «историческими противоречиями» Фромм предпринял попытку отойти от сугубо психоаналитического метода исследования человека. Предметом анализа становятся не только личностные, но и онтологические характеристики человека. В своих рассуждениях Фромм в значительной мере оказывается сопричастным экзистенциалистскому толкованию сущности и существования человека. Как и Хайдеггер, Сартр, Камю, Фромм говорит о неустранимом парадоксе человеческого существа, который заключается в том, что человек не имеет сущности в смысле чего-то данного, строго зафиксированного и неизменного, но в то же время как индивидуальность, отличная от остального мира, он должен обладать какой-то специфической сущностью. Правда, интерпретация названного парадокса у них различна. Для экзистенциалистов, которые выводят сущность человека из факта его существования, она «ничто», для Фромма же она вырисовывается в виде противоречия, внутренне присущего человеческому существованию.
По мнению Фромма, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой. Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе "Здоровое общество" Фромм дает следующую их классификацию:
1) потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество, отдаленность, изолированность). Конструктивным путем ее удовлетворения является любовь; при невозможности его реализации возникают паллиативные формы в виде "симбиоза" в подчинении или овладении. Предметом "симбиоза" могут являться люди или внешние силы. Полная неудача в обретении приобщенности выражается в нарциссизме - патологической фиксированности на себе, неспособности к установлению связей с окружающим миром и его объективному восприятию;
2) потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Неудовлетворенность человека собственным положением случайного, пассивного, бессильного создания порождает стремление стать "творцом", быть созидательно активным. Негативный вариант удовлетворения этой потребности - разрушительность, стремление к самоутверждению в деструкции;
3) Потребность в укорененности и братстве. Разрыв естественных связей, невозможность возврата к доиндивидуальному существованию вынуждают каждого взрослого человека к поиску помощи, близких межличностных отношений, защиты. Оборотной стороной этой потребности является "инцест", трактуемый Фроммом как некритическая связанность индивида с общностью: семьей, родом, государством, церковью. В современных обществах, по мысли Фромма распространены такие формы "инцестуальной связи", как национализм и квазипатриотизм;
4) потребность в чувстве тождественности. Человек, с его разумом и воображением, нуждается в представлении о самом себе, в способности почувствовать себя субъектом своих действий, в обретении индивидуальности. Отсутствие подлинно индивидуального чувства тождественности компенсируется его заменителями, которыми являются чувства принадлежности к нации, религии, социальному классу, роду занятий. В этом случае имеет место, по Фромму, "стадная" идентичность, при которой чувство тождественности покоится на чувстве безусловной принадлежности к толпе;
5) потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Их основой является неопределенность человеческой ситуации и необходимость в силу этого сформулировать систему координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни. Ответами на эти потребности могут быть различные теистические и нетеистические системы. Рациональные системы стимулируют развитие зрелой, разумной, созидательно активной личности; иррациональные же поощряют непродуктивные черты характера и удовлетворяют соответствующие "религиозные" потребности.
Программа Фромма по изменению человека и общества была ориентирована на массовое изменение человеческого характера с переходом от установки на "обладание" к установке на "бытие". Она предполагала переход к "здоровому потреблению", реализацию "демократии участия", децентрализацию промышленности, замену бюрократического управления гуманистическим, запрет методов манипуляции сознанием и ряд других мер.
Тематика контрольных работ
1. Происхождение экзистенциальной психологии.
2. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма.
3. Экзистенциальная концепция личности. К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер.
4. Представление о смерти в различных типах культуры и типах сознания.
5. Встречи с архетипами.
6. Психологические аспекты смысла жизни. В. Франкл. Смысл и русская ментальность в русской волшебной сказке.
7. Одиночество и скука. Эгоизм, себялюбие, своекорыстие.
8. Совесть. Вина. Любовь.
9. Страх. Антипсихиатрия Р. Лэйнга.
10. Экзистенциально-аналитическая школа. (Л. Бинсвангер).
11. Экзистенция. Новое измерение психиатрии и психологии. Р. Мэй, Э. Энджел, Г. Элленберг.
12. Кризисные состояния.
13. Экзистенциальная природа человека. Э. Фромм.
Основная литература
1. Экзистенциальная психология. – М.: Апрель Пресс, 2001.
2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма Класс, 1999.
3. Лейнг Р. «Разделенное Я». – Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.
Дополнительная литература
1. Dasein-анализ в философии и психологии/ Под ред. Г.М. Кучинского, А.А. Михайлова. - М., 2001- 204 с.
2. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют. // Мир психологии. - 1999. - № 4 (20). - С. 26-29.
3. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.
4. Братченко С.Л. «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения». Уроки Джеймса Бюджентала, Москва: изд. "Смысл", 2001, http://institut.smysl.ru/ Сайт: Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества.
5. Братченко С.Л. «Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии». Сайт: Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, http://institut.smysl.ru/teach/teacher.php?id_teacher=3
6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха // Психологический журнал. - М., 1983. - №5. - С.57 - 65.
8. Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека. [Электронный ресурс] // http://hpsy.ru/public/x2461.htm.
9. Гроф С. За пределами мозга. – М., 2000.
10. Зимина С.В. Клинико-характерологические аспекты восприятия времени человеком. [Электронный ресурс] // http://www.trames.ru/eoireitumdem/library/hronos/zimina_kliniko.html
11. Камю А. Посторонний».
12. Кафка «Процесс», «Замок». – СПб., 1994.
13. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени (D. Krech, R. Crutchfield and N. Livson. Elements of psychology. N. Y., 1969, pp.219-229.) [Электронный ресурс] // http://log-in.ru/articles/87/
14. Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф. …канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2004.
15. Митина Л.М. Восприятие времени в зависимости от сложной деятельности // Сенсорные и сенсомоторные процессы. - М., 1972.
16. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. 1991. - 159 с.
17. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Автореф. …док. психол. наук. - Барнаул, 2005.
18. Пушкин А.С. «Выстрел», «Гробовщик».
19. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. – М., 1985.
20. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти).
21. Сартр Ж.П. «Стена. Тошнота».
22. Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Сумерки богов). – М.: Политиздат, 1990.
23. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: Автореф. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2008.
24. Скука и время. / Научно-медицинский журнал Cen.Med.ru. [Электронный ресурс] // http://www.genmed.ru/med_p_811_03.html
25. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология", сайт «Институт психотерапии и клинической психологии», http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1253
26. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. – М., 1998.
27. Удачина П.Ю. Личность как субъект организации времени: Автореф. канд. психол. наук. - Краснодар, 2006.
28. Фрейд З. «Мы и смерть. По ту сторону принципа наслаждения».
29. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
30. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. – СПб., 1998.
31. Ялом И. Когда Ницше плакал. – М.: изд-во Эксмопресс, 2001.
Ялом И. Лечение от любви. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
32. Ялом И. Лжец на кушетке. – М.: изд-во Эксмопресс, 2003.
33. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. – М.: изд-во Эксмопресс, 2002.