Философия эпохи Возрождения: основные периоды и идеи.
Термин «Возрождение», в культурологическом смысле, означает возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья. Философия Возрождения представляет собой переходную эпоху от схоластики к философии Нового времени. Специфика ренессансной философии выражается в том, что она оперирует интуитивно-художественными категориями, а не абстракциями, проработанными строгой систематической рефлексией. Поэтому философская мысль эпохи Возрождения в основных своих направлениях не достигла завершенного синтеза и системно-аналитического выражения. Хронологические рамки философии Возрождения охватывают период от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI – начала XVII веков. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три периода:
1. гуманистический (антропоцентрический), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку (с середины XIV века до середины XV века; представители – Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола);
2. неоплатонический, связанный с постановкой онтологических проблем в платоновской Академии во Флоренции (середина XV – XVI вв.; М. Фичино);
3. натурфилософский (XVI – начала XVII веков; Джордано Бруно, Бернардино Телезио). Под натурфилософией мыслители этой эпохи понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный (натуральный) подход к познанию законов мироустройства.
Деление на указанные периоды, в известном смысле, условно, и носит не столько хронологический, сколько типологический характер, выражающий главные тенденции философской мысли каждого исторического периода. К специфическим чертам философского мышления эпохи Возрождения можно отнести следующие:
1. Возрождение классической древности, давшее наименование всей эпохе, определило решающую роль античного философского наследия;
2. Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, которая отрицает божественное творение, обожествляет природу и человека. В ренессансной картине мира Бог тождественен природе. Бог философии Возрождения – это не Бог ортодоксальной религии. Он лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен»миру и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в первоначало всех вещей. Наиболее последовательным выражением этой тенденции становится натуралистический пантеизм Джордано Бруно;
3. Философию эпохи Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм: человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
Философская мысль Возрождения вырабатывает свою, особую ренессансную картину мира, которая упраздняет средневековую иерархическую картину мира. На смену учению о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечного Бога конечности мира, приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной.
Специфически ренессансный характер этой новой картины мира заключается и в ее пластичности. Понимание мира как живого, одушевленного организма определило пластичность, образность ренессансного философского мышления. Материя для мыслителей Возрождения – не абстракция, она исполнена внутренней жизненной силы, одушевлена. Упразднение средневековой картины мира, опирающейся на ценностную иерархию и аристотелевскую физику, послужило главной предпосылкой перехода к новому, экспериментально-математическому естествознанию, к эпохе классической механики и новой философии XVII века. В этом смысле ренессансная философия – переходная. Поворот к проблемам человеческого бытия, пусть и ценою отказа от универсальных онтологических проблем, обозначил одновременно и разрыв с традицией схоластической философии университетов, и определил предмет и содержание гуманистического философствования.
Внутренний мир человека, комплекс этических проблем – вот предмет напряженного интереса гуманистов. Гуманизм зарождается не только вне традиционных средневековых центров ученой деятельности, но и вне самой этой деятельности. Название этого духовного движения связано с преимущественным вниманием к «человеческому» кругу наук, к изучению человека, человеческого общества и цивилизации.
Гуманистическая антропология строится на определенном понимании природы человека – «то, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения». Человек есть неразрывное природное единство души и тела, и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, а, напротив, – следования природе. Место конфликта занимают поиски согласия и гармонии.
Средневековому презрению к миру гуманизм противопоставляет принятие мира и радостей земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы. Природа в философии гуманизма не только получает оправдание, но и сама служит первейшим доводом для оправдания этики наслаждения.
Литература по теме:
1. Алексеев П.В. История философии. Учебник. – М.: «Проект», 2013.
2. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 3-е изд. М. «Юрайт». 2012.
3. Нижников С.Н. История философии. Учебник. – М.: «Инфра», 2013.
4. Рассел Б. История западной философии. – М.: «Высшая школа», 2010.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: «Юрайт», 2014.