Тема 3. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма
Работа Кьеркегора «Вера и разум». Основной тезис работы – загадка существования человека на земле.
Понятие страха, вины, отчаяния, стремление к самоуничтожению. Безосновность бытия. Работы «Страх и трепет», «Дневник обольстителя», «смертная болезнь». Человек как духовное существо, находящееся постоянно в критическом состоянии.
Тема 4. Экзистенциальная концепция личности. К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер
Трансцендентная структура человеческого «Я» как фундаментальная предрасположенность.
Конформистское сознание и онтологический страх.
Экзистирование – выход из упорядоченного сознания.
Фундаментальная настороженность и настроение.
Трансцендирование к себе как самобытной самости.
К. Ясперс. Выбор себя самого – основное требование экзистенциализма.
«Миф о Сизифе» – самоубийство как проблема.
Тема 5. Представление о смерти в различных типах культуры и типах сознания
«Каждая культура рождается с новым видом на смерть» О. Шпенглер. «Человек – существо погребающее» Н. Федеров.
Архетипы смерти – Вавилон, Древний Египет, Древняя Индия (брахманизм). Иудаизм, греки, славяне.
Тема смерти в античной философии. Учение Платона о бессмертии души. Взгляды античных атомистов на смерть. Демокрит, Эпикур, Лукреций.
Смертность интеллекта и бессмертие воли. А. Шопенгауэр. Ложность жизни и подлинность не-жизни. Бессмертие рода. Ложность страха смерти. Смерть – космическое зло. «Общее дело» – преодоление смерит. Смерть – помеха всеединству.
Феномен смерти в экзистенциальной онтологии.
Тема смерти в русском менталитете и утопическое сознание.
Дети и смерть. Человек на пороге XXI века – философско-антропологические интерпретации проблемы смерти. Смерть в сновидении.
Тема 6. Встречи с архетипами
Персона как часть видимой, «наружной» стороны динамической системы психики. Функции. Положительные и структурные стороны. Уровень персоны на коллективном уровне – флаги, форменная одежда, гимны, законы.
Тень – непризнанная, внутренняя сторона. Цель и предназначение. Коллективная тень – «еретики», «ведьмы».
Миф о Пентее.
Архетип и символ. Дитя или божественный ребенок. Функция – компенсация односторонности и отклонений сознательной психики. Сюжеты мифов, в которых дети убивают родителей, умерщвление родителями своих детей. Архетип Предвечного Младенца.
Тема 7. Психологические аспекты смысла жизни.
В. Франкл. Смысл и русская ментальность в русской волшебной сказке.
Проблема смысла. Человеческое существо нуждается в смысле. Нет никакого великого замысла Вселенной, никаких жизненных ориентиров жизни не существует, за исключением тех, которые создает индивид.
Определение смысла жизни – космический, личный смысл. Самотрансценденция и жизненный цикл.
Вклад В. Франкла. Потеря смысла: значение в терапии. Наша меняющаяся культура: куда ушли смыслы. Клинические проявления. Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Крусадерство, нигилизм.
А. Камю «Посторонний».
Смыслоутрата в «Мифе о Сизифе». Смысл страдания. Смысл жизни как взаимопереход из бытия возможностей в бытие действительности, как «преодоление зазора» (Мамардашвили).
Смысл жизни народа – тип личности героя народных сказок. Соборный смысл жизни. Дух героя есть дух народа. Именинники – почему нас кличут Иванами. Святость. Простота. Созерцательность и метафизичность поступков.
Тема 8. Одиночество и скука. Эгоизм, себялюбие, своекорыстие
«Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца; и глаз его не насыщается богатством» Экклезиаст. Августин определяет смертность человека как одиночество перед лицом Бога. Каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире. Одиночество и отношение. Заботиться о другом означает бескорыстно стремиться от сознательного внимания к себе; полноту знания другого и сопереживание ему; заботу о сущности и росте другого; забота активна; забота – это способ человека быть в мире.
Скука как основное последствие современного общества. Причины. Легенда о Поликрате. Источники скуки.
Шопенгауэр – «внутренняя пустота».
Взгляды Кальвина и Лютера на представление эгоизма. Любовь к себе и эгоизм. Отношение эгоиста к другому. Своекорыстие – осуществление себя как человека.