Глава 2. особенности развития в юности

...Юность еще не полностью стоит ногами на земле, все еще тянет «полетать в облаках». Юность по-прежнему чуть-чуть безрассудна и восторженна, но теряет подростковую категоричность. Юность спокойная и мудрая, но противоречивая. «Жизнь прекрасна» в один миг меняется на «Зачем я живу?».

Юность и очень смелая, и трусиха, она может броситься в огонь, а в холодную воду войти побоится. Юность — светлая, и она очень пытается сохранить этот свет...

Е. Катынская

Возрастные задачи развития

Мы уже рассматривали проблему возрастной периодизации развития, но еще раз уточним границы юности, или молодости, как часто называют этот период. В настоящее время вопрос о границе между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко не разрешен. Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определенному поколению на индивидуальные особенности составляющих ее субъектов. Юность — не только возрастная, но и социальная категория. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Может быть, именно поэтому авторы, живущие в других социально-экономических условиях, выделяли для нее различные возрастные рамки и давали разные названия. Так, К.Д. Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16 — 23 годами. Д.Б. Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Б. Г. Ананьев называл возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью. В. В. Гинзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин — от 16 до 24. В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Э. Шпрангера, согласно которой юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков — с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14— 17-летних главная проблема — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17 —21-летних на первый план выступает кризис «оторванности», чувство одиночества. В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24—25 лет, на который приходится завершение социализации, т. е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий, а следовательно, возрастные границы будут колебаться. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Самыми важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. Понятие зрелости употребляется в психологии часто, но понимается по-разному (подробно об этом см. в гл. 3). Мы полагаем, что это обусловлено тем, что не существует универсальной зрелости для людей разных возрастов, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода. Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, как уже говорилось, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, в отличие от подростка молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой — принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Иными словами, это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости.

«Чувство взрослости у меня формировалось постепенно, особенно в условиях начала самостоятельной жизни в Москве, где я поступила в техникум после окончания школы. Но был и переломный период, после которого я почувствовала себя во многом новым человеком, — на втором курсе, когда до окончания оставались месяцы. Возник конфликт при сдаче экзамена по истории. Я сдавала и пересдавала историю 3 раза, но сдать я не могла. Мне грозило отчисление, потеря общежития, неизвестность дальнейшего жизненного пути. Впервые мне не могли помочь родители. Мама, которая всегда участвовала советом, помощью в моих делах, плакала и говорила по телефону: "Может мне приехать?". Отец давал советы, как учить и готовиться к экзамену, сестра ругала преподавателя за предвзятость. И у меня впервые появилось чувство, что моя судьба в моих руках и что родные в этой ситуации слабее меня и не знают выхода. Я сделала несколько трудных шагов. Во-первых, уверенно все выучила. Обратилась в деканат и настояла, чтобы экзамен у меня принял другой преподаватель или комиссия. Я собрала волю и сдала этот экзамен, осталась в техникуме. У меня появилось чувство, что в некоторых ситуациях я могу быть сильнее родителей и что теперь в других вопросах я буду многое решать сама. Изменились и отношения с окружающими. Раньше я больше нуждалась в помощи, поддержке, не было уверенности в общении. В первое время появилось очень сильное желание закрепить свою самостоятельность. Но потом все встало на свои места». Ж., 22 года.

«Взрослеть интересно. Просыпаются новые силы, какое-то упрямство: "Я все вынесу". Хочется многое сделать, но мало возможностей. Когда становится больно или страшно, не хнычу, как раньше, а наоборот, назло себе самой улыбаюсь и продолжаю топать вперед. Начинаешь многое ценить, дорожить тем, что раньше казалось само собой разумеющимся. Естественно, многое в себе не нравится и не принимается. Остались "кусочки" подростковых причуд: недовольство своей внешностью, некоторая неопределенность, возникающая по вечерам». Ж., 20 лет.

Для некоторых людей достаточно сложным становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают и Проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Нередко он довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как писал К. Юнг, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия. Он не рассматривал вопрос о том, как же все-таки молодой человек преодолевает застревание на детской ступени сознания. Мы считаем, что это происходит лишь тогда, когда он в силу тех или иных обстоятельств вынужден перейти в отношении внешнего мира с позиции «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу». Под «я отдаю» понимается отдача в широком смысле этого слова, т. е. создание материальных и культурных ценностей, необходимых обществу. Следует, однако, отметить, что позиция «я отдаю, я могу» не является сегодня общекультурным символом взрослости. Для современной России таким символом можно назвать финансовые достижения, т.е. сферу материальных благ и сферу власти. Но и этот символ не определяет субкультуру юности. Скорее он транслируется миром более старших поколений, т.е. происходит так называемая межпоколенная передача «эгоизма». Может быть, поэтому некоторые специалисты указывают, что массовый инфантилизм — это одна из характерных черт нашего современного общества. И наша страна во многом состоит из детей разных возрастов, стремящихся укрыться от ответственности либо в лоне государства, либо в семье [36]. Интересно, что наличие у человека позиции «я отдаю, я могу» рассматривается Э. Фроммом как необходимая составляющая умения любить. Любить, писал он, — это прежде всего давать, а не брать! В этом воплощается сила человека, его духовное богатство. Способность давать, таким образом, является высшим проявлением жизнеспособности человека. Она приносит радость, потому что позволяет почувствовать себя нужным другим. По мнению Э. Фромма, человек, не умеющий бескорыстно давать, не способен к любви [37]. Поэтому на необходимость смены в юности позиции «дайте мне, я хочу» на «я отдаю, я могу» нужно смотреть не только в аспекте взросления человека, но и через призму возможности любить и быть любимым, без которых невозможно человеческое счастье.

Понятно, что для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности. Эта проблема имеет многовековую историю. Как отмечал В. Г. Горбачев, еще в известном литературном памятнике Древнего Вавилона — «Сказании о Гильгамеше» — звучала тема смысла жизни человека и его взаимоотношений с другими людьми. Необходимость представления человеком своего места в мире подчеркивалась древнекитайскими философами. А Сократ не только отмечал важность проблемы самоопределения человека в этом мире, но и указал на его предпосылку. По его мнению, это познание самого себя, без которого самоопределение становится невозможным [38].

В современной литературе проблема самоопределения существует в различных аспектах. Изучается самоопределение социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко была рассмотрена Л. И. Божович, хотя она говорила не о самоопределении как таковом, а о формировании потребности в самоопределении. Потребность в самоопределении, по Л. И. Божович, — важнейшее личностное новообразование старшего школьного возраста. Оно включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и о себе самом, и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле собственного существования [39]. Можно предположить, что именно потребность в самоопределении, возникшая к началу молодости, является отправной точкой решения вопроса о реальном самоопределении в течение этого возрастного периода.

В современной психологической литературе наиболее последовательный подход к проблеме личностного самоопределения предложен М. Р. Гинзбургом. Основа этого подхода — представление о ценностно-смысловой природе самоопределения. Самоопределение, по М. Р. Гинзбургу, предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования [40]. При этом важно отметить, что личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте. В ходе дальнейшего развития человек много раз приходит к необходимости поиска нового личностного самоопределения. И это хорошо, поскольку именно поиск во многом выступает основанием развития человека. Таким образом, можно сказать, что решение вопроса о личностном самоопределении в молодости — одна из важнейших предпосылок развития в следующих возрастах.

«Ты — человек. Ты — женщина. Ты — студентка. Что значит быть студентом? Это значит очень многое. Когда ты на первом курсе — это новые лица, огромный поток новой информации и абсолютно новое отношение к себе. Ты стала самостоятельной, теперь не надо приносить домой дневник и с ужасом ждать, когда мама его подпишет. Жаль только, родители не придали значения моему новому статусу. Но это неважно. Было много друзей. Вы стояли на головах, вы сидели в парке, и у вас не было запретов. Вы звонили друг другу по телефону и говорили часами обо всем.

Второй курс не был отмечен ничем особенным. Друзья стали не такими уж близкими, появились отдельные люди, с которыми тебе было легко, приятно и интересно. Но общение с друзьями уже не стояло на первом месте, появилось нечто другое. Учеба захватила с головой, тебе стало интереснее провести вечер в обществе книги. А потом появился ОН. Весна закружила, завертела, голова шла кругом. Незаметно промелькнула сессия, и пришло очередное лето. Лето, когда ты изменилась. Ты вышла замуж, и с этого момента жизнь перевернулась и обрела новый смысл, доселе тебе незнакомый.

А когда ты училась на третьем курсе, ты поняла, что поступив в институт, ты еще не стала взрослой. Получив первую работу, ты не стала взрослой. Выйдя замуж, ты тоже не стала взрослой. Ты стала, возможно, опытнее и образованнее, но ты не стала взрослой. И не станешь, пока не родишь и не начнешь воспитывать ребенка. Пока ты не поймешь, для чего ты живешь, для чего пришла в этот мир, для чего вообще стоит открывать глаза каждое утро». Ж., 20 лет.

Итак, мы рассмотрели основные задачи развития в юности. Однако необходимо иметь в виду, что решение их не ограничивается рамками юности. Многие исследователи полагают, что взросление необходимо рассматривать как стадию с открытым концом на том основании, что задачи взросления — пожизненные задачи, которые только начинают разрешаться в период взросления. И действительно, проблемы, встающие в ранней взрослости (смысл жизни, выбор профессии, создание семьи), могут быть не менее актуальны и в последующие жизненные периоды. Это созвучно с мыслью К. Г. Юнга о том, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. Смысл и цель существования таких проблем заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек беспрестанно над ними работал. Это необходимо для поддержания процесса развития.

Наши рекомендации