Тема 4.3. Философия и экологические императивы современной цивилизации
Человек и природа в техногенной культуре. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества.
Тема 4.5. Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний
Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в философии науки.
Современность как эпоха смены парадигм мышления и деятельности. Перспективы ценностной революции в культуре XXI столетия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма получения образования)
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Литература | Формы контроля знаний | ||
Лекции | Семинарские занятия | Самостоятель- ная работа | ||||
- | Философия и методология науки (30 ч.) | |||||
Философия и ценности современной цивилизации (10 ч.) | Лит. по I разделу | |||||
1.1.1-2 | Статус и предназначение философии в жизни общества 1. Философия, мировоззрение, культура. 2. Проблема научности философии. 3. Многомерность феномена философии. 4. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления. | - | Осн. лит. (3,5,22, 37) Доп. лит. (31, 43, 44) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | ||
1.2.3-4 | Философское осмысление проблемы бытия 1. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах. Философия и современная научная картина мира. 2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. 3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи. 4. Пространственно-временная организация материального мира. 5. Бытие человека и время. 6. Природа как предмет философского и научного познания. | - | Осн. лит. (9, 11, 32) Доп. лит. (16, 21, 29,) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | ||
1.3.5-5 | Природа как предмет философского и научного познания 1. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. 2. Диалектика как философская теория развития. 3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. 4. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира. | - | Осн. лит. (20, 23) Доп. лит. (17, 30) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | ||
1.4.6-7 | Философия глобального эволюционизма 1. Самоорганизация и развитие природы. 2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. 3. Природа как среда обитания человека. 4. Биосфера и ноосфера. 5. Идея коэволюции человека и природы. | - | Осн. лит. (7,30, 42, 45) Доп. лит. (12,17) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | ||
1.5.8-9 | Проблема человека в философии 1. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. 2. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. 3. Аксиологические параметры бытия человека в мире. 4. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. 5. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека. 6. Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность. | - | Осн. лит. (2, 25, 28) Доп. лит. (24, 33, 39) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, развернутая беседа | ||
1.6.10-10 | Философия сознания 1. Сознание как предмет философского осмысления. 2. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. 3. Философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания. 4. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. | - | Осн. лит. (14, 26, 35) Доп. лит. (37, 46) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | ||
1.7.11-11 | Специфика социальной реальности 1. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. 2. Понятие социальной реальности. 3. Общество как система. 4. Понятие социальной структуры общества. Современные концепции социальной стратификации. 5. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. | - | Осн. лит. (2, 18, 38) Доп. лит. (27, 29) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | ||
1.8.12-13 | Основные проблемы социальной динамики 1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. 2. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ. 3. Основные понятия и этапы развития философии истории. 4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 5. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. | - | Осн. лит. (30, 40, 49) Доп. лит. (21, 37) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | ||
1.9.14-15 | Развитие общества как цивилизационный процесс 1. Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). 2. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. 3. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества. | Осн. лит. (2, 5, 38, 40) Доп. лит. (8, 11, 30) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | |||
1.10.16-16 | Философия культуры 1. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.). 2. Традиции и новации в динамике культуры. 3. Культура и духовная жизнь общества. 4. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности. 5. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления. | - | Осн. лит. (4, 15, 47) Доп. лит. (22, 38) | Рефераты | ||
2. | Философско-методологический анализ науки (12 ч.) | Лит. по II разделу | ||||
2.1.17-18 | Наука как важнейшая форма познания в современном мире 1. Научное и вненаучное знание. 2. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 3. Теория познания, методология и логика науки. 4. Проблемное поле философии науки. 5. Понятие научной рациональности и ее основные типы. Роль науки в жизни современного общества. | Осн. лит. (2, 6, 18, 19, 20) Доп. лит. (8, 21, 26, 28) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | |||
2.2.19-21 | Наука в историческом развитии 1. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Амбивалентный характер средневековой науки. 2. Зарождение опытных наук. Ценностно-мировоззренческие основания классической науки. Оформление дисциплинарно-организованной науки. Наука и научное знание в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки. 4. Феномен науки и становление паранаучной культуры. Эзотеризм и девиантная наука. | Осн. лит. (1, 4, 15 ) Доп. лит. (22, 26, 30) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | |||
2.3.22-24 | Структура и динамика научного познания 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. 2. Научная картина мира как характеристика предметно-онтологических структур научного исследования. 3. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в культуру эпохи. 4. Диалектика развивающейся науки. Природа научной революции. Типы научных революций. 5. Современные стратегии развития научного знания. | Осн. лит. (5, 10, 18) Доп. лит. (8, 11, 26, 28) | Опрос, рефераты, экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов | |||
2.4.25-26 | Методологический инструментарий современной науки 1. Понятие метода и методологии. 2. Синергетика и становление нелинейной методологии познания. 3. Научное исследование в методологическом осмыслении. Объект и предмет исследования. Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования. Средства и методы исследования. 4. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 5. Методы теоретического исследования: идеализация и формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, метод математической гипотезы, исторический и логический методы исследования. | Осн. лит. (14, 19, 40) Доп. лит. (8, 11, 26, 41) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | |||
2.5.27-29 | Диалектическая логика как методология научного познания 1. Методологическое значение основных законов диалектики. 2. Противоречие – источник развития научного знания. 3. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического; их методологическое значение. | - | Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (4, 15, 21) | Опрос, Выборочная проверка конспектов, краткие сообщения | ||
2.6.30-32 | Наука как социальный институт 1. Эволюция организационных форм науки 2. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном обществе 3. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке 4. Наука и социальные технологии в современном обществе. 5. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология. | - | Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (3, 16, 21) | Опрос, рефераты, экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов | ||
2.7.33-34 | Наука в системе социальных ценностей 1. Наука как ценность в современной культуре 2. Социальные ценности и нормы научного этоса 3. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. 4.Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки. | Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (3, 16, 21) | Опрос, рефераты, краткие сообщения, развернутая беседа | |||
3. | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки (4 ч.) | Лит. по III разделу | ||||
3.1.35-36 | Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания 1. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании. 2. Возникновение дисциплинарного естествознания. Взаимодействие естественных и технических наук. 3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца XIX - первой половины XX века. 4.Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. | Осн. лит. (1, 4, 21) Доп. лит. (23, 25) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | |||
3.2.37-38 | Философия техники и техническая рациональность. 1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. 2. Человек в техносфере. Глобализация технических систем. 3. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. 4. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. | Осн. лит. (1, 4, 21) Доп. лит. (20, 25) | Развернутая беседа, круглый стол | |||
3.3.39-40 | Философия социально-гуманитарного познания 1.Социальная философия и социально-гуманитарное познание. 2.Общество как предмет социально-гуманитарного познания. 3.Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения. 4.Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда. 5. Философия и экономика: методологические регулятивы современного экономического познания. | - | - | Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (12, 26, 27) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | |
3.4.41-42 | Исследовательские программы в обществознании 1. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений. 2. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и возможные варианты ее решения. 3. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. 4. Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании. | - | - | Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (13, 27) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | |
4. | Философия, наука, человек в начале третьего тысячелентия (4 ч.) | |||||
4.1.43-44 | Человечество в начале XXI века: проблемы и перспективы 1. "Проект модерна" как предмет критической дискуссии 2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. 3. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна. 4. Методология глобального моделирования и пределы роста техногенной цивилизации. | - | Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (13, 27) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | ||
4.2.45-47 | Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления 1. Понятие и системная природа глобализации. 2. Глобализационные процессы в экономической, политической и духовной жизни мирового сообщества. 3. Глобализация как процесс становления нового миропорядка и перспективы национальных государств. 4. Современный антиглобализм как теоретическая доктрина и практика общественных движений. 5. Человек в современном медиапространстве. | - | Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (13, 17,26) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа | ||
4.3.48-50 | Философия и экологические императивы современной цивилизации 1. Человек и природа в техногенной культуре 2. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы. 3. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества. | - | Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (12, 17,18, 26) | Опрос, рефераты, краткие сообщения | ||
4.4.51-52 | Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний 1. Интегративные тенденции в развитии науки 2. перспективы синергетического стиля мышления. 3. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в философии науки. 4. Перспективы ценностной революции в культуре XXI столетия. | - | Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (11, 18,19, 26) | Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа |