Раздел i. философия и ценности современной цивилизации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.
В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, общества и культуры, экологии и информационной революции.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.
Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и магистрантам, предлагает концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.
Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов и магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.
В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и магистрантов, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, данная программа курса «Философия и методология науки» предлагается для изучения аспирантами и магистрантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.
Курс призван сформировать систему философских представлений о науке, а также о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности, одной из функций которой является осуществление взаимно обогащающих связей между философией и научными дисциплинами. Предполагается, что освоение курса позволит выявить основные проблемы, сближающие науку и философию. Знание основ методологии позволит специалистам осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.
Основной задачей курса является ознакомление с важнейшими феноменами интеллектуальной культуры, включая и механизмы взаимодействия, сближающие философию и науку. При этом важное внимание уделяется роли философии в формировании совместно с отдельными дисциплинами, блоками дисциплин, общенаучным знанием картины мира, а также с осмысливанием исторической динамики последней. Важное внимание уделяется согласованию теоретических разделов курса с практикой применения методологического аппарата в выборе и разрешении разнообразных проблем, нуждающихся в творческом подходе.
Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач.
§ Выявить наиболее важные аспекты и механизмы взаимодействия философии и науки; указать роль методологии в процессах синтеза знаний различной природы.
§ Выделить философию науки и методологию в качестве специфических разделов современной философии.
§ Определив философию науки в качестве философского образа последней, рассмотреть историческую динамику наук в параллели с опытами их философского осмысления и интерпретации.
§ Проанализировать становление методологии в процессах возникновения и эволюции важнейших философских школ и направлений. Указать на непреходящее значение многочисленных философских идей для науки, интеллектуальной культуры в целом.
§ Составить общее представление о школах и направлениях методологии XX в., включая анализ развития методологических традиций в СССР, России и Беларуси.
§ Изложить особенности применения современной методологии в естественных, технических и социально-гуманитарных науках.
§ Привести некоторые модели категориально-системной методологии с демонстрацией их возможностей в решении конкретных научных проблем.
Изучение данного курса делает возможной ориентацию философского образования в следующих направлениях:
1) в теоретическом - предусматривается формирование у аспирантов и магистрантов навыков мышления, доступных для применения в процедурах постановки и осмысления классических проблем философии и интеллектуальной культуры;
2) в практическом - методологическая подготовка аспирантов и магистрантов делает возможными и перспективными взаимодействия философов с учеными и творчески мыслящими практиками;
3) в плане синтеза - методология и философия науки служат базой для объединения различных дисциплин и специалистов в широкомасштабных, комплексных проектах;
4) в аспекте обучения социальных философов - курс позволяет освоить методики мышления, адекватные для творческого изучения объектов социальной природы, изучение которых становится все более актуальным и ставит серьезные проблемы перед современной философией и методологией науки.
В области социально-философской подготовки курс «Философия и методология науки» непосредственно выводит специалистов в область интеграции научных дисциплин и социального проектирования.
Таким образом, при изучении курса аспиранты и магистранты получат возможность познакомиться с историей взаимодействия философии и науки, приобретут навыки выявления и схематизации познавательных методов, разовьют способность к работе с категориальным аппаратом философии, а также любой другой отрасли знания, доводя их до рангов исследовательских инструментов.
Количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины:
Программа рассчитана на 240 учебных часов, из них для заочной формы получения образования - 30 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 16, практических занятий – 14.
Программа составлена для заочной формы получения высшего образования.
Формы текущего контроля по учебной дисциплине:
По учебной дисциплине запланированы следующие формы текущего контроля для студентов заочной формы получения высшего образования: подготовка реферата.
Формой текущей аттестации по учебной дисциплине является зачет и экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план общеобразовательной дисциплины
«Философия и методология науки» (заочная форма получения образования)
№ п/п | Наименование разделов | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР (управляемой самостоятельной работы) | ||
Лекции | Семинары | Всего | |||
Раздел I | Философия и ценности современной цивилизации | ||||
Раздел II | Философско-методологический анализ науки | ||||
Раздел III | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль А. Философия естествознания и техники Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания | ||||
Раздел IV | Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия | ||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ
РАЗДЕЛ IV
Тексты и исследования
1. Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
3. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.
4. Башляр Г. Новый рационализм.
5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.
7. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
8. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. М., 2003.
9. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
10. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994.
11. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.
12. Гадамер Х.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
13. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, № 4.
14. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.
15. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.
16. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетики и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
17. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
18. Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка. М., 1982.
19. Коммуникация в современной науке. М., 1976.
20. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
21. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
22. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.
23. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.18.
24. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.
25. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
26. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.
27. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.
28. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
29. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года \\ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.
30. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.
31. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
32. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
33. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1993.
34. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
35. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.
36. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.
37. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология. – М., 1995.
38. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. – с. 319 – 344.
39. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
40. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.
41. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
42. Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. М., 1995.
43. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
44. Феномен Человека: Антология. М., 1993.
45. Философия истории. Антология. – М., 1995.
46. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
47. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
48. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
49. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. -- № 3.
50. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
51. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.
52. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 238 – 253.
53. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. СПб., 1997.
54. Человек и культура. СПб, 1996.
55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.
56. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения Т. 21.
57. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
58. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ)
Раздел III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ
1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.
2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
4. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.
5. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.
6. Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.
7. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.
8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
9. Грани глобализации. М., 2003.
10. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
12. Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.
13. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.
14. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
15. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
16. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
17. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
18. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М., 1994.
19. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.
20. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
21. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.
22. Теория познания. // В 4-х т. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995.
23. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.,1994.
24. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.
25. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.
26. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.
27. Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С. Степина. М., 2004.
28. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1999.
Планы семинарских занятий
Тематика рефератов по курсу
«Философия и методология науки»
1. Философия и мировоззренческие основания культуры.
2. Философия в духовном опыте современного общества.
3. Философия и национальное самосознание.
4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
6. Философия и искусство.
7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
8. Философия и идеология.
9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.
10. Философия как личностное знание.
11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.
13. С.Будный в белорусской культуре и философии.
14. Философия и развитие белорусского национального самосознания.
15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.
16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.
17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.
18. Философия русского космизма.
19. Бытие как проблема философии.
20. Категория небытия в культурной традиции Востока.
21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.
22. Пространство и время как категории философии и культуры.
23. Бытие человека и время.
24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.
29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.
30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.
33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.
36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
37. Игра как феномен человеческого бытия.
38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.
39. Человек в системе социальных коммуникаций.
40. Сознание и языковые структуры.
41. Проблема «диалога» человека и компьютера.
42. Основоположники философии техники.
43. Природа и сущность техники.
44. Специфика технического знания.
45. Техническое мировоззрение в древних цивилизациях.
46. Образы природы и техники в Античности.
47. Образы природы и техники в эпоху Возрождения и Новое время.
48. Возникновение и генезис технических наук.
49. Коммуникативная природа техники.
50. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.
51. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.
52. Сознание и самосознание. Проблема «Я».
53. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.
54. Проблема человека в философии неофрейдизма.
55. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
56. Проблема человека в философии марксизма.
57. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
58. Интернет как форма коммуникации и познания мира.
59. Знание и вера в структуре познавательного процесса.
60. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.
61. Истина и релятивизм в современной философии науки.
62. Истина и ценность в современной науке.
63. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
64. Проблема социальной стратификации в современной философии.
65. Марксистская концепция социума.
66. Концепция этногенеза Л.Гумилева.
67. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.
68. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.
69. Теория социального действия Т. Парсонса.
70. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.
71. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
72. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.
73. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
74. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.
75. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.
76. Философия истории Гегеля.
77. Материалистическое понимание истории К.Маркса.
78. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.
79. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.
80. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.
81. Философская концепция истории Н.Бердяева.
82. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.
83. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.
84. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
85. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
86. Социально-философский смысл евразийства.
87. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
88. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.
89. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
90. Техника как объект социально-философского осмысления.
91. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
92. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.
93. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.
94. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.
95. Политическая власть и социальный интерес.
96. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
97. Культура как предмет осмысления в современной философии.
98. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.
99. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.
100. Традиции и новации в динамике культуры.
101. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.
102. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.
103. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.
104. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.
105. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
106. Наука и религия: возможности и границы диалога.
107. Наука как предмет философско-методологического исследования.
108. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
109. Философия науки: становление и основные этапы развития.
110. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
111. Феномен антинауки и критика классического рационализма.
112. Методологические новации в современной философии науки.
113. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.
114. Наука в постиндустриальном обществе.
115. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.
116. Эмпирическое познание и факты науки.
117. Метатеоретические основания науки.
118. Научная картина мира и ее эволюция.
119. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
120. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
121. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.
122. Многоуровневая концепция методологического знания.
123. Системный подход как общенаучная методологическая программа.
124. Научное исследование как предмет методологического анализа.
125. Методы исследования в современной науке.
126. Наука как социальный институт.
127. Научное сообщество и школы в науке.
128. Проблема коммуникации в современной науке.
129. Этика науки и нормы научного этоса.
130. Проблема аргументации в современной науке.
131. Наука и власть: возможность и границы диалога.
132. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
133. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
134. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
135. Философия и футурология.
136. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.
137. В.Дильтей о методологии гуманитарного познания.
138. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.
139. Научный разум и коммуникация в философии Ю.Хабермаса.
140. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко.
141. Структуралистская методологическая программа в этнологии К.Леви-
142. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.
143. Язык и познание в философии Л.Витгенштейна.
144. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.
145. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.
146. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».
147. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.
148. Идея неявного знания в эпистемологической концепции М.Полани.
149. Проблема динамики науки в концепции Ст.Тулмина.
150. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.
151. Проблема научной рациональности в философии науки Л.Лаудана.
152. Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д.Прайса.
153. В.И.Вернадский о науке и научных революциях.
154. Проблема единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.
155. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.
156. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.
157. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.
158. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.
159. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.
160. Ж.Деррида о природе гуманитарного познания.
161. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар).
162. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р.Рорти.
163. Метод системной динамики Дж.Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования.
164. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С.Панарина.
165. Теория структурации Э.Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания.
166. Проблемы методологии социального познания в творчестве Н.Лумана.
167. Философия нового научного духа Г.Башляра.
168. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.
БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ
Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
Пр.№__ от ____ 201__г. | |||
БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ
на _____/_____ учебный год
№ п/п | Дополнения и изменения | Основание |
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
_____________________________ (протокол № ____ от ________ 201_ г.)
(название кафедры)
Заведующий кафедрой
_____________________ _______________ __________________
(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_____________________ _______________ __________________
(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.
В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, общества и культуры, экологии и информационной революции.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.
Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и магистрантам, предлагает концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.
Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов и магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.
В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и магистрантов, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, данная программа курса «Философия и методология науки» предлагается для изучения аспирантами и магистрантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.
Курс призван сформировать систему философских представлений о науке, а также о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности, одной из функций которой является осуществление взаимно обогащающих связей между философией и научными дисциплинами. Предполагается, что освоение курса позволит выявить основные проблемы, сближающие науку и философию. Знание основ методологии позволит специалистам осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.
Основной задачей курса является ознакомление с важнейшими феноменами интеллектуальной культуры, включая и механизмы взаимодействия, сближающие философию и науку. При этом важное внимание уделяется роли философии в формировании совместно с отдельными дисциплинами, блоками дисциплин, общенаучным знанием картины мира, а также с осмысливанием исторической динамики последней. Важное внимание уделяется согласованию теоретических разделов курса с практикой применения методологического аппарата в выборе и разрешении разнообразных проблем, нуждающихся в творческом подходе.
Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач.
§ Выявить наиболее важные аспекты и механизмы взаимодействия философии и науки; указать роль методологии в процессах синтеза знаний различной природы.
§ Выделить философию науки и методологию в качестве специфических разделов современной философии.
§ Определив философию науки в качестве философского образа последней, рассмотреть историческую динамику наук в параллели с опытами их философского осмысления и интерпретации.
§ Проанализировать становление методологии в процессах возникновения и эволюции важнейших философских школ и направлений. Указать на непреходящее значение многочисленных философских идей для науки, интеллектуальной культуры в целом.
§ Составить общее представление о школах и направлениях методологии XX в., включая анализ развития методологических традиций в СССР, России и Беларуси.
§ Изложить особенности применения современной методологии в естественных, технических и социально-гуманитарных науках.
§ Привести некоторые модели категориально-системной методологии с демонстрацией их возможностей в решении конкретных научных проблем.
Изучение данного курса делает возможной ориентацию философского образования в следующих направлениях:
1) в теоретическом - предусматривается формирование у аспирантов и магистрантов навыков мышления, доступных для применения в процедурах постановки и осмысления классических проблем философии и интеллектуальной культуры;
2) в практич