Без права передачи по наследству. С ее точки зрения, в резуль-
Тате широко распространенного скепсиса относительно позна-
Вательных возможностей человека для совр. понимания оказал-
Ся недоступен историч. характер сознания, обусловленный как
Социально-политич. состоянием общества, так и исторически
сложившимися представлениями: "все наши представления о
Реальности оказались производными от наших же многочислен-
ных систем репрезентации" (50, с. 187). Иными словами,
Постмодернистская мысль пришла к заключению, что все,
Принимаемое за действительность, на самом деле не что иное,
Как лишь представление о ней, зависящее к тому же от точки
Зрения, к-рую выбирает наблюдатель, и смена ее ведет к карди-
Нальному изменению самого представления. Т о., восприятие
человека объявляется обреченным на "мультиперспективизм"
На постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 283
Действительности, в своем мелькании не дающих возможности
Познать ее сущность — ее закономерности и основные призна-
Ки.
Отказ от историзма и детерминизма — самые характерные
признаки "постмодернистской эпистемы". Для таких ее теоре-
Тиков, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делез,
Р. Барт, при всем различии позиций, иногда весьма существен-
Ном, характерно общее представление о мире как о хаосе,
бессмысленном и непознаваемом, —как о "децентрированном
мире", по отношению к к-рому люди испытывают, по определе-
нию голл. критика X. Бертенса, "радикальное эпистемологиче-
ское и онтологическое сомнение" (46, с. 28).
В подчеркнутом педалировании "антиавторитарности" со-
Стоит суть полемич. высказываний многих теоретиков постмо-
Дернизма, выражающих его нигилистич. пафос. В этом собст-
Венно и заключается, по И. Хассану, гл. отличие постмодер-
низма от модернизма: "В то время, как модернизм — за ис-
Ключением дадаизма и сюрреализма — создавал свои собст-
Венные формы художественного авторитета именно потому, что
Центра больше нет (имеется в виду любой структурный прин-
Цип концептуальной организации мира — бог, логос, физич.
Законы — все то, что обосновывало представление об упорядо-
Ченности мироздания. — И. И.), постмодернизм развивался в
Сторону художественной анархии — в соответствии с глубин-
ным процессом распада мира вещей — или поп-искусства" (99,
С. 59). Если модернисты пытались как-то защитить себя от
Угрозы космич. хаоса в условиях абсолютной ненадежности
любого "центра" то постмодернисты приняли хаос как факт и
Практически живут, проникшись к нему определенным
"чувством интимностй" Подтверждение своей убежденности
Хассан видит в совр. научных релятивистских представлениях,
например, в "принципе неопределенности" В. Гей-
Зенберга из области физики и доказательстве неполноты (или
неразрешимости) "всех логических систем" К. Геделя. Речь
идет о так наз. "соотношении неопределенностей" Гейзенберга,
Выражающего специфич. связь в квантовой механике между
Импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их
Корпускулярно-волновой природой, и об известной теореме
Геделя о неразрешимости, т. е. о невозможности доказать
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ
Непротиворечивость формальной системы средствами самой
системы, в к-рой обязательно найдутся "неразрешимые пред-
ложения" недоказуемые и одновременно неопровержимые в
Рамках данной системы.
И. П. Ильин
БИБЛИОГРАФИЯ
Ко второй части
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр./
Сост. общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г К. — М., 1989. — 616
с.
Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в
Словесном художественном творчестве / / Бахтин М. М. Вопро-
Сы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71.
Вейман Р. История литературы и мифология. — М., 1975. —
С.
Галинская И. Л. Постструктурализм в оценке современной
Философско-эстетической мысли / / Зарубежное литературоведе-
Ние 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. — М.,
С. 205-217.
Герменевтика: История и современность. — М., 1985. — 3 0 3 с.
Гульельми А . Группа 63 / / Называть вещи своими именами. —
М., 1986. — С.185-194.
Гуссерль Э. Амстердамские доклады: Феноменологическая
Психология / / Логос. — М., 1992. — 3. — С.62-80.
Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тен-
Денции, проблемы. — М., 1984. — 359 с.