Проблемы современного информационно-технического общества

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным. Эти дефиниции относятся в основном к западной и японской цивилизации, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь — рост значения информации в жизни общества в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики, как науке об управлении и связи в животном и машине резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить производство.

Для философского анализа главное в данном процессе — то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношение с природой и техникой. Чаще всего это определяют как появление информационного общества и информационного человека, своеобразного коллективного интеллекта обитателей планеты. В то же время, рядом современных мыслителей высказывается обеспокоенность нынешним положением, главным врагом человечества. Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, называя среди них перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением, научное доктринерство, в частности, бихевиористскую доктрину, ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники — создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации — жизнь человека, в основном, не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, все более и более маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых и политиков.

Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы, самой надежной, космической техники и т.п., заставляет еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Не зря, практически во всех современных цивилизациях, набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.

Сторонники фундаментализма готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный по их представлениям на основе тоталитарной идеологии. Парадокс этого явления состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира: демократию, либерализм, автономию личности и т.д., фундаменталисты охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические достижения компьютерной революции.

Когда-то одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна спросили: чем будут сражаться люди в третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Еще в 1915 г. другой выдающийся мыслитель и гуманист Альберт Швейцер сформулировал этический принцип «благоговения перед жизнью», значение которого не только не уменьшилось на рубеже XX — XXI вв., но и колоссально возросло. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений.

Вспоминаются знаменитые слова основоположника протестантизма Мартина Лютера, произнесенные, как гласит предание, в ответ на вопрос, что бы он стал делать, если бы узнал, что завтра наступит конец света. «Я,- сказал он, — посадил бы у себя в саду дерево».

При всех успехах науки, техники, технологии — главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «общество»?

2. Что означает «социо» в переводе на русский язык?

3. В чем заключается особенность натуралистического подхода к объяснению общества?

4. Кто из философов и ученых разделял натуралистический подход к объяснению общества?

5. В чем сущность идеократического подхода к пониманию общества?

6. В чем смысл реляционного подхода к объяснению общества?

7. Кому принадлежит выражение "человек человеку волк", характеризующее естественное состояние общества?

8. Кто из мыслителей рассматривал общество как социальный организм, основу которого составляет общественное бытие людей, определяемое способом производства материальных благ?

9. Что понимается под социальной системой?

10. В чем заключаются принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества?

11. Каковы основные источники саморазвития общества?

12. Какие выделяют ведущие мотивы и стимулы трудовой деятельности человека?

13. Что такое социальная структура общества?

14. Какие существуют основные типы социальных структур общества?

15. Перечислите основные исторические типы этнических общностей.

16. Что общего и специфического у рода и племени как этнической формы общности в доклассовом обществе?

17. Что такое народность и каковы ее основные признаки?

18. Какими признаками характеризуется нация?

19. Какие демографические факторы заметно влияют на экономику?

20. Какое влияние оказывает миграционная подвижность населения на экономику?

21. Каков характер демографических законов: биологический или социальный?

22. Кому принадлежит формулировка «вечного закона народонаселения»?

23. Что представляет собой поселенческая структура общества?

24. Какие существуют основные концепции возникновения городов?

25. Что такое урбанизация?

26. К каким негативным последствиям ведет урбанизация?

27. Что означает термин «рурализация» и насколько этот процесс определяет изменения в структуре современного общества?

28. Когда возникло учение об общественных классах?

29. Каковы основные причины возникновения социальных классов?

30. Какие четыре основных признака называет В.И. Ленин в работе «Великий почин», давая наиболее полное в марксистской литературе определение классов?

31. Какие классы в обществе называются основными и неосновными?

32. Какие классы, согласно социально-классовому подходу, существуют в современном обществе?

33. В чем сущность социальной стратификации?

34. В чем отличие сословий от каст?

35. Дайте определение законов общественного развития.

36. В чем заключается специфика законов общества в сравнении с законами природы?

37. Какова роль в развитии общества случайностей?

38. В чем проявляется действие объективного фактора в истории?

39. Что составляет сущность субъективного фактора исторического развития общества?

40. Если история общества, используя выражение К. Маркса, «есть деятельность преследующего свои цели человека», а последний действует сознательно, то может ли человек в принципе исключить стихийное в развитии общества?

41. В чем сущность линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса, в чем их различие?

42. Когда возникает идея циклов исторического развития общества?

43. Назовите примеры применения линейной модели исторического процесса.

44. Какие сложились исторические типы общественно-экономических формаций.

45. В чем сущность социальной революции, и какие процессы в способе общественного производства ведут к ней?

46. В работах каких мыслителей XIX-XX вв. используется нелинейная (циклическая) модель развития общества?

47. Кто автор концепции культурно-исторических типов?

48. Как понимает соотношение культуры и цивилизации О. Шпенглер?

49. Что характерно для концепции локальных (местных) цивилизаций А.Дж. Тойнби?

50. В каком факторе видел путь спасения культуры и цивилизации П. Сорокин?

51. Кто явяляется сторонниками идеи общественного прогресса?

52. В какой исторический период общество переходит в стадию постиндустриализма?


Наши рекомендации