Специфика социально-гуманитарного познания
Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д. Но единство всех форм и видов познания не исключает и определенных внутренних различий между ними, выражающихся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание в социально-гуманитарной сфере.
Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной литературе. Существует две крайние (а значит ошибочные) позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариантах — физи-кализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др.; б) гума-нитаристика — абсолютизация специфики социально-гуманитарного познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точных наук». Но в принципе естествознание и гуманитарные науки — ветви одной науки как целого. По одному образному выражению, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Сказанное не означает, что между естество- и обществознанием нет различий и, что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой.
Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются прежде всего спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. Природа же не обладает подобными свойствами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех его формах и на всех стадиях – главный ориентир социально-гуманитарного познания.
В XX в. одно из ведущих мест в научном познании занимает системный подход – направление в методологии, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Система – совокупность элементов, или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя нечто целое. Предпосылкой формирования системного подхода явился переход к решению задач, связанных с освоением сложных, развивающихся объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру, т.е. сеть связей и отношений, которая остается относительно постоянной независимо от воздействий на систему. Человеческие сообщества и общество в целом представляют собой именно такого рода целенаправленные системы.
В общей форме процесс развития социально-гуманитарной системы можно представить состоящим из следующих стадий: а) формулировка цели; б) ее адаптация к средствам достижения; в) выделение альтернатив деятельности; в) их анализ; г) их оценка; д) выбор (принятие решения).
Соответствие логики познания процессу развития социально-гуманитарной системы – непременное условие в успешном решении познавательных задач в сфере гуманитарных наук.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные типы человеческой деятельности?
2. Как соотносятся практическая и духовная деятельность?
3. В контексте каких философских категорий описывается человеческая деятельность?
4. Как соотносятся между собой цели и средства человеческой деятельности?
5. Как соотносятся между собой цели, ценности, нормы и идеалы деятельности?
6. В какие формы выливается познание на чувственном уровне?
7. В какие формы выливается познание на рациональном уровне?
8. Почему практика – основа познания?
9. Каким образом связаны с практикой абстрактные сферы познания?
10. Что такое истина в ее классическом понимании?
11. Какая из сторон человеческого знания является объективной?
12. Что является критерием истинности наших знаний?
13. Может ли быть относительная истина одновременно абсолютной?
14. Может ли быть абсолютная истина одновременно относительной?
15. Какой принцип познания нарушается при утверждении о существовании положений, которые истинны сами по себе, всегда и везде?
16. Каковы основные признаки научности знания?
17. Каковы производные признаки научности знания?
18. Каковы основные элементы структуры научного исследования?
19. Каковы элементы структуры базового знания научного метода?
20. Что такое научный факт?
21. Каковы основные элементы структуры научной теории?
22. Каковы виды научных теорий с логической точки зрения?
23. Чем отличаются положения незавершенной научной теории от положений завершенной?
24. Каковы основные функции научной теории?
25. Что является источником возникновения новых проблем в науке?
26. Какое знание фиксируется с помощью гипотезы?
ЧАСТЬ IV