ТЕМА 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ (роль техники и технологии в социальном воспроизводстве)
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План:
1. Возникновение науки и этапы ее развития.
2. Наука как система знаний, форма духовной деятельности и область культуры.
3. Классификация наук. Философия и наука.
4. Сциентизм и антисциентизм — противоположные позиции в оценке роли науки и научного познания в жизни общества.
5. Труд – главное условие преобразования действительности в новое бытие.
6. Производство, его роль в жизни человека.
7. Техника и технология в социальном измерении и историческом процессе.
8. Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник– М., 1996.
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
3. Заблуждающийся разум?: Монография вненаучного знания. М., 1990.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1999.
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемолегия. М., 1974.
6. Канке В.А. Философия. М., 1996.
7. Кун Т. Структура научных революций: М., 1975.
8. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
9. Ленин В.И. Философские тетради.//Полн. собр. соч., Т.29.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М, 1999.
13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.
14. Теория познания: В 4-х Т. М.,1991-1995.
15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
16. Философия и методология науки. М., 1996.
17. Философия: Учебник – Ростов-на-Дону. 2001.
18. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.
19. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Научно-теоретическое и научно-практическое знание.
2. Структура научного познания. Соотношение чувственного и рационального в научном познании.
3. Понятие метода и методологии. Проблема метода в философии. Метод как единство объективного и субъективного. Общенаучные методы, их универсальный характер и особенности. Частнонаучные (специальные) методы, их специфика и уникальность. Методы эмпирического и теоретического познания, диалектика их взаимосвязи. Общелогические и математические методы познавательной деятельности.
4. Рост научного знания как важнейшая характеристика развития науки. Проблема развития научного знания в современной западной философии. Неопозитивистская модель развития науки. Концепции развития научного знания К. Поппера, смены парадигм Т. Куна; научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабенда. Эволюционистская модель.
5. Научные революции как этапы смены исследовательских стратегий в развитии науки. Понятие научной рациональности и ее ценность. Исторические типы научной рациональности. Роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники.
6. Наука и техника, знание и техническая деятельность. Понятие техники. Концепции возникновения техники и периодизация ее развития.
7. Человек и техника. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
8. Технократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Опасные тенденции неконтролируемой технизации общества. Гуманизм в технотронную эпоху.
Контрольные вопросы:
1. Понятие науки, основные этапы ее становления и роль в развитии цивилизации. Взаимодействие науки и техники.
2. Структура научного познания, формы, методы и их эволюция. Научное и вненаучное знание. Научное познание и творчество.
3. Рост научного знания. Научная рациональность, ее ценность и исторические типы. Современные концепции развития научных знаний и науки.
4. Понятие техники, ее происхождение и природа. Специфика научных знаний. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
Темы докладов и сообщений:
1. Вненаучное знание и его виды: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное и антинаучное знание.
2. П. Фейерабенд о необходимости диалога между всеми формами культуры и способами познания и необходимости абсолютизации науки.
3. Факт, проблема, гипотеза, доказательство и теория — формы научного познания, их гносеологические функции и взаимосвязь. Теория как завершающая форма научного познания, ее основные элементы. Теория и практика.
4. Классификация (типология) методов и их критерии. Всеобщие философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) методы.
5. Категории философии как ступени и формы познания.
6. Системный метод научного исследования как единство системного анализа и системного подхода, его связь с синергетикой, прикладной математикой и кибернетикой.
7. Место и роль в познавательной деятельности эвристических методов, интуиции, фантазии и других специфических способов познания.
8. Техника как освоение вещества, энергии и информации (наукоемкие технологии и сплошные технические системы).
9. Основные специфические черты техники как социокультурного явления. Возрастание роли науки и техники в обществе.
10. Духовные ценности как регулятивы развития науки и техники.
Основные понятия
Наука, техника, метод, методология, факт, проблема, гипотеза, теория, этика ученого и инженера, сциентизм, техницизм, технократизм, научная рациональность, информационная цивилизация, системный метод, синергетика.
Темы рефератов
· Гуманизм в технотронную эпоху.
· Единство и различие художественного и научного познания.
· Интуиция и общелогические методы познания.
· Концепции развития научных знаний К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
· Критерии научности.
· Метатеоретический уровень науки.
· Наука в системе культуры.
· Постпозитивизм о структуре научных революций.
· Синергетика как метод познания.
· Система: человек — техника.
· Специфика технических знаний.
· Сущность и содержание системного метода исследования.
· Научная рациональность.