Тема 13. диалектика, ее принципы и всеобщие законы. развитие, его модели и законы
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Философское миропонимание призвано не только представить основные “блоки” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Построение целостного теоретического образа мира в его динамике тесно связано с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.
2. Цель:Овладение аппаратом материальной диалектики как наиболее глубокого и всестороннего философского учения об универсальной связи и развитии, всеобщего метода познания и преобразования действительности.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные принципы, законы и категории диалектики;
Студент должен уметь:
· характеризовать действие законов диалектики в природе, обществе и познании;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать диалектику как теорию и метод познания.
4. Основные учебные вопросы (план):
1.Философское учение о развитии мира: история и сущность.
2.Объективное и субъективное в диалектике.
3.Основные законы и категории диалектики.
4.Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма.
5.Диалектика и антидиалектика в истории философии.
6.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
7.Закон единства и борьбы противоположностей.
8.Закон отрицания отрицания.
9.Категории диалектики.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Назовите основные исторические формы диалектики.
2. В чем различие в понимании диалектики Гегелем и Марксом?
3. Что такое объективная и субъективная диалектика?
4. В чем отличие диалектики и метафизики как методов познания?
5. Каковы особенности современных форм метафизики?
6. В чем специфика и отличие законов диалектики от законов науки?
7. Охарактеризуйте структуру и функции диалектического противоречия.
8. Дайте типологию диалектических противоречий.
9. В чем специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в познании?
10.Назовите типы скачков.
11.Охарактеризуйте значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании.
12.Какова структура и функции диалектического отрицания?
13.Охарактеризуйте значение закона отрицания отрицания в познании.
14.Каковы принципы классификации системы категорий диалектики?
15.Проанализируйте значение и функции диалектики.
16.Что такое диалектический метод?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Специфика античных концепций диалектики.
2. Диалектика человеческого существования в философии экзистенциализма.
3. Негативная диалектика Франкфуртской школы и неомарксизм.
4. Диалектика спора. Уловки софистики.
5. Принцип историзма и критерии прогресса.
6. Понятие социального отрицания.
7. Принцип отрицания в научном познании.
8. Системный подход в научном познании.
9. Необходимость и свобода.
10.Специфика причинно-следственных связей (на примере медицины).
11.Философские проблемы синергетики.
7. Литература:
Основная:
1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.
3. Мир философии: В 2 ч. - М., 1991.
4. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.
5. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
Дополнительная:
1. Барулин В.С. Социальная философия: В 2-х ч. - М., 1993.
2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб., 1997.
3. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. - М., 1982.
4. Бородкин В.В. Проблемы отрицания и развития. - М., 1991.
5. Дмитриев А. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. - 2001. - № 5.
6. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. - М., 1987.
7. История античной диалектики. - М., 1972.
8. История диалектики XIV - XVIII вв. - М., 1974.
9. История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.
10.Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. - Т.21.
11.Маркс К. Капитал. - Т.1. - Гл. XXIV. - § 7 // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т.23.
12.Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории. - М., 1985.
13.Парнюк М.А. Закон единства и борьбы противоположностей. - Киев, 1991.
14.Платон. Диалоги. - М., 1989.
15.Пригожин М., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986.
16.Слемнев М., Васильков В. Диалектика спора. - Мн., 1990.
17.Современные зарубежные концепции диалектики: Критические очерки. - М., 1987.
18.Харин Ю.А. Материалистическая диалектика и ее альтернативы: В 2-х ч. - Мн., 1991.
19.Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т.20. - Гл. XII, XIII.
20.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 20.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 13:
Диалектика, диалектический метод, противоречие, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании, закон отрицания отрицания в познании, закон, скачок, объетивная диалектика, субъективная диалектика.
ТЕМА 14. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Важнейшей сферой бытия является природа. Она является одновременно объектом изучения различных наук, искусства, обыденного сознания. Философия берет на себя мировоззренческий и методологический подходы.
2. Цель:Дать целостное представление о природе как одной из сфер бытия, значительной части материальной объективной реальности.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные подходы к природе в истории философской мысли, философский и естественнонаучный смысл понятия “природа”;
Студент должен уметь:
· характеризовать основные философские модели отношения человека к природе, роль природы для человека;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать сущность экологической проблемы, ее научных, социально-философских и этико-гуманистических аспектов.
4. Основные учебные вопросы (план):
1.Природа в истории философской мысли. Философские и естественнонаучные аспекты понятия природы.
1.Природа как объект философского познания.
2.Единство природы и человека.
3.Естественная и искусственная среда.
4.Этногенез и проблема единства человечества (русский космизм).
5.Глобальный характер экологических проблем.
6.Диалектика природы от неживой к живой. Жизнь как специфическая форма движения материи.
7.Загадка человечества.
8.Предпосылки возникновения жизни.
9.Современные представления о происхождении жизни.
10.Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.
11.Проблема эволюции Вселенной. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.
12.Антропология о происхождении и эволюции человека.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Раскройте содержание понятий “естественная среда”, “искусственная среда”.
2. В чем состоит противоположность понятий “природа” и “культура”?
3. Раскройте содержание понятий “биосфера”, “ноосфера”, “географический детерминизм”, “геополитика”.
4. Объясните понятия: “анимизм”, “гилозоизм”, “тотемизм”.
5. Ценностные модели отношения к природе: вегетарианство, убийство, самоубийство, каннибализм, эвтаназия.
6. Каким образом осуществляется воздействие природы на общество? Общества на природу?
7. В чем суть концепции технократического оптимизма?
8. Что такое экологический кризис?
9. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в наши дни характер экологической катастрофы?
10.Раскройте содержание понятий “экологическая культура”, “экологическое сознание”.
11.Возможны ли альтернативы атомной энергетике?
12.Что Вы знаете о движении “зеленых”?
13.Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?
14.Способно ли общество выполнить условия экологического императива?
15.Как Вы понимаете идею коэволюции?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Феномен русского космизма.
2. Динамика альтернативных традиций “управления природой” и “сотрудничества с природой” в европейской и восточной культурах.
3. “Благоговение перед жизнью” (А.Швейцер) как методология становления “этически разумного человека”.
4. Этосфера, ее сущность и принципы формирования.
5. Техника и гуманизм.
6. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и современность.
7. НТР и ресурсы природы.
8. Географическое направление в социологии.
9. Идеи Римского клуба: “за” и “против”.
10.Демографическая ситуация как глобальная проблема современности.
11.Конечна ли жизнь на Земле?
12.Нравственно-психологические и правовые аргументы “за” и “против” эвтаназии.
13.Социальная экология, урбанизация и здоровье людей.
14.Уроки Чернобыльской катастрофы и охрана здоровья населения в чрезвычайных ситуациях.
7. Литература:
Основная:
1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.
3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.
4. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
Дополнительная:
1. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
2. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время (фюсис и натура). - М., 1988.
3. Библия. Ветхий завет. Бытие. - Гл. II.
4. Будыко М.М. Эволюция биосферы. - М.,1984.
5. Василенко Л.И. Судьбы традиции “управления природой” // Философская и социологическая мысль. - 1991. - № 6.
6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
8. Гиренок Ф.И. Русские космисты // Философия и культура. - 1990. - № 2.
9. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. - Мн., 1987.
10.Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.. 1995.
11.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки представлений о взаимоотношениях природы и общества. - М., 1989.
12.Купцов В.И. Не погибнет ли человечество от разума? // Драма обновления. - М., 1990.
13.Ленин В.И. Рабочий класс и неомальтузианство // Полн. собр. соч. - Т. 23.
14.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 42.
15.Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм: (Позиция и следствие) // Вопросы философии. - 1991. - № 3.
16.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986.
17.Родин С.Н. Идея коэволюции. - Новосибирск, 1991.
18.Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.
19.Симкин Г.Н. Рождение этосферы // Вопросы философии. - 1992. - № 3.
20.Современный мир глазами “зеленых”. - М., 1987.
21.Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. - 1991. - № 7.
22.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
23.Экология, культура, образование. - М., 1989.
24.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 20.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 14:
Природа, коэволюция, естественная среда, искусственная среда, экология, экологическое сознание, биосфера, ноосфера, географический детерминизм, геополитика, анимизм, гилозоизм, тотемизм, русский космизм, экологический кризис.