Раздел 3. Тема 1. Государство и право.

Государство и система международного права.

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6

Вопросы для самопроверки

1. Проблема происхождения государства.

2. Дискуссии по поводу соотношения государства и права.

3. Концепции правового государства.

4. Национальные государства и процессы глобализации.

5. Обсуждение статуса и роли международного права в философии права.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Мой взгляд на проблему происхождения государства.

2. Плюсы и минусы «договорной теории» государства.

3. Развитие представлений о правовом государстве.

4. Приведет ли глобализация к «смерти» национальных государств?

5. Международное и государственное право: проблемы соотношения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие существуют взгляды на проблему происхождения государства? Какой из них вы больше всего поддерживаете? Почему?

2. Какую позицию вы больше поддерживаете – утверждающую приоритет права над государством или приоритет государства над правом? Выделите главные достоинства и недостатки этих позиций.

3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о правовом государстве. Почему понятие правового государства оказалось тесно связано с принципом разделения властей?

4. С какими новыми вызовами сталкиваются национальные государства в эпоху глобализации?

5. Что отличает международное право от государственного? Какие главные проблемы с этим связаны?

Раздел 3. Тема 2. Государство и общество. Государство и личность.

Литература: О-1, О-2,О-3, Д-1, Д-2, Д-5, Д-5

Вопросы для самопроверки

1. Эволюция представлений о взаимоотношениях государства и общества.

2. Концепция Э. де Ясаи: государство как субъект, стремящийся к максимизации властных полномочий.

3. Модели «минимального государства» и «государства всеобщего благосостояния» и их переосмысление в условиях глобализации.

4. Конфликты между личностью и государством и пути их преодоления.

5. Концепции гражданского общества в философии права.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Философско-правовой анализ книги Э. де Ясаи «Государство».

2. Модель «минимального государства»: плюсы и минусы.

3. Модель «государства всеобщего благосостояния»: плюсы и минусы.

4. Конфликты между личностью и государством в российской истории.

5. Эволюция представлений о гражданском обществе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Можно ли сказать, что развитие представлений о взаимоотношениях государства и общество шло по пути все большего осознания противоречий между ними? Свой ответ обоснуйте.

2. Согласны ли вы с идеями Э. де Ясаи? Аргументируйте ваш ответ.

3. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «минимального государства»?

4. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «государства всеобщего благосостояния»?

5. Что понимали под гражданским обществом различные философы права? Какова, с вашей точки зрения, роль государства в формировании гражданского общества?

Раздел 3. Тема 3. Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка.

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-5

Вопросы для самопроверки

1. Понятия общественной и правовой практики.

2. Оценка и методы повышения эффективности права.

3. Важнейшие концепции правоприменения (Г. Харт, Р. Дворкин).

4. Практические проблемы правоприменительной деятельности в России.

5. Категория правопорядка. Законность и правопорядок.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Почему право в ряде случаев не «работает»? Как повысить эффективность права?

2. Учет общественной практики в законотворчестве.

3. Как заполнить пробелы в праве в процессе правоприменения?

4. Оправдан ли судебный прецедент как источник права?

5. Как повысить качество правоприменительной деятельности в России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие пути решения конфликта между нормативно-правовой базой и поведением субъектов вы могли бы выделить?

2. Приведите примеры конструктивного и деструктивного, стимулирующего и тормозящего влияния права на общественную практику.

3. Охарактеризуйте главные положения концепций правоприменения Г. Харта и Р. Дворкина. С чем вы согласны, а с чем – нет? Аргументируйте свой ответ.

4. Какие существуют главные практические проблемы правоприменительной деятельности в современной России? Какие пути их решения вы предлагаете?

5. Выделите существенные признаки категорий законности и правопорядка. В чем их сходства, а в чем – различия?

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

В рамках изучения дисциплины «Философия права» для чтения лекций, проведения практических занятий используются проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочих места, а также различные раздаточные материалы (статьи, таблицы), и необходимое для работы программное обеспечение (Microsoft Office, Google Chrome и др.)

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием часов и видов занятий)

№ п/п Наименование разделов и тем Контактные часы Самостоятельная работа Формы текущего/ рубежного контроля
Аудиторные часы Часы в электронной форме обучения формы часы
Лекции Практи- ческие занятия Лабора-торные работы Всего ауд. в том числе интерактивные
формы часы лекции практи- ческие занятия
Раздел 1. Тема 1. Философия права, ее предмет, функции, структура и методология. И.л. Лит. Письменный опрос.   Пписьменный опрос
Раздел 1. Тема 2. История философско-правовых учений. Г.д., Э Лит., индивид. задание Защита индивидуального задания, докладов
Раздел 2. Тема 1. Правовая онтология. Г.д., Э, проект Лит., д/з Устный опрос. Письменный опрос
Раздел 2. Тема 2. Правовая гносеология. Г.д. Э, Проект,Кс Лит., д/з Устный опрос
Раздел 2. Тема 3. Правовая аксиология. Г.д. П, Кс, Э 0,5 Лит., д/з Устный опрос, защита проектов
Раздел 2. Тема 4. Правовая антропология. Г.д. проект 0,5 Лит., д/з Письменный опрос
Раздел 3. Тема 1. Государство и право. Государство и система международного права. Э. П. Лит., д/з, э. Устный опрос, эссе, тестирование Защита докладов, проектов
Раздел 3. Тема 2. Государство и общество. Государство и личность. К.с. П. Лит., д/з, подготовка к К.с. Устный опрос,защита проектов
Раздел 3. Тема 3. Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка. К.с. П. Лит., д/з, подготовка к К.с., подготовка к контрольной работе Контрольная работа, защита проектов
Итого:      
                    Экзамен
Всего по дисциплине      

Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:

№ п/п Сокращение Вид работы
1. д/з Письменные и устные домашние задания
2. Лит. Работа с литературой
3. К.с. Круглый стол
4. Г.д. Групповая дискуссия
5. Э Обсуждение подготовленных эссе, докладов, презентаций
6. И.л. Интерактивная лекция
7. П. Проекты

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

(см. таблицу раздела II)

Наши рекомендации

Число: 2129