Система и метод философии Г. Гегеля.
Вершиной немецкой классической философии традиционно считают философию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, создавшего сложную, логически стройную и цельную систему, в которой существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Рассмотрим гегелевскую философию последовательно по мере развития абсолютной идеи.
Исходным понятием гегелевской философии является абсолютная идея, Мировой разум, который понимается им как субстанция и первосущность всего. Принцип тождества мышления и бытия становится основным принципом его философии, причем в этом тождестве изначально существует уже различие между субъективным и объективным, но это различие существует только в мышлении. По мнению Гегеля, само мышление представляет собой не только субъективную человеческую деятельность, но и объективную сущность. Мышление в философии Гегеля представлено не только как неподвижная первосущность, но и как непрерывно развивающийся процесс познания. Абсолютная идея представляет собой процесс мышления, способный к самопознанию и саморазвертыванию, который содержит в себе все многообразие действительности.
Гегелевская философская система состоит из трех основных частей, представленных в одной из главных работ «Энциклопедия философских наук». В первой части «Наука логики» Гегель осмыслил логику как «науку об идее в себе и для себя» как диалектику понятий, в которых проявляется саморазвитие абсолютной идеи, познающей свою собственную сущность. Абсолютная идея, состоящая из тождества мышления и бытия, в процессе самопознания выявляет различия, которые переходят в противоположности, а затем в противоречие, которое снимается. В процессе самопознания идея развивается от «чистого бытия», к сущности и понятию, от абстрактного к конкретному. Процесс развития Гегель строил на триаде: тезис, антитезис, синтез. Такая триадичность будет касаться не только развития логики мышления, но и всех этапов развития абсолютной идеи, где на основе синтеза снимается противоречие и возникает новое основание для развития. Так в учении о бытии, главной триадой являются качество, количество и мера, которая выражает единство противоположностей, а снятие противоположностей приводит к скачкам, где происходит переход от старого качества к новому. В учении о сущности осмысливается сущность противоречия как источника развития. В учении о понятии представлены основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключения. В процессе развития абсолютной идеи Гегель показал основные категории диалектики (качество, количество, мера, возможность, действительность, случайность, необходимость, отрицание, субъективность и объективность) и три основных закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, переход количественных изменений в качественные и наоборот). В гегелевской концепции категории и законы диалектики есть всего лишь формы и законы мышления, познания, они не касаются действительности, жизни человека и общества, то есть представляют процесс мышления, взятый сам по себе «в чистом виде», оторванный от человека, чисто логический процесс. Для Гегеля «наука логики» есть одновременно диалектика и теория познания. Именно в этой части своей главной работы Гегель разработал свой диалектический метод, где основой развития является противоречие.
Вторая часть работы «Философия природы» есть «наука об идее в ее инобытии», в которой абсолютная идея, познав себя, переходит в свое инобытие, представленное в природе. Гегель конкретно не говорил, как происходит процесс отторжения природы, но отмечал, что «абсолютная идея решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы» Главными формами, отчуждаемой природы, являются механика, физика, органика. В разделе механики Гегель размышлял о движении как становлении, результатом которого является материя, как единство времени и пространства. Гегелевская трактовка времени и пространства не является субстанциальной, он отмечал, что время и пространство неразрывно связаны с вещью. В разделе физики Гегель утверждал, что материя обладает индивидуальностью, качественной определенностью и представлена небесными телами и физическими элементами. На стадии органики природа представлена геологическими, растительными и животными организмами. Все эти три формы природы не развиваются, по Гегелю, абсолютная идея осуществляет свое шествие сквозь природу, создавая конкретные формы природы, данные раз и навсегда, отсюда возникает качественное многообразие природных явлений, которые не способны сами к качественному изменению, они могут изменяться только количественно. Как верно заметил В.Н. Кузнецов, «Философия природы» Гегеля оторвана от исторического естествознания, которое в его время достигло успехов. Немецкие естествоиспытатели ХIX века, знакомые с гегелевской натурфилософией, резко отрицательно высказывались о ней. Заслуга Гегеля заключается в том, что догадки в области развития природы были представлены им как бы в перевернутом виде и получили дальнейшее осмысление в философии марксизма»[11].
Таким образом, гегелевская диалектика не касается понимания им природы. «Философия природы» в системе Гегеля представляет собой наиболее слабое звено, природа диалектически не развивается, в этом выражается противоречие между метафизически трактуемой природой и диалектическим методом.
Третья часть «Энциклопедии философских наук» – «Философия духа» – «наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия». В этой части своей системы Гегель излагает диалектику развития мирового духа, идеалистическое понимание развития жизни человека и общества. Мировой дух проходит вновь три этапа своего развития: субъективный дух, представленный в антропологии, феноменологии и психологии; объективный дух, получивший выражение в праве, морали и нравственности и, наконец, абсолютный дух, проявившийся в искусстве, религии и философии. На стадии субъективногодуха процесс развития абсолютной идеи представлен в форме антропологии, где происходит развитие души как борьбы идеального с материальным. В феноменологии процесс развития сознания осуществляется от чувственного к рациональному, в психологии же осмысливается процесс развития единства души и сознания. На следующем этапе развития, абсолютная идея переходит от субъективного духа в объективный дух на основе практической деятельности, который представлен в тех формах: абстрактном праве, морали и нравственности. На стадии абстрактного права осмысливаются Гегелем формы права и необходимость, разумность частной собственности. На стадии морали представлены основные идеи трактовки морали как права субъективной воли, проявляющейся в поступках, которые должны соответствовать добру и целью которых должно быть благо. На стадии нравственности Гегель изобразил процесс общественного развития в трех формах: семья, гражданское общество и государство.
Достигнув уровня развития государства, абсолютная идея переходит в стадию развития абсолютного духа, который выражается в искусстве, религии и философии. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является философия, которая представляет собой познание «посредством мышления понятия искусства и религии». Одновременно философия есть «наука наук», «квинтэссенция эпохи», которая осмыслила всю полноту мира и представляет собой абсолютное знание, ибо решила все ранее поставленные предыдущей философской мыслью проблемы. Таковы гегелевские амбициозные заявления по поводу собственной философии.
Следует отметить, что гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Сущность этого противоречия заключается в том, что метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью –самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система –высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.
Гегелевская философская система не будет представлена во всей ее полноте, если мы не обратимся к его философско-правовым взглядам. Философско-правовые идеи осмысливались Гегелем в работе «Философия права» и в соответствующей главе «Философии духа». Философия права, по Гегелю, представляет философскую науку о праве, которая своим предметом считает идею права, понятие права и его осуществление. Право в гегелевском понимании представляет собой определенную ступень в развитии свободы. Понимание права в гегелевской философии встречается в двух смыслах: в широком смысле и в узком смысле. В широком смысле право представлено в трех ступенях объективации. Абстрактное, или формальное право представляет собой проявление свободы во внешнем мире, в личной морали, в которой присутствует внутренне определение воли – это первое. Второе понимание абстрактного права представлено как нравственность, сочетающая в себе право и мораль в общественных союзах.
В узком смысле право представляет собой выражение воли отдельных людей и по содержанию сводится к естественным склонностям людей, суть этого права сводится к утверждению «будь личностью и уважай других». Абстрактное право представлено как свобода владения личности собственностью. Собственность же предполагает наличие договора, который представлен как вторая форма абстрактного права. Но договор, объединяющий частные воли, может быть в определенных условиях разрушен, поэтому необходима третья форма абстрактного права, принудительное право, которое принципиально отличается от морали необходимостью и обязательностью подчинения. Это принудительное право реализуется только в государстве и государством. Гегель утверждал, что государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой идеи и свободы. Одновременно государство понимается как единство личного и общественного интереса, возникшее в результате эволюции духа.
В вопросе о происхождения государства Гегель придерживался религиозной точки зрения. «Возникновение государства», как он утверждал, есть «шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющая себя как волю».[12] Объективный дух развивается в форме семьи, гражданского общества и государства. Гегель отрицал идею естественного состояния человека, заменяя идеей «гражданского общества», которое представлял как антагонистическое состояние. В гражданском обществе Гегель выделял три основных сословия: субстанциальное (земледельцы-дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Заслугой Гегеля следует считать разграничение им государства и гражданского общества.
Идеалом государственного устройства, по мнению Гегеля, является конституционная монархия, он отрицает идею народного суверенитета и республиканского правления. Гегель, как и Кант, не признавал революции и критиковал кантовскую идею вечного мира и международного права, считая, что международные договоры между государствами могут нарушаться, и признавал возможность войн в решении спорных вопросов между государствами, считая, что война способна «очистить народный дух нации».
Философско-правовые идеи Гегеля неразрывно связаны с вопросами смысла и содержания всемирной истории. Проблемы философии истории Гегель излагает в работе «Философия истории». Сущность истории, по Гегелю, сложна и она реализуется на трех основных уровнях. Во-первых, история выражается в индивидуальной деятельности людей, руководимых интересами, страстями, идеями, а поскольку разум главенствует в истории, то их деятельностью разумно руководят и направляют выдающиеся личности (Александр Македонский, Цезарь, Лютер и др.). Во-вторых, история представляет собой национально-историческую форму жизнедеятельности людей, в которой руководящую роль играет «дух народа», который реализуется в свободе национальных особенностей. В-третьих, история предстает перед нами как всемирная история, где главными становятся не люди и народный дух, а всемирно-исторические народы, которые играют важнейшую роль в истории как «проявление духа во времени», за этими народами Гегель видит будущее и к ним относит, прежде всего, германский мир. Процесс развития истории, по Гегелю, разумен, объективный дух реализуется в истории в форме права, морали, нравственности, последняя же реализуется в семье, гражданском обществе и государстве, «дух не только витает над историей, … но действует в ней и составляет ее единственный двигатель».[13] Гегель утверждал, что во всемирной истории есть закономерность и прогрессе. Поскольку дух является противоположностью природы, сущность духа выражается в свободе, следовательно, конечная цель истории выражается в достижении свободы, а процесс воплощения духа заключен в государстве. Суть всемирной истории Гегель определил как «прогресс в сознании свободы», причем всемирная история развивается «с Востока на Запад».
Прогресс во всемирной истории представлен в трех этапах развития свободы духа в государственном развитии. На первом этапе развития истории, в восточном мире «свободен только один», деспот- правитель, на втором этапе, в греческом мире «свободны некоторые», а на третьем этапе, в германском мире «свободны все». Критерием прогресса в гегелевской концепции является свобода, перенесенная в сферу сознания. Сущность истории, ее закономерность и прогресс Гегель осмыслил в рамках объективно-идеалистической традиции.
Итак, философия Гегеля, представленная в различной проблематике разработанной им, имеет величайшее значение для всей последующей мысли. Вся последующая философская мысль развивалась в двух противоположных направлениях, либо как развитие основных идей, разработанных Гегелем, либо как альтернатива гегелевской философии, отрицающая его рационалистические идеи и проповедующая иррационализм. Особое значение гегелевской философии для последующей философской мысли заключается в разработке им диалектического метода. Гегелевский метод выражается в том, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим формам, и источником развития являются противоречия: противоречие
движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения.