Творчество Н.Г. Чернышевского
Основные вехи биографии. Философские и социально-политические взгляды Чернышевского. Борьба с “романтическим” идеализмом, естественно-научный и “материалистический” образ действительности в философии (статья “Антропологический принцип в философии”) и эстетике (диссертация “Эстетические отношения искусства к действительности”). Полемика с Герценом об отношении к крестьянской реформе и реформаторской деятельности Александра II. Надежды на крестьянскую революцию (прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”), вера в социалистический идеал.
Чернышевский как литературный критик. Принципы “реальной критики” Чернышевского. Борьба с идеями “эстетической” и “органической” критики. “Эзопов язык” Чернышевского-критика.
Роман “Что делать?”. История создания и публикации. Темы, проблемы. идеи. Сущность теории “разумного эгоизма” и ее философские источники. Идеи эмансипации женщины и их отражение в романе. Преломление в романе экономических и футурологических идей социалистических учений. Своеобразие композиции, поэтика. Библейские мотивы, образы, их переосмысление в романе.
Роман “Пролог”. Эпоха, изображенная в произведении. Смысл названия. Исторические прототипы героев. Автобиографические элементы в образе Волгина. Круг основных проблем романа, особенности поэтики.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Основные вехи биографии.
Цикл “Губернские очерки”, обличение типов и образа жизни помещиков и чиновников николаевской эпохи, прием “сгущения красок”, элементы гротескной образности, народная тема в цикле, славянофильский пафос и фольклорная стилистика в изображении народной Среды.
Салтыков-Щедрин - редактор журнала “Отечественные записки”. Роман-хроника “История одного города”. Сатирическая направленность книги. Образная система, проблематика, идеи. Тема “конца истории” в финале романа, символический характер и философский смысл образа апокалипсического смерча “оно”. Различные трактовки образа в литературоведении. Многообразие сатирических и комических форм и приемов в романе. гротеск. фантастика, иронические тропы, языковое мастерство.
Роман “Господа Головлевы”. Проблематика, система образов, мастерство анализа крепостнического уклада жизни и его порождений. Три поколения Головлевых. Иудушка - “вечный тип” мировой литературы. Мотив духовного пробуждения героя, его христианская огласовка и место в идейном целом произведения. “Господа Головлевы” в ряду других семейных романов русской литературы ХIХ века. Жанровое своеобразие романа, стилистика физиологического очерка в портретных и пейзажных описаниях.
“Сказки для детей изрядного возраста”. Сквозные темы и узловые проблемы сказочного цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, моралистичность, языковой комизм, традиция жанров басни, притчи и народной сказки.
Литература 1870-х годов. Общая характеристика
70-е годы в общественно-политической и культурной жизни России. Изменение уклада русской жизни. Состояние общественной мысли. Успехи естественных наук, состояние филологии, истории, просвещения.
Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Судьба жанра романа в 1870-е годы, его разновидности. Развитие малых жанров. Взаимодействие жанров в литературе 1870-х годов.
Проблема изображения жизни народа в литературе 1870-х годов. Народническое движение, причины его возникновения, противоречия. Идеологи народнического движения (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев). Народническая литература, ее связь с народническим движением. “Социологические” тенденции в народнической литературе, принципы изучения и изображения жизни народа (документальность, кропотливость, публицистичность, роль автора-повествователя, внимание к народной речи, жанровые формы, роль художественно-публицистического очерка, принципы циклизации очерков).
Писатели охранительного направления. “Вторая волна” антинигилистического романа. Роль “Русского вестника” в судьбах антинигилистической литературы. Вс. Крестовский (“Кровавый пуф”), Н.С. Лесков (“На ножах”), Б. Маркевич (“Марина из Алого Рога”). Антинигилистические тенденции в романе Достоевского “Бесы”. Поэтика антинигилистического романа, ценности, противопоставляемые нигилизму (семья, полезный труд, любовь, вера, человеческое достоинство). Концепция человека в антинигилистическом романе.
Идейные и эстетические течения в критике: народническая, революционно-демократическая, славянофильская и охранительная (Н. Михайловский, П. Ткачев, Н.Шелгунов, Н. Щедрин, И. Аксаков, М. Катков, А. Суворин).