Тема 9. Политическая философия стоиков и киников.
Стоицизм, кинизм и эпикуреизм как основные направления эллинистической философии. Политическая философия раннего стоицизма: Зенон и Хрисипп. «Государство» Диогена как образец кинического анархического нигилизма. Эллинистическая парадоксография: Эфор и Феопомп.
Тема 10. Утопическая эллинистическая мысль: Эвгемер и Ямбул.
Формирование жанра эллинистической утопии: Гекатей Абдерский и Онесикрит. Утопии Эвгемера и Ямбула как попытки синтеза классической и эллинистической политико-философских традиций. Политические аспекты философии Эпикура.
Тема 11. Греческая политическая философия в Риме.
Распространение в Риме греческой политической философии. Средняя Стоя как результат синтеза греческой и римской традиций. Панетий и Посидоний. Римский эпикуреизм: Филодем и Тит Лукреций Кар. Скептицизм Карнеада и римский империализм.
Тема 12. Политическая теория Полибия.
Историографические принципы Полибия и его концепция происхождения государства. Анализ неримских конституций. Анализ римской конституции. Теории политического круговорота и «смешанной конституции», разделение властей и система сдержек и противовесов.
Тема 13. Обзор политического наследия Цицерона.
Кризис римской республики (II-I вв. до н.э.) и политическая философия Марка Туллия Цицерона. Анализ Цицероном соотношения философского знания и политической практики. Цицероновский «эклектизм»: смысл и идейная направленность. Влияние Академии, Ликея и Стои. Политика как реализация «непосредственного разума». Справедливость и право в сочинениях «О государстве» и «О законах». Цицероновская концепция принкепса и ее политико-философские истоки. Значение моральных трактатов Цицерона для развития римской политической философии. Трактат «Об обязанностях».
Тема 14. Политические идеи в Новом Завете.
Модуль 2. Политическая мысль западноевропейского средневековья
Тема 15. Политическая философия Аврелия Августина.
Аврелий Августин: жизнь и творчество. Церковь и государство в трактате «О граде Божием». Учение Августина о свободе воли. Философия истории. Августин о рабстве, войне и мире. Влияние философии Августина на западноевропейскую политическую философию.
Тема 16. Общая характеристика средневековой политической мысли.
Исторические особенности средневековой политической мысли. Европейский феодализм как исторический феномен. Политические, правовые и идейные истоки средневековой монархии. Римская традиция в средневековой Европе. Значение германского, римского и канонического права. Церковь, государство и иерархия как объекты философской рефлексии. Империя и ойкуменический (универсалистский) идеал западного христианства. Средневековые университеты и их культурная роль. Специфика схоластического метода. Возникновение политической теории.
Тема 17. Политические идеи Уильяма Оккама и Джона Уиклифа.
Государство, церковь и право в политической философии Уильяма Оккама. Политическая теория Джона Уиклифа и его концепция феодализма.
Тема 18. Политическая философия Примирительного движения.
Концепции церковной реформы первой половины XV в. Жан Герсон и Николай Кузанский.
Модуль 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
Тема 19. Идейные истоки Реформации и политическая философия Мартина Лютера.
Социально-экономические и политические предпосылки возникновения Реформации. Политическая философия Лютера и ее практические последствия. Взгляды Лютера на отношения светской и духовной сфер общественной жизни.
Тема 20. Политическая философия Жана Бодена.
Социологический метод Бодена и его историческая методология. «Шесть книг о государстве». Концепция политической власти: ее цели и пределы. Теория суверенитета: государство как основа национального процветания.
Модуль 4. Политическая мысль Нового времени
Тема 21. Политико-правовые идеи Гуго Гроция.
Гуго Гроций и его трактат «О праве войны и мира». Гроций и предшествующая традиция философии права. Натуральная и позитивистская школы права. Политическая философия Гроция как способ обоснования правового эклектизма. Естественное право (jus naturale), «право народов» (jus gentium) и суверенное государство. Политический абсолютизм и общественный договор.