Понятие истории и философии науки

Планы семинарских занятий

Занятие 1.

Тема: «Наука: понятие, специфика, рефлексия» (4 ч.)

Понятие истории и философии науки

Литература:

1. Кузнецова Н.И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне ХХ столетия // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. С. 100-109. или в Кн.: Философия науки. Вып. 4., М.,1998, с. 61-72.

2. Кузнецова Н.И., Розов М.А. История науки на распутье. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. с.110- 130. или в кн.: Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1. с.3-18.

3. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Предмет философии науки. // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.3.. Новосибирск, 2004 г с.130-180. Либо. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. с.3-13, 114-162.

Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.

Литература:

1. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.

2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Вернадский В.И. О Науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

4. Ильин В.В. Критерии научности знания М.,1989.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.,1985.

6. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии 2003, № 12.

7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998

8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методологи. М.. 1998.

Наука, антинаука, лженаука.

Литература:

1. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М., 2001.

2. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

3. Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

4. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001, № 6

5. Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.

6. Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.

Занятие 2

Тема: «Проблема развития науки в философии» (4 ч.)

Внутренние и внешние факторы развития науки

Литература:

1.Гейзенберг В. Традиции в науке Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск,

2. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кузнецов В.Г. Идеалы современной науки. М., 1983. гл. 1-3.

5. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996

6. Социокультурный контекст науки, М., 1998

Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера

Литература:

1. Кун Т. Логика открытия или психология исследовании? Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». Ч.1. Новосибирск, 2004 г. Либо. Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

2. Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». Ч.2. Новосибирск, 2004 г. Либо. Философия науки. Вып. 3.., М.,1997.

Природа и сущность научных революций.

Литература:

1. Гейзенберг В. Традиции в науке Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г с. 33-45. Либо: Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 226-240.

2. Кун Т. Структура научных революций. М.. 1975. гл3-5, 9, 10

3. Научные революции в динамике культуры _/ под ред. В.С. Стёпина Минск, 1987.

4. Традиции и революции в истории науки. М.. 1991.

5. Тулмин С. Выдерживает ли критику различие нормальной и революционной науки?! Философия науки. Вып.5., М.,1999.

Занятие 3

Тема: «Актуальные проблемы философии науки» (4 ч.)

Специфика современной науки. Проблема границ науки.

Литература:

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

2. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб, 2000.

3. Маркова Л.А. Конец века – конец науки?

4. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001.

5. Сытых О.Л. Актуальные проблемы современной науки // Образование и социальное развитие региона. 2003, № 1.2.

6. Фролов И.Т. Филосояия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии 1995, № 7.

7. Хорган Дж. Конец науки. СПб, 2001.

8. Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2004, № 6.

Редукционизм, его возможности и границы.

Литература:

1. Абрамова Н.Т. Границы редукционизма и проблема сохранения разнообразия // Философия науки. Вып. 4. С. 183-191.

2. Розов М.А. О двух аспектах проблемы редукционизма // Философия науки. Ч. 2. Новосибирск, 2004.

Занятие 4.

Занятие 5.

Тема: «Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности» (4 ч.)

Занятие 6.

Занятие 7.

Планы семинарских занятий

Занятие 1.

Тема: «Наука: понятие, специфика, рефлексия» (4 ч.)

Понятие истории и философии науки

Литература:

1. Кузнецова Н.И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне ХХ столетия // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. С. 100-109. или в Кн.: Философия науки. Вып. 4., М.,1998, с. 61-72.

2. Кузнецова Н.И., Розов М.А. История науки на распутье. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. с.110- 130. или в кн.: Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1. с.3-18.

3. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Предмет философии науки. // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.3.. Новосибирск, 2004 г с.130-180. Либо. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. с.3-13, 114-162.

Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.

Литература:

1. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.

2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Вернадский В.И. О Науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

4. Ильин В.В. Критерии научности знания М.,1989.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.,1985.

6. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии 2003, № 12.

7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998

8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методологи. М.. 1998.

Наука, антинаука, лженаука.

Литература:

1. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М., 2001.

2. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

3. Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

4. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001, № 6

5. Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.

6. Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.

Занятие 2

Наши рекомендации