Критическая философия И. Канта.
Канта считают родоначальником немецкой классической философии. Гете писал, что «Кант - самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать на своем жизненном пути: ни один ученый не мог игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант».[6]
В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический.
В докритический период (1746-1770) творчества Кант уделял большое внимание естественнонаучным вопросам и придерживался материалистических взглядов и диалектики, находясь на позициях деизма, свойственного всей материалистической традиции XVII-XVIII веков. Основное сочинение И.Канта этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба»(1755), где он изложил гипотезу о возникновении и развитии Солнечной системы.
В критический период своего творчества (1771-1804) Кант пересмотрел коренным образом свои взгляды и создал собственную критическую метафизику, которую изложил в трех основных работах. В «Критике чистого разума»(1781) представлены вопросы познания. В «Критике практического разума»(1788) изложено этическое учение. В «Критике способности суждения»(1790) Кант рассмотрел вопросы философии природы и искусства.
Обратимся к рассмотрению основных проблем философии, представленных в критической метафизике Канта. Прежде всего, следует осмыслить сущность гносеологии Канта, где утверждается, что процесс познания состоит из трех ступеней: чувственности, рассудка и разума. Важным моментом в науке о чувственности Канта является учение о «вещи в себе» и явлении. Кант утверждал, что за пределами чувственного познания существует некая непознаваемая реальность, представляющая собой «вещь в себе», которая объективно существует, являясь внешним возбудителем для познания, но о ней в теории познания имеется только абстрактное понятие, получившее название в кантовской концепции «ноумен», которое позволяет только мыслить «вещь в себе» как умопостигаемую сущность. То, что познает человек, представляет собой только мир явлений, феноменальный мир, а не мир сущностей. Мир явлений представляет собой непосредственный предмет эмпирического созерцания. «Вещь в себе», по мнению Канта, воздействует на органы чувств познающего субъекта, что приводит к возникновению мира явлений. На первом этапе познания, на уровне чувственности возникает множество ощущений, которые необходимо систематизировать при помощи априорных, т.е. доопытных форм чувственности (время, пространство, причинность). В теории познания Канта время, пространство, причинность представляют собой чистые идеальные, субъективные формы чувственной способности, присущие познающему человеку, они не вытекают из опыта, а предшествуют ему. Опыт в философии Канта представляет собой единство чувственного созерцания и понятия о предмете. Так как Кант разделяет материю, то есть чувственное созерцание вещей и их форму, то есть то, что предшествует опыту априори, то материальное содержание, получившее форму, превращается в теории познания Канта в опыт, то есть в эмпирическое знание, которое представляет собой только знание о единичном. Познав это единичное, процесс познания идет дальше, вторым этапом в познании являетсярассудок. На стадии рассудка опытное знание проходит дальнейшее осмысление при помощи категорий рассудка. Для рассудочного мышления, по мнению Канта, необходимы исходные понятия, то есть категории рассудка, суждения. Категории рассудка, по Канту, являются чистыми априорными понятиями, существующими в самом рассудке. В теории познания Канта получается, что процесс познания не отражает бытие, познаваемый мир, а конструируется познающим субъектом. Чувственное познание дает нам знание о единичном, а рассудочное познание об общем, в форме суждений. Третьим этапом познания, по Канту, является разумное познание, которое систематизирует предшествующие чувственное и рассудочное познание при помощи идей, возникающих в разуме, обладающем творческой активностью. Идеи, созданные разумом, в теории познания Канта есть умозаключения, понятия о безусловном и не могут быть восприняты чувствами в опыте. И.Кант выделяет четыре основные идеи: идея о мире, идея о свободе, идея о душе, идея о Боге. Осмысливая эти идеи, разум впадает в противоречия, или в антиномии разума. Кант утверждал, что с одинаковой логической строгостью можно высказать два противоположных положения, то есть тезис и антитезис. Мир конечен и мир бесконечен, в мире все состоит из простого и в мире есть только сложные тела, в мире свобода есть и ее нет, Бог есть и Бога нет. Получается в теории познания Канта, что тезис и антитезис одинаково истинны, а это означает, что объекты изучения не могут быть предметом научного познания, ибо доказать существование Бога, души, материи, свободы теоретически невозможно, но в них можно верить и они могут быть предметом практического разума.
Следует заметить, что в учении об антиномиях разума в концепции Канта проявляется диалектическая тенденция, оказавшая влияние на дальнейшее развитие диалектического мышления. Исходя из того, что разум противоречив, Кант утверждал, что объективной и абсолютной истины не существует, истина всегда относительна и субъективна. Кант приходит еще к одному уникальному выводу, что метафизика как наука в традиционном смысле не может существовать, но она может существовать как критика разума и этическое учение.
Оригинальность философии Канта заключается еще и в том, что он по-новому осмысливает основной вопрос философии, в его трактовке этот вопрос сводится к трем вопросам: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Резюмируя данную трактовку основного вопроса философии, Кант утверждал, что это вопрос о человеке.
Итак, процесс познания представлен в концепции Канта с позиций агностицизма, ибо «вещь в себе» не познаваема. В теории познания Канта явно прослеживается позиция субъективного идеализма, ибо процесс познания представляет собой конструирование познающим субъектом, познаваемого им мира явлений, исходя из принципа тождества субъекта и объекта и одновременно позиция рационализма, где рациональное познание главенствует над чувственным и эмпирическим познанием.
Этическое учение Канта, изложенное в работах «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности» и «Метафизика нравов», включает в себя три основные и главные идеи: идея об автономии воли, идея долга и морального закона, категорического императива. Практический разум, по Канту, представляет собой нравственную способность человека. Исходя из этой способности, человек, попавший в сложную, затруднительную ситуацию, должен руководствоваться не логикой, а прислушиваться к собственной совести. Сущность идеи автономии воли в этике Канта заключается в том, что человек независим от каких-либо внешних ограничений его поведения, что означает самозаконность его воли и полную ее автономию, то есть независимость воли от социальных условий. Автономная, свободная воля в трактовке Канта разумная и добрая воля, способная направлять человека к действиям, присущая всем людям. Но моральной личностью человек становится тогда, когда он возвышается до понимания своей ответственности перед всем человечеством. Идея автономия воли неразрывно связана с идеей долга, которая находится в сознании человека. Суть этой идеи Кант подтверждает одним положением: «Ты должен потому, что ты человек».[7] Человек, по Канту, должен всегда поступать в соответствии с собственной совестью и моральным законом, который предписан ему не Богом и не социальными обстоятельствами, а является обязательным и необходимым, всеобщим императивом, безусловным. Категорический императив в этике Канта не содержит указаний, как нужно поступать в том или другом случае, следовательно, является формальным, он содержит общую идею долга и ответственности перед всем человечеством, позволяя личности иметь свободу выбора. Категорический императив представлен в этике Канта в трех формах, где указывается, как следует поступать. Во-первых, «поступай лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом». Во-вторых, «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». В-третьих, «поступай по той идее, что все правила в силу собственного законодательства должны согласовываться в одно возможное царство целей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы». [8]
Итак, этическое учение Канта – это рационалистическая концепция морали, основанная на априорных положениях практического разума и свободной воле людей.
Философско-правовая концепция И.Канта изложена в работах «К вечному миру», «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «Метафизика нравов». Первая часть последней работы называется «Метафизические начала учения о праве», где трактовка права неразрывно связана с пониманием морали, основанной на априорности практического разума, причем право и мораль представляют собой взаимодополняющие друг друга части метафизики нравов. Различие между правом и моралью Кант видит в способах принуждения к поступкам. Право Кант понимал как «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы»[9], то есть право представляет собой определение допустимых пределов свободы человека.
В вопросе происхождения государства Кант придерживается идей, разработанных Ж.Ж.Руссо, договорной теории возникновения государства. В догосударственном состоянии жизни общества отношения между людьми регулируются при помощи естественного права, которое, по Канту, представляет собой прирожденное право, основанное на свободе нравственного выбора. Государство, как утверждал Кант, должно опираться не только на общественный договор, но и на народный суверенитет, в котором регулировать отношения будет публичное, позитивное право.
Идеалом государственного устройства Кант считал республику, однако, он специфически трактовал эту форму правления, которая по сущности носила ограниченный характер. И.Кант утверждал, что республика должна быть такой, чтобы монарх, желающий просвещения, мог стать во главе республиканского правления. Республика, по Канту, представляет собой «государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной»[10], которая должна быть в руках философов, а не избранных народом делегатов. Смена одной формы правления государства другой, по мнению Канта, не должна осуществляться при помощи революций, которые категорически отвергались и осуждались немецким мыслителем.
Общественно-социальным идеалом в истории развития человечества, по Канту, является «достижение правового гражданского общества», которое будет осуществляться на основе просвещения и будет республиканским. В своих взглядах на развитие общества Кант был сторонником просветительских идей, которые в некоторых моментах имели ограниченный характер, как об этом сказано было выше. Важное значение в философии Канта имеет идея «вечного мира», сущность который сводится к следующему: во-первых, во всех государствах должно быть правовое гражданское устройство, во-вторых, необходимо разработать международное право, которое должно быть основано на союзе свободных государств, в-третьих, взаимоотношения народов и государств должны будут определяться космополитическим правом, правом «гражданина мира».
Эстетическая концепция изложена И.Кантом в работе «Критика способности суждения», где осмысливается понятие прекрасного и возвышенного, эстетического вкуса и соотношения содержания и формы в искусстве. Кант считает прекрасным все то, что нравится «всем без какого либо интереса», доставляющее удовольствие. Осмысливая вопрос о соотношении формы и содержания, Кант считал, что форма главенствует над содержанием, эти его мысли послужили основанием для возникновения идеи формализма в искусстве. Эстетика понимается Кантом как наука о суждении вкуса. Понятие прекрасного в эстетической концепции Канта неразрывно связано с трактовкой им эстетического вкуса. Эстетический вкус, как утверждал немецкий мыслитель, «способность судить о прекрасном». Но суждение вкуса понимается не как познавательное, а как эстетическое, определяющее основание его не объективно, а субъективно. Кант подчеркивал значимость субъективности в эстетическом вкусе. Однако эта субъективность должна иметь общезначимость, то есть эстетический вкус, в котором выражается удовольствие, каждый человек имеет свой, но в его вкусе есть нечто общее, не выраженное в понятиях, но присущее многим людям. Возвышенное в трактовке
Канта связано с прекрасным и является объектом эстетики, возвышенное отличается от прекрасного игнорированием формы, что есть главное в прекрасном, и еще возвышенное стремится к безмерному и бесконечному. Таковы основные положения критической метафизики Канта.