Тема 21. современное философское осмыление духовного бытия человека
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План:
1. Субъективная реальность как общее обозначение формы существования и организации человеческой жизни. Понятие духовного бытия.
2. Современные философские концепции сознания (натуралистическая, психологическая, феноменологическая, деятельно-смысловая). Самосознание.
3. Духовная жизнь общества и человека. Проблема духовности и бездуховности.
4. Социальная природа и содержание духовной жизни.
Литература:
1. Велихов Е.П., В.П. Зинченко, А.А. Лекторский. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопр. Философии. 1988, № 11.
2. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Философия и культура. М. 1991. Разд.3.
3. К.Г. Юнг. Сознание и бессознательное. – М., 1977, с. 33-89, 242-253, 474-499.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. 1975. Гл. 1, 4.
5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1990.
6. Мамардашвили М. Необходимость себя. – 1996.
7. Общество и сознание. – М. «Прогресс», 1984.
8. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопр. Философии. 1992 № 11.
9. Скворцов А.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. – М. 1989.
10. Феноменология и ее роль в современной философии (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1988, № 12.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1989.
12. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // самосознание европейской культуры ХХ века М. 1991.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Известный философ Мераб Мамардашвили утверждал: «Сознание наше живет в напряженном поле, очерченном предельными границами смыслов, и ясность в нем возможна только тогда, когда мы владеем языком этих смыслов» (см. Как я понимаю философию. - М. 1990. С. 63). Порассуждайте на тему данного высказывания.
2. Почему тайну происхождения сознания следует искать в системе социальных связей и отношений?
3. Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому выделяются подсознание, сознание, сверхсознание. Дайте объяснение этой структуре и выделите характерные особенности каждого элемента.
4. Как взаимосвязаны формы материального и духовного бытия.
5. Выделите характерные особенности следующих соотношений: «сознание и мозг», « язык и сознание», сознание и деятельность».
Контрольные вопросы:
1. Сознание есть неотъемлемое свойство человеческой жизни. Сознавать – значит вести себя со знанием дела, со-знательно. Кажется, что все сводится к знанию. Но почему сознание называют сложным духовным образованием?
2. Современный психолог В.И. Слободчиков пишет: « В человеке все потому и личностно, что все соотнесено с духовным началом, что потенциально человек всегда и во всем духовен. Духовность в человеке не есть какая-то отдельная сфера, не есть особая надпсихологическая жизнь, а есть сама основная жизнь в человеке» (см. журн. «Человек», 1994, № 5, с. 27) Какие даются характеристики духовности в данном высказывании?
Темы докладов и сообщений:
1. Сознание как философская проблема.
2. Сознание как многомерное социальное образование.
3. Соотношение категорий сознания и бытия.
4. Понятие духовного бытия человека и его значение.
5. Проблема идеального: различные подходы к пониманию.
6. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека и человечества.
Основные понятия
Сознание, душа, духовность, бездуховность, ценность, идеальное, понимание, самосознание, бвытие.
Темы рефератов
Любая из вышеперечисленных сформулированных тем (№ 21) может быть использована как тема реферата.
ТЕМА 22. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА (культура как предмет философского анализа)
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План:
1.Культура и природа. Проблема понимания культуры. Человек как творец и творение культуры.
2.Сущность культурной деятельности.
3.Культура и цивилизация.
4.Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества.
5.Культура Запада и Востока. Россия в диалоге культур.
6.Общечеловеческое и национальное в культуре.
7.Социальные функции культуры.
8.Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития. Единство и многообразие культур.
9.Человек как высшая ценность культуры.
10.Культура и нравственность: Проблема духовного совершенствования человека.
Литература:
1. Актуальные проблемы культуры XX века. — М., 1993.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.
3. Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М., 1991.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
5. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция // Традиция в истории культуры. - М., 1978.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
7. Диалог цивилизации: Восток-Запад //Вопросы философии. — 1993. № 6.
8. Ерыгин А.Н. Восток — Запад — Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. — Ростов-на-Дону, 1993.
9. Запад и Восток: традиции и современность. — М., 1993.
10. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М.,1980.
11. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М. 1991.
12. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
13. Культура – человек – философия. К проблеме интерпретации и развития // Вопр. Философии 1982, № 1.
14. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
15. Культура, человек и картина мира. – М. 1988.
16. Межуев В.М. Культура и история. – М. 1991.
17. Общество, культура, человек, — Воронеж, 1993.
18. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М. 1991.
19. Проблемы философии культуры. М., 1984
20. Россия и Запад: Взаимодействие культур (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии.1992, № 6.
21. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии, 1990. № 5.
22. Сваньян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии, 1987, № 6.
23. Семенов В.С. Культура и развитие человека // Вопросы философии, 1982. № 4.
24. Соколов З.В. Культурология. — М., 1994.
25. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. — М., 1992.
26. Философия и ее место в культуре.- Новосибирск. 1990.
27. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.
28. Человек в славянской культуре: тезисы межвузовской научной конференции. Курск. 3-5 апреля 1992.
29. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
30. Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М., 1995.
31. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // ОНС.— 1993, № 1.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Многозначность феномена культуры: исторический, антропологический, социологический, аксиологический, деятельный, эвристический, семиотический подходы.
2. Множественность концепций культуры. Историко-философские традиции в анализе культуры. Взгляды Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше.
3. Позиция немецких и французских экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр).
4. Теории культуры и человека в мире культуры в философии психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм). Концепция культуры Франкфуртской школы.
5. Русские мыслители о культуре (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).
6. Марксистская концепция культуры. Работы современных российских философов Э.А. Баллера, Н.С. Злобина, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева, М.С. Кагана и др. по проблемам культуры.
7. Культура как способ жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом; ее пространственные и временные границы. Проявление культуры через деятельность человека.
8. Содержание термина "цивилизация". Соотнесенность с культурой. Взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина на цивилизацию и культуру. Причины возникновения той или иной цивилизации. Исследования Л.И. Мечникова, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева по этой проблеме.
9. Культура и национальное самосознание человека. Проблема развития национальных культур. Культура элитарная, массовая, "субкультуры".
Контрольные вопросы:
1. Хосе Ортега – и- Гассет ввел понятие «человек – масса» . Он считал «человек – масса» - новый варвар, который претендует возвести вульгарность (бескультурье) в статус права, а право - в статус пошлости. Это чудовищная новость нашего времени. Объясните смысл и покажите, какую проблему поставил автор данного высказывания?
2. В чем специфика национального самосознания в культуре любого народа?
3. Каково взаимоотношение культуры и цивилизации?
Темы докладов, сообщений:
1. Человек как созидатель культурных ценностей.
2. Культура принадлежит тем, кто способен ею восторгаться.
3. Человек и «массовая культура».
4. «Человек – масса» как явление нашего времени.
5. Проблема смысла жизни человека в мире культуры.
6. Материальная и духовная культура. Функции культуры, ее самобытность, неповторимость, уникальность.
7. Традиции, преемственность, новаторство в культуре. Субъекты культуры: народ, нации, классы, личности.
8. Формы и типы культуры. Западная и Восточная культура. Их различия в отношении к человеку, возможности разума, социально-политической активности. Россия в диалоге культур.
Основные понятия:
Культура, цивилизация, субъекты культуры, материальная, духовная культура; виды и типы культур, новаторство в культуре.
Темы рефератов:
· Культура и цивилизация в философии Н.А. Бердяева.
· Концепция культуры в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.
· Традиционная и современная культура.
· Основные черты техногенной цивилизации.
· Культурное наследие — историческая память человечества.
· Национальное и общечеловеческое в культуре.
· Феномен культуры. Генезис культуры. Культ и культура.
· Природа и культура. Культура и цивилизация. Культура и история.
· Типология культур. Запад - Россия - Восток. Элитарная и демократическая культура.
· Кризис культуры. Культура и контркультура.
· Современные масс-медиа и культура.
· Реклама и культура.
· Традиции, обычаи, мода в мире культуры.