Тема 5. философия средних веков и эпохи возрождения
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века), своими корнями она уходит в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является Бог, а не природа. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, вошедшей в историю под именем Возрождения. Существенные перемены в умонастроениях были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождение - эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
2. Цель:Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления средних веков и эпохи Возрождения.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные концептуальные модели средневековой философии и философии эпохи Возрождения; основные элементы систем философского знания и их категории; основных представителей философии этого времени;
Студент должен уметь:
· характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многомерности;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Христианство как основа средневековой философии. Основные религиозно-философские идеи христианства.
2. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.
3. Гуманизм в Италии и заальпийских европейских странах.
4. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.
5. Социальные теории.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. В чем состоит смысл следующих идей: “Верую, ибо абсурдно” (Тертуллиан), “Верить, чтобы понимать” (Августин), “Понимать, чтобы верить” (Фома Аквинский)?
2. Что такое “томизм” и каково его культурно-историческое значение?
3. Какой смысл имеет термин “схоластика”?
4. Почему средневековая философия и наука являлись служанкой теологии?
5. Гуманистично ли христианское понимание человека?
6. Почему Августин называет “Град земной” (государство) “великой разбойничьей организацией”? В чем состоит общность и различие “града земного” и “града божьего”?
7. Что такое гуманизм? Когда возникает гуманистическая идея и в чем состоит ее особенность в эпоху Возрождения?
8. Почему объектом религиозно-философской борьбы Ренессанса стала астрономия?
9. Что такое оккультизм? Какие науки относятся к числу оккультных?
10.Что представляют собой политические теории абсолютизма? Назовите их представителей.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Религиозные истоки христианства.
2. Библия как священная книга христианства.
3. Символ веры.
4. Римская цивилизация и феномен раннего христианства.
5. Латинско-римское духовное наследие в культуре и философии средних веков.
6. Развитие философской мысли в Византии.
7. Арабская средневековая философия.
8. Астрология и алхимия в контексте средневековой культуры.
9. Народная карнавальная культура средневековья.
10.Философская система Фомы Аквинского.
11.Философско-эстетические идеалы итальянского гуманизма.
12.Идея гелиоцентризма в философии и науке Возрождения.
13.Европейская реформация и становление “гражданского общества”.
14.Социально-политическое учение Н.Макиавелли.
15.Социальная утопия Т.Мора.
16.Учение о “радости повседневной жизни” М.Монтеня.
7. Литература:
Основная:
1. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - М., 1997.
3. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994.
Дополнительная:
1. Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1992.
2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.
3. Антология мировой философии: В 4-х т. - Т. 1. - Ч. 2. - Т. 2. - М., 1969.
4. Антология средневековой мысли. Т.1, 2 /Под ред. С.С.Неретиной – СПб., 2002.
5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
7. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
8. Блаженный Августин. Исповедь. - М., 1992.
9. Бондуровский Н.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1997, № 9.
10.Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.
11.Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вт. пол. XV века). - М., 1983.
12.Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М., 1954.
13.Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии, 1995, № 3.
14.Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1994, № 1.
15.Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки, 2003, № 3,4.
16.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
17.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
18.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
19.Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.
20.Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки, 2003, № 6.
21.Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.
22.Клодель П. Введение к поэме о Данте А. // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.
23.Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии, 1994, № 1.
24.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
25.Лейн Т. Христианские мыслители. - СПб., 1997.
26.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6.
27.Лосев А.Ф. Историческое значение Ареопагитик. // Вопросы философии, 2000, № 3. С. 71-83.
28.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
29.Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. - М., 1978.
30.Лосев А.Ф.Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. - М., 1979.
31.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
32.Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М., 1982.
33.Монтень М. Опыты. - М., 1981.
34.Мор Т. Утопия. - М., 1978.
35.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 251-301.
36.Неретина С.С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия // Вопросы философии, 1997, № 4.
37.Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и вера // Вопросы философии, 1998, № 10.
38.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М., 1987.
39.Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. - 1994. - № 2.
40.Рашковский Е.Б. Протоиерей Александр Мень: интеллектуальный облик. // Вопросы философии, 1994, № 2.
41.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 2. - Средневековье. - СПб., 1997.
42.Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.
43.Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. - М., 1988.
44.Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. - М., 1984.
45.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М., 1985.
46.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). - М., 1985.
47.Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. - 1994. - № 12.
48.Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.
49.Чанышев А.Н. Возрождение и Джордано Бруно // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 1.
50.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.
51.Шюон Ф. Понять ислам (предисловие Ю.Н. Стефанова). // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.
52.Эстетика Ренессанса. - Т. 1-2. - М., 1981.
Первоисточники:
1. Мишель Монтень. Об искусстве жить достойно. – М., 1975.
2. Оккам У. Избранное – М., 2002.
3. Августин. Исповедь. Кн.10,11 – М.,1998.
4. Альберти Л.Б. О семье. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, –С.359-412.
5. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.265–284.
6. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.395–479.
7. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.569–672.
8. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: письма и заметки из тюремной камеры. // Вопросы философии, 1989, №№ 10-11.
9. Боэций. Утешение философией. – М., 1990.
10.Бруно Дж. Избранное – Самара, 2000.
11.Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – М., 1953.
12.Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии, 1995, № 3.
13.Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.
14.Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995.
15.Данте А. Божественная комедия. (Любое издание).
16.Ибн Сина. Указания и наставления. // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980.
17.Лоренцо Валла. О наслаждении. / В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 – С.137–166.
18.Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.
19.Льюис К.С. Просто христианство – М., 1990.
20.Мень А. Сын человеческий. – М., 1995
21.Мирандола Пико. Речь о достоинстве человека. - В кн.: Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. – М., 1981, –Т.1.
22.Мишель Монтень. Опыты. в 3-х кн. – М., 1979.
23.Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании. О возможности бытия. // Кузанский Н. Сочинения в 2 т., – М., 1980.
24.Николай Кузанский. О мире веры. // Вопросы философии, 1992, № 5.
25.Николай Кузанский. Об уме. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.110–127.
26.Пальмиери М. Гражданская жизнь. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 412-433.
27.Папа Иоанн Павел II. Апостольское послание «Свет Востока» // Вопросы философии, 1996, № 4.
28.Петрарка Ф. Книга о делах повседневных. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.3–39
29.Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991
30.Слова на текст «Отпущайте и отпустят вам». // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 326-332.
31.Фичино М. О моральных добродетелях. // Опыт тысячелетий. – М., 1996. – С. 437-442.
32.Фома Аквинский. Сумма теологий. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии, 1997, № 9.
33.Эразм Роттердамский. Похвала глупости. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987.
34.Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии, 1994, № 1.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 5:
Религиозное мировоззрение, теология, теизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, креационизм, ортодоксия, патристика, схоластика, пантеизм, антропоцентризм, картина мира, проблема свободы в христианском мировидении, томизм, религиозно-философские учения в ХХ веке.