Тема 2. 5. Диалектическая логика как методология научного познания.
1. Методологическое значение основных законов диалектики в социально-экономических исследованиях.
2. Противоречие – источник развития научного знания.
3. Место и роль категорий диалектики в системе метатеоретического знания и социально-экономических исследованиях.
4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному: генезис и сущность, применение в экономической науке, перспективы использования.
Тема 3. 2. Философия техники и техническая рациональность.
1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
2. Человек в техносфере. Глобализация технических систем.
3. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии обще-ства.
4. Философское осмысление проблемы искусствен-ного интеллекта.
Тема 4. 1. Философия и наука на рубеже ХХ и ХХI веков.
1. Специфические особенности и основные этапы развития философии постмодернизма.
2. Философия и футурология. Глобализация: современное состояние, противоречия и перспективы развития.
3. Философское осмысление глобальных проблем.
4. Философия и экологические императивы современной цивилизации.
Тематика рефератов по курсу
«Философия и методология науки»
1. Философия и мировоззренческие основания культуры.
2. Философия в духовном опыте современного общества.
3. Философия и национальное самосознание.
4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
6. Философия и искусство.
7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
8. Философия и идеология.
9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.
10. Философия как личностное знание.
11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.
13. С.Будный в белорусской культуре и философии.
14. Философия и развитие белорусского национального самосознания.
15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.
16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.
17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.
18. Философия русского космизма.
19. Бытие как проблема философии.
20. Категория небытия в культурной традиции Востока.
21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.
22. Пространство и время как категории философии и культуры.
23. Бытие человека и время.
24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.
29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.
30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.
33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.
36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
37. Игра как феномен человеческого бытия.
38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.
39. Человек в системе социальных коммуникаций.
40. Сознание и языковые структуры.
41. Проблема «диалога» человека и компьютера.
42. Основоположники философии техники.
43. Природа и сущность техники.
44. Специфика технического знания.
45. Техническое мировоззрение в древних цивилизациях.
46. Образы природы и техники в Античности.
47. Образы природы и техники в эпоху Возрождения и Новое время.
48. Возникновение и генезис технических наук.
49. Коммуникативная природа техники.
50. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.
51. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.
52. Сознание и самосознание. Проблема «Я».
53. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.
54. Проблема человека в философии неофрейдизма.
55. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
56. Проблема человека в философии марксизма.
57. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
58. Интернет как форма коммуникации и познания мира.
59. Знание и вера в структуре познавательного процесса.
60. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.
61. Истина и релятивизм в современной философии науки.
62. Истина и ценность в современной науке.
63. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
64. Проблема социальной стратификации в современной философии.
65. Марксистская концепция социума.
66. Концепция этногенеза Л.Гумилева.
67. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.
68. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.
69. Теория социального действия Т. Парсонса.
70. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.
71. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
72. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.
73. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
74. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.
75. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.
76. Философия истории Гегеля.
77. Материалистическое понимание истории К.Маркса.
78. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.
79. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.
80. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.
81. Философская концепция истории Н.Бердяева.
82. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.
83. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.
84. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
85. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
86. Социально-философский смысл евразийства.
87. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
88. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.
89. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
90. Техника как объект социально-философского осмысления.
91. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
92. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.
93. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.
94. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.
95. Политическая власть и социальный интерес.
96. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
97. Культура как предмет осмысления в современной философии.
98. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.
99. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.
100. Традиции и новации в динамике культуры.
101. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.
102. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.
103. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.
104. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.
105. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
106. Наука и религия: возможности и границы диалога.
107. Наука как предмет философско-методологического исследования.
108. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
109. Философия науки: становление и основные этапы развития.
110. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
111. Феномен антинауки и критика классического рационализма.
112. Методологические новации в современной философии науки.
113. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.
114. Наука в постиндустриальном обществе.
115. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.
116. Эмпирическое познание и факты науки.
117. Метатеоретические основания науки.
118. Научная картина мира и ее эволюция.
119. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
120. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
121. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.
122. Многоуровневая концепция методологического знания.
123. Системный подход как общенаучная методологическая программа.
124. Научное исследование как предмет методологического анализа.
125. Методы исследования в современной науке.
126. Наука как социальный институт.
127. Научное сообщество и школы в науке.
128. Проблема коммуникации в современной науке.
129. Этика науки и нормы научного этоса.
130. Проблема аргументации в современной науке.
131. Наука и власть: возможность и границы диалога.
132. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
133. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
134. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
135. Философия и футурология.
136. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.
137. В.Дильтей о методологии гуманитарного познания.
138. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.
139. Научный разум и коммуникация в философии Ю.Хабермаса.
140. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко.
141. Структуралистская методологическая программа в этнологии К.Леви-
142. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.
143. Язык и познание в философии Л.Витгенштейна.
144. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.
145. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.
146. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».
147. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.
148. Идея неявного знания в эпистемологической концепции М.Полани.
149. Проблема динамики науки в концепции Ст.Тулмина.
150. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.
151. Проблема научной рациональности в философии науки Л.Лаудана.
152. Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д.Прайса.
153. В.И.Вернадский о науке и научных революциях.
154. Проблема единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.
155. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.
156. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.
157. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.
158. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.
159. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.
160. Ж.Деррида о природе гуманитарного познания.
161. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар).
162. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р.Рорти.
163. Метод системной динамики Дж.Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования.
164. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С.Панарина.
165. Теория структурации Э.Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания.
166. Проблемы методологии социального познания в творчестве Н.Лумана.
167. Философия нового научного духа Г.Башляра.
168. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.