Слайд № 4 - Теодорих Великий
Их король — Теодорих был сыном знатного вельможи из племени остготов, то есть восточных готов. Отец Теодориха Теодомир всю жизнь провел в войнах: командовал готским флотом в Испании, воевал с арабами и даже основал свое королевство, которое после его смерти захватили арабы.
Теодорих родился в Паннонии[1], когда готы, разграбив эту бывшую римскую провинцию, обосновались в ней и пытались захватить Константинополь. Потерпев поражение, они заключили мир с константинопольским императором, который потребовал от них заложников — детей готских вельмож. Их присутствие в Константинополе гарантировало, что готы прекратят свои разорительные набеги. Одним из заложников стал Теодорих. Десять лет он провел заложником в Константинополе и на всю жизнь проникся почтением к культуре римлян и греков. Он высоко ценил государственное устройство империи — её законы, организацию военного дела, управление.
После смерти отца Теодорих был провозглашен королем остготов. Теодорих решил объединить всех готов в единое великое государство, завоевать Константинополь и возродить могущество ослабевшей империи. Его отношения с императором Восточной Римской империей были неутешительны: ненадежный мир сменялся мелкими войнами, не приводившими ни к какому результату.
Византийский император Зенон боялся Теодориха, всячески задабривал его. В конце концов, Зенон нашел способ избавиться от чересчур могущественного и беспокойного варвара. Император предложил Теодориху идти с его племенем завоевывать Италию. Зенон хотел добиться двух целей: и Италию руками Теодориха вновь вернуть во власть империи, и остготов отправить подальше от Константинополя. Он решил направить силы одного варвара против другого — Теодориха против Одоакра, который к этому времени возомнил себя независимым правителем: чеканил монеты со своим изображением и грабил соседние области, входившие в состав Византии.
Слайд № 5 - Остготы — новые хозяева Италии
И Теодорих повел свой народ в Италию. Готы шли с женами и детьми, на повозках везли весь свой скарб. Огромные толпы людей, почти четверть миллиона, перевалили через Альпы.
Он дважды разгромил войска Одоакра и заставил его бежать в город Равенну, окруженный неприступными стенами.
Теодорих три года осаждал неприступную Равенну, где укрывался сам Одоакр. В конце концов Теодорих и Одоакр договорились, что разделят власть между собой и будут управлять Италией вместе. Но всего через несколько дней в феврале 493 г. Теодорих на пиру убил «соправителя» и велел уничтожить всех его сторонников.
Слайд № 6 - Италия при Теодорихе.
Так на севере Италии возникло королевство остготов во главе с Теодорихом.
То, что не удалось осуществить Одоакру при посредстве небольшой и разноплеменной воинской силы, удалось привести в исполнение Теодориху, который опирался на надежную силу значительной и однородной массы своего народа. В течение его 33-летнего (493–526) правления Италия успела отдохнуть и оправиться.
На несколько десятилетий на измученной нашествиями земле воцарился мир и порядок. После многих набегов, долгих лет разрухи, грабежей и беспорядков Италии вздохнула под властью мудрого и сильного правителя.
Прежде всего Теодорих вновь объединил под своим владычеством весь Апеннинский полуостров и прилегающие к нему острова, уступленные ему вандалами, и вернулся во внешней политике к давним приемам Римской республики: Рим старался отовсюду защитить открытую для нападения Италию, заняв подступы к стране и оккупировав ближайшие побережья. Такая политика увенчалась успехом: он распространил свое владычество на восток на Истрию, в 510 г. на юго-восточную Галлию (древнеримскую провинцию) с запада, на северо-востоке — до Дуная.
Морские разбои вандалов он обуздал, выстроив для борьбы с ними тысячу мелких судов.
С восточно-римским двором он умел ладить: на монетах приказал чеканить изображение императора, на всех публичных надписях выставлял имя императора первым, а свое ставил позади; в письменных отношениях с восточно-римским двором держался тех приниженных форм, которым там придавали большое значение. В Константинополе, где в 491 г. Анастасий наследовал Зенону, поневоле переносили то, чего нельзя было изменить, и только с 518 г., с воцарения Юстина, отношения к Италии поколебались, и в вину италийскому королю Теодориху было поставлено, что он варвар и принадлежит к арианству.
Но значение Теодориха в германском мире было очень велико, и мощный образ победителя при Вероне недаром сохранился в народной памяти, в произведениях народной поэзии. И действительно, Теодорих всеми силами старался поддерживать мирную связь с соседними германскими народами на основах существующего порядка, удержав за собой при этом владычество над центральной страной — Италией, упрочивая его политическими брачными союзами. Он выдал своих дочерей замуж за бургундских и вестготских князей; сам избрал в жены дочь опаснейшего из германских вождей, франкского короля Хлодовеха (Хлодвига), беспокойного честолюбца, стремившегося к единоличному владению всей Галлией, которому Теодорих воспрепятствовал слишком беспощадно воспользоваться плодами его победы (507 г.) над союзом вестготских племен.
Слайд № 7 - Монета Теодориха Великого с его изображением
Теодорих вел себя не как завоеватель, а как правитель и готов, и римлян. Он хотел, чтобы готы и римляне стали единым народом. При Теодорихе Италия превратилась в самое могущественное королевство Европы.
Италия в течение всего правления Теодориха наслаждалась благами прочного мира и сильной правительственной власти, которая, руководствуясь законами, проявлялась разумно и мягко.
Слайд № 8
В отличие от многих других варварских королей, Теодорих понимал: чтобы королевство его было прочным, надо научить пришельцев-готов и куда более многочисленных римлян жить в мире друг с другом. Поэтому он приблизил к себе многих знатных, влиятельных римлян, выказывал почтение римскому сенату. Теодорих сохранил многие римские государственные учреждения (римский сенат и суд), подтвердил все старые законы, все официальные бумаги и при нем писались по-латыни. К своим соплеменникам он обращался с призывом: «Римляне — соседи вам по владениям, так пусть их с вами объединяет любовь!»
Готы заняли в Италии приблизительно такое же положение, какое некогда занимали спартиаты в древней Лаконии, — положение воинской аристократии. На выделенных им участках они жили, руководствуясь народным правом, а коренное народонаселение жило по своим римским законам, которые Теодорих полностью признавал.
Для римлян введение значительного количества свежих и сильных поселенцев стало великим благом, под их защитой романское население всюду могло заниматься мирной трудовой деятельностью, поскольку они одни имели право носить оружие и не только сохранили, но даже усовершенствовали свою военную организацию. Торговля и промышленность ожили вновь; безопасность всюду была образцовая: каждый мог проезжать из конца в конец страны и перевозить свое имущество без малейшего страха, беспрепятственно въезжать в города, ворота которых были день и ночь открыты..
Споры и тяжбы между готами и римлянами улаживал готский граф при помощи римского юриста, и общественные отношения, установившиеся между двумя народностями, прекрасно рисуются в поговорке того времени, которую приписывают Теодориху: «Знатный гот охотно принимает на себя роль римлянина, а бедный римлянин весьма охотно прикидывается готом».
Но действительного слияния или хотя бы сближения этих элементов не было. Италийцы, обладавшие тысячелетней высоко развитой культурой, ненавидели и презирали своих победителей, которым вынуждены были подчиняться.
Однако самым важным препятствием к сближению служила религия. Христианство готов представлялось италийцам «арианской ересью», верованьем необразованного, бедного и простого народа и притом формой религии, которая не давала простора влиянию священнослужителей. По сравнению с этой формой христианство римлян представлялось глубоко и тонко обдуманной, догматически развитой религией, в самом широком значении этого слова, и великолепное, торжественное служение римской церкви, несомненно, производило сильное впечатление на германских завоевателей.
Теодорих отличался веротерпимостью и в высшей степени снисходительно относился к чувствам покоренных им италийцев.
Земли при нем раздавали и германцам, и итальянским крестьянам. Теодорих приказал осушать болота, строить новые гавани.
Он был восхищен городом Римом и выделил деньги из казны на восстановление зданий, обветшавших за последние десятилетия беспрерывных смут.
Слайды № 9-10 - Дворец Теодориха в Равенне
Отстраивались и другие римские города, особенно столица Теодориха — Равенна.
Слайд № 11
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне. Построена в 504 году королем остроготов Теодором Великим.
Слайд № 12 - Теодорих
— Можем мы, благодаря милости Божией, всё, но считаем, что нам подобает лишь достойное похвалы,— говорил он.
Теодорих окружил себя знатными римлянами. Сам он не умел ни читать, ни писать, но очень любил ученых и писателей. Его секретарем был знаменитый философ Боэций.
Самым известным из них был Северин Боэций.
Слайд № 13 - С.Б. - «последний римлянин» - эти слова принадлежат Прокопию Кесарийскому
2. «Последний римлянин» - Боэций Аниций Манлий Торкват Северин(род. ок. 480 г. в Риме, ум. в 524 г. в Павии: казнён по ложному обвинению).
Аниций Манлий Северин Боэций (ок. 480-526) родился в патрицианской семье. Он учился в Риме, а также, возможно, в Афинах и Александрии. Он был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того, Боэций стал широко известным философом, писателем, автором учебников по музыке, арифметике, логике, переводчиком сочинений греческих мыслителей на латынь. Благодаря его переводам в Европе сохранились труды греческих философов, в том числе и Аристотеля. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет! Творчество Боэция стало как бы завещанием угасающей античной культуры.
Теодорих сначала чрезвычайно ценил Боэция не только как философа, но и как политика, доверял ему важнейшие посты в королевстве. В 510 году он становится римским консулом при дворе короля Теодориха, а также участвует в примирении готского королевства с Византией. Некоторое время Боэций исполнял обязанности начальника канцелярии у Теодориха. В последние несколько лет жизни Боэций был, как мы бы сказали, первым министром короля. Боэций активно участвовал в решении вопросов войны и мира, писал указы, которые скреплялись подписью короля, распределял денежные средства и урожаи, принимал посольства. Он был хорошим государственным деятелем, но настоящим смыслом его жизни были поиски истины, занятия философией и другими науками. Он хотел донести до современников и потомков смысл учений других философов, о которых уже стали забывать в условиях постоянных войн и разрухи.
При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась. Рядовые готы не понимали, почему они должны считаться с жителями завоеванной ими страны, как этого хотел их король. И среди римлян хватало недовольных тем, что в Италии хозяйничают германцы, что бывшие граждане империи, покорившей чуть ли не весь мир, теперь лишены права носить оружие. Одни с тоской грезили о славе Рима, о доблести его легионов, другие надеялись на то, что византийский император вспомнит об Италии и освободит ее от владычества варваров. Недоверие, подозрительность между готами и римлянами со временем не ослабевали, а усиливались, и разница в вере сыграла тут далеко не последнюю роль. Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян.
Слайд № 14 В 524 году Боэция также обвиняют в заговоре и заключают в тюрьму. После длительного заключения Боэций был казнен, не дожив до 50 лет.
Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией».
Слайд № 15 В этом трактате Боэций утверждал, что настоящее счастье заключается в доброте, зло и есть несчастье, и злой человек всегда несчастен, какими бы богатствами и властью он ни обладал.
Содержание книги: в тюрьму к Боэцию словно бы явилась сама Философия, которой он был предан всю жизнь, в виде прекрасной и величественной женщины. Она беседует с Боэцием о жизни и смерти, о справедливости и удаче, о том, правит ли миром зло или все же добро сильнее... И в этих долгих разговорах отчаяние и обида уступают в душе Боэция место спокойствию и мужеству... Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...
Здесь - работа с документом «Из «Утешения философией» Северина Боэция
Трактат пережил века и долгое время оставался самым известным философским сочинением в Европе. Популярность этого произведения в средние века была такова, что в XII-XIII веках его можно было обнаружить не только в крупных, но даже в провинциальных библиотеках Европы.
А Теодорих, хоть и получил прозвище Великий, сейчас мало кому известен. Ему удалось осуществить свой замысел — на время возродить блеск и славу Рима, но его государство просуществовало недолго.
Слайд № - 16