Раздел 3. Тема 1. Государство и право.
Государство и система международного права.
Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6
Вопросы для самопроверки
1. Проблема происхождения государства.
2. Дискуссии по поводу соотношения государства и права.
3. Концепции правового государства.
4. Национальные государства и процессы глобализации.
5. Обсуждение статуса и роли международного права в философии права.
Примерные темы эссе, рефератов, докладов
1. Мой взгляд на проблему происхождения государства.
2. Плюсы и минусы «договорной теории» государства.
3. Развитие представлений о правовом государстве.
4. Приведет ли глобализация к «смерти» национальных государств?
5. Международное и государственное право: проблемы соотношения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие существуют взгляды на проблему происхождения государства? Какой из них вы больше всего поддерживаете? Почему?
2. Какую позицию вы больше поддерживаете – утверждающую приоритет права над государством или приоритет государства над правом? Выделите главные достоинства и недостатки этих позиций.
3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о правовом государстве. Почему понятие правового государства оказалось тесно связано с принципом разделения властей?
4. С какими новыми вызовами сталкиваются национальные государства в эпоху глобализации?
5. Что отличает международное право от государственного? Какие главные проблемы с этим связаны?
Раздел 3. Тема 2. Государство и общество. Государство и личность.
Литература: О-1, О-2,О-3, Д-1, Д-2, Д-5, Д-5
Вопросы для самопроверки
1. Эволюция представлений о взаимоотношениях государства и общества.
2. Концепция Э. де Ясаи: государство как субъект, стремящийся к максимизации властных полномочий.
3. Модели «минимального государства» и «государства всеобщего благосостояния» и их переосмысление в условиях глобализации.
4. Конфликты между личностью и государством и пути их преодоления.
5. Концепции гражданского общества в философии права.
Примерные темы эссе, рефератов, докладов
1. Философско-правовой анализ книги Э. де Ясаи «Государство».
2. Модель «минимального государства»: плюсы и минусы.
3. Модель «государства всеобщего благосостояния»: плюсы и минусы.
4. Конфликты между личностью и государством в российской истории.
5. Эволюция представлений о гражданском обществе.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Можно ли сказать, что развитие представлений о взаимоотношениях государства и общество шло по пути все большего осознания противоречий между ними? Свой ответ обоснуйте.
2. Согласны ли вы с идеями Э. де Ясаи? Аргументируйте ваш ответ.
3. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «минимального государства»?
4. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «государства всеобщего благосостояния»?
5. Что понимали под гражданским обществом различные философы права? Какова, с вашей точки зрения, роль государства в формировании гражданского общества?
Раздел 3. Тема 3. Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка.
Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-5
Вопросы для самопроверки
1. Понятия общественной и правовой практики.
2. Оценка и методы повышения эффективности права.
3. Важнейшие концепции правоприменения (Г. Харт, Р. Дворкин).
4. Практические проблемы правоприменительной деятельности в России.
5. Категория правопорядка. Законность и правопорядок.
Примерные темы эссе, рефератов, докладов
1. Почему право в ряде случаев не «работает»? Как повысить эффективность права?
2. Учет общественной практики в законотворчестве.
3. Как заполнить пробелы в праве в процессе правоприменения?
4. Оправдан ли судебный прецедент как источник права?
5. Как повысить качество правоприменительной деятельности в России?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие пути решения конфликта между нормативно-правовой базой и поведением субъектов вы могли бы выделить?
2. Приведите примеры конструктивного и деструктивного, стимулирующего и тормозящего влияния права на общественную практику.
3. Охарактеризуйте главные положения концепций правоприменения Г. Харта и Р. Дворкина. С чем вы согласны, а с чем – нет? Аргументируйте свой ответ.
4. Какие существуют главные практические проблемы правоприменительной деятельности в современной России? Какие пути их решения вы предлагаете?
5. Выделите существенные признаки категорий законности и правопорядка. В чем их сходства, а в чем – различия?
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
В рамках изучения дисциплины «Философия права» для чтения лекций, проведения практических занятий используются проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочих места, а также различные раздаточные материалы (статьи, таблицы), и необходимое для работы программное обеспечение (Microsoft Office, Google Chrome и др.)
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием часов и видов занятий)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Контактные часы | Самостоятельная работа | Формы текущего/ рубежного контроля | ||||||||
Аудиторные часы | Часы в электронной форме обучения | формы | часы | |||||||||
Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора-торные работы | Всего ауд. | в том числе интерактивные | ||||||||
формы | часы | лекции | практи- ческие занятия | |||||||||
Раздел 1. Тема 1. Философия права, ее предмет, функции, структура и методология. | И.л. | Лит. | Письменный опрос. Пписьменный опрос | |||||||||
Раздел 1. Тема 2. История философско-правовых учений. | Г.д., Э | Лит., индивид. задание | Защита индивидуального задания, докладов | |||||||||
Раздел 2. Тема 1. Правовая онтология. | Г.д., Э, проект | Лит., д/з | Устный опрос. Письменный опрос | |||||||||
Раздел 2. Тема 2. Правовая гносеология. | Г.д. Э, Проект,Кс | Лит., д/з | Устный опрос | |||||||||
Раздел 2. Тема 3. Правовая аксиология. | Г.д. П, Кс, Э | 0,5 | Лит., д/з | Устный опрос, защита проектов | ||||||||
Раздел 2. Тема 4. Правовая антропология. | Г.д. проект | 0,5 | Лит., д/з | Письменный опрос | ||||||||
Раздел 3. Тема 1. Государство и право. Государство и система международного права. | Э. П. | Лит., д/з, э. | Устный опрос, эссе, тестирование Защита докладов, проектов | |||||||||
Раздел 3. Тема 2. Государство и общество. Государство и личность. | К.с. П. | Лит., д/з, подготовка к К.с. | Устный опрос,защита проектов | |||||||||
Раздел 3. Тема 3. Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка. | К.с. П. | Лит., д/з, подготовка к К.с., подготовка к контрольной работе | Контрольная работа, защита проектов | |||||||||
Итого: | ||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||
Всего по дисциплине |
Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:
№ п/п | Сокращение | Вид работы |
1. | д/з | Письменные и устные домашние задания |
2. | Лит. | Работа с литературой |
3. | К.с. | Круглый стол |
4. | Г.д. | Групповая дискуссия |
5. | Э | Обсуждение подготовленных эссе, докладов, презентаций |
6. | И.л. | Интерактивная лекция |
7. | П. | Проекты |
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]
Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».
(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
(см. таблицу раздела II)