Тема 2. 5. Диалектическая логика как методология научного познания.

1. Методологическое значение основных законов диалектики в социально-экономических исследованиях.

2. Противоречие – источник развития научного знания.

3. Место и роль категорий диалектики в системе метатеоретического знания и социально-экономических исследованиях.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному: генезис и сущность, применение в экономической науке, перспективы использования.

Тема 3. 2. Философия техники и техническая рациональность.

1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.

2. Человек в техносфере. Глобализация технических систем.

3. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии обще-ства.

4. Философское осмысление проблемы искусствен-ного интеллекта.

Тема 4. 1. Философия и наука на рубеже ХХ и ХХI веков.

1. Специфические особенности и основные этапы развития философии постмодернизма.

2. Философия и футурология. Глобализация: современное состояние, противоречия и перспективы развития.

3. Философское осмысление глобальных проблем.

4. Философия и экологические императивы современной цивилизации.

Тематика рефератов по курсу

«Философия и методология науки»

1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

2. Философия в духовном опыте современного общества.

3. Философия и национальное самосознание.

4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

6. Философия и искусство.

7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

8. Философия и идеология.

9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

10. Философия как личностное знание.

11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.

13. С.Будный в белорусской культуре и философии.

14. Философия и развитие белорусского национального самосознания.

15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.

17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

18. Философия русского космизма.

19. Бытие как проблема философии.

20. Категория небытия в культурной традиции Востока.

21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

22. Пространство и время как категории философии и культуры.

23. Бытие человека и время.

24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.

30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

37. Игра как феномен человеческого бытия.

38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

39. Человек в системе социальных коммуникаций.

40. Сознание и языковые структуры.

41. Проблема «диалога» человека и компьютера.

42. Основоположники философии техники.

43. Природа и сущность техники.

44. Специфика технического знания.

45. Техническое мировоззрение в древних цивилизациях.

46. Образы природы и техники в Античности.

47. Образы природы и техники в эпоху Возрождения и Новое время.

48. Возникновение и генезис технических наук.

49. Коммуникативная природа техники.

50. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.

51. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.

52. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

53. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

54. Проблема человека в философии неофрейдизма.

55. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

56. Проблема человека в философии марксизма.

57. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

58. Интернет как форма коммуникации и познания мира.

59. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

60. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

61. Истина и релятивизм в современной философии науки.

62. Истина и ценность в современной науке.

63. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

64. Проблема социальной стратификации в современной философии.

65. Марксистская концепция социума.

66. Концепция этногенеза Л.Гумилева.

67. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

68. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.

69. Теория социального действия Т. Парсонса.

70. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.

71. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

72. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

73. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

74. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

75. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

76. Философия истории Гегеля.

77. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

78. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.

79. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

80. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

81. Философская концепция истории Н.Бердяева.

82. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

83. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.

84. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

85. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

86. Социально-философский смысл евразийства.

87. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

88. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.

89. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

90. Техника как объект социально-философского осмысления.

91. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

92. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

93. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

94. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.

95. Политическая власть и социальный интерес.

96. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

97. Культура как предмет осмысления в современной философии.

98. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

99. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.

100. Традиции и новации в динамике культуры.

101. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.

102. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

103. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

104. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

105. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

106. Наука и религия: возможности и границы диалога.

107. Наука как предмет философско-методологического исследования.

108. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

109. Философия науки: становление и основные этапы развития.

110. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

111. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

112. Методологические новации в современной философии науки.

113. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

114. Наука в постиндустриальном обществе.

115. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

116. Эмпирическое познание и факты науки.

117. Метатеоретические основания науки.

118. Научная картина мира и ее эволюция.

119. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

120. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

121. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

122. Многоуровневая концепция методологического знания.

123. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

124. Научное исследование как предмет методологического анализа.

125. Методы исследования в современной науке.

126. Наука как социальный институт.

127. Научное сообщество и школы в науке.

128. Проблема коммуникации в современной науке.

129. Этика науки и нормы научного этоса.

130. Проблема аргументации в современной науке.

131. Наука и власть: возможность и границы диалога.

132. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

133. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

134. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

135. Философия и футурология.

136. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.

137. В.Дильтей о методологии гуманитарного познания.

138. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.

139. Научный разум и коммуникация в философии Ю.Хабермаса.

140. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко.

141. Структуралистская методологическая программа в этнологии К.Леви-

142. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.

143. Язык и познание в философии Л.Витгенштейна.

144. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.

145. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.

146. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».

147. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.

148. Идея неявного знания в эпистемологической концепции М.Полани.

149. Проблема динамики науки в концепции Ст.Тулмина.

150. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.

151. Проблема научной рациональности в философии науки Л.Лаудана.

152. Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д.Прайса.

153. В.И.Вернадский о науке и научных революциях.

154. Проблема единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.

155. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.

156. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.

157. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.

158. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.

159. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.

160. Ж.Деррида о природе гуманитарного познания.

161. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар).

162. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р.Рорти.

163. Метод системной динамики Дж.Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования.

164. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С.Панарина.

165. Теория структурации Э.Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания.

166. Проблемы методологии социального познания в творчестве Н.Лумана.

167. Философия нового научного духа Г.Башляра.

168. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.


Наши рекомендации