Тема 21. современное философское осмыление духовного бытия человека

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1. Субъективная реальность как общее обозначение формы существования и организации человеческой жизни. Понятие духовного бытия.

2. Современные философские концепции сознания (натуралистическая, психологическая, феноменологическая, деятельно-смысловая). Самосознание.

3. Духовная жизнь общества и человека. Проблема духовности и бездуховности.

4. Социальная природа и содержание духовной жизни.

Литература:

1. Велихов Е.П., В.П. Зинченко, А.А. Лекторский. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопр. Философии. 1988, № 11.

2. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Философия и культура. М. 1991. Разд.3.

3. К.Г. Юнг. Сознание и бессознательное. – М., 1977, с. 33-89, 242-253, 474-499.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. 1975. Гл. 1, 4.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1990.

6. Мамардашвили М. Необходимость себя. – 1996.

7. Общество и сознание. – М. «Прогресс», 1984.

8. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопр. Философии. 1992 № 11.

9. Скворцов А.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. – М. 1989.

10. Феноменология и ее роль в современной философии (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1988, № 12.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1989.

12. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // самосознание европейской культуры ХХ века М. 1991.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Известный философ Мераб Мамардашвили утверждал: «Сознание наше живет в напряженном поле, очерченном предельными границами смыслов, и ясность в нем возможна только тогда, когда мы владеем языком этих смыслов» (см. Как я понимаю философию. - М. 1990. С. 63). Порассуждайте на тему данного высказывания.

2. Почему тайну происхождения сознания следует искать в системе социальных связей и отношений?

3. Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому выделяются подсознание, сознание, сверхсознание. Дайте объяснение этой структуре и выделите характерные особенности каждого элемента.

4. Как взаимосвязаны формы материального и духовного бытия.

5. Выделите характерные особенности следующих соотношений: «сознание и мозг», « язык и сознание», сознание и деятельность».

Контрольные вопросы:

1. Сознание есть неотъемлемое свойство человеческой жизни. Сознавать – значит вести себя со знанием дела, со-знательно. Кажется, что все сводится к знанию. Но почему сознание называют сложным духовным образованием?

2. Современный психолог В.И. Слободчиков пишет: « В человеке все потому и личностно, что все соотнесено с духовным началом, что потенциально человек всегда и во всем духовен. Духовность в человеке не есть какая-то отдельная сфера, не есть особая надпсихологическая жизнь, а есть сама основная жизнь в человеке» (см. журн. «Человек», 1994, № 5, с. 27) Какие даются характеристики духовности в данном высказывании?

Темы докладов и сообщений:

1. Сознание как философская проблема.

2. Сознание как многомерное социальное образование.

3. Соотношение категорий сознания и бытия.

4. Понятие духовного бытия человека и его значение.

5. Проблема идеального: различные подходы к пониманию.

6. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека и человечества.

Основные понятия

Сознание, душа, духовность, бездуховность, ценность, идеальное, понимание, самосознание, бвытие.

Темы рефератов

Любая из вышеперечисленных сформулированных тем (№ 21) может быть использована как тема реферата.

ТЕМА 22. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА (культура как предмет философского анализа)

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1.Культура и природа. Проблема понимания культуры. Человек как творец и творение культуры.

2.Сущность культурной деятельности.

3.Культура и цивилизация.

4.Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества.

5.Культура Запада и Востока. Россия в диалоге культур.

6.Общечеловеческое и национальное в культуре.

7.Социальные функции культуры.

8.Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития. Единство и многообразие культур.

9.Человек как высшая ценность культуры.

10.Культура и нравственность: Проблема духовного совершенствования человека.

Литература:

1. Актуальные проблемы культуры XX века. — М., 1993.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.

3. Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М., 1991.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

5. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция // Традиция в истории культуры. - М., 1978.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

7. Диалог цивилизации: Восток-Запад //Вопросы философии. — 1993. № 6.

8. Ерыгин А.Н. Восток — Запад — Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. — Ростов-на-Дону, 1993.

9. Запад и Восток: традиции и современность. — М., 1993.

10. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М.,1980.

11. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М. 1991.

12. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

13. Культура – человек – философия. К проблеме интерпретации и развития // Вопр. Философии 1982, № 1.

14. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.

15. Культура, человек и картина мира. – М. 1988.

16. Межуев В.М. Культура и история. – М. 1991.

17. Общество, культура, человек, — Воронеж, 1993.

18. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М. 1991.

19. Проблемы философии культуры. М., 1984

20. Россия и Запад: Взаимодействие культур (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии.1992, № 6.

21. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии, 1990. № 5.

22. Сваньян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии, 1987, № 6.

23. Семенов В.С. Культура и развитие человека // Вопросы философии, 1982. № 4.

24. Соколов З.В. Культурология. — М., 1994.

25. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. — М., 1992.

26. Философия и ее место в культуре.- Новосибирск. 1990.

27. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.

28. Человек в славянской культуре: тезисы межвузовской научной конференции. Курск. 3-5 апреля 1992.

29. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

30. Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М., 1995.

31. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // ОНС.— 1993, № 1.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Многозначность феномена культуры: исторический, антропологический, социологический, аксиологический, деятельный, эвристический, семиотический подходы.

2. Множественность концепций культуры. Историко-философские традиции в анализе культуры. Взгляды Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше.

3. Позиция немецких и французских экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр).

4. Теории культуры и человека в мире культуры в философии психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм). Концепция культуры Франкфуртской школы.

5. Русские мыслители о культуре (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

6. Марксистская концепция культуры. Работы современных российских философов Э.А. Баллера, Н.С. Злобина, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева, М.С. Кагана и др. по проблемам культуры.

7. Культура как способ жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом; ее пространственные и временные границы. Проявление культуры через деятельность человека.

8. Содержание термина "цивилизация". Соотнесенность с культурой. Взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина на цивилизацию и культуру. Причины возникновения той или иной цивилизации. Исследования Л.И. Мечникова, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева по этой проблеме.

9. Культура и национальное самосознание человека. Проблема развития национальных культур. Культура элитарная, массовая, "субкультуры".

Контрольные вопросы:

1. Хосе Ортега – и- Гассет ввел понятие «человек – масса» . Он считал «человек – масса» - новый варвар, который претендует возвести вульгарность (бескультурье) в статус права, а право - в статус пошлости. Это чудовищная новость нашего времени. Объясните смысл и покажите, какую проблему поставил автор данного высказывания?

2. В чем специфика национального самосознания в культуре любого народа?

3. Каково взаимоотношение культуры и цивилизации?

Темы докладов, сообщений:

1. Человек как созидатель культурных ценностей.

2. Культура принадлежит тем, кто способен ею восторгаться.

3. Человек и «массовая культура».

4. «Человек – масса» как явление нашего времени.

5. Проблема смысла жизни человека в мире культуры.

6. Материальная и духовная культура. Функции культуры, ее самобытность, неповторимость, уникальность.

7. Традиции, преемственность, новаторство в культуре. Субъекты культуры: народ, нации, классы, личности.

8. Формы и типы культуры. Западная и Восточная культура. Их различия в отношении к человеку, возможности разума, социально-политической активности. Россия в диалоге культур.

Основные понятия:

Культура, цивилизация, субъекты культуры, материальная, духовная культура; виды и типы культур, новаторство в культуре.

Темы рефератов:

· Культура и цивилизация в философии Н.А. Бердяева.

· Концепция культуры в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.

· Традиционная и современная культура.

· Основные черты техногенной цивилизации.

· Культурное наследие — историческая память человечества.

· Национальное и общечеловеческое в культуре.

· Феномен культуры. Генезис культуры. Культ и культура.

· Природа и культура. Культура и цивилизация. Культура и история.

· Типология культур. Запад - Россия - Восток. Элитарная и демократическая культура.

· Кризис культуры. Культура и контркультура.

· Современные масс-медиа и культура.

· Реклама и культура.

· Традиции, обычаи, мода в мире культуры.

Наши рекомендации