Без права передачи по наследству. С ее точки зрения, в резуль-

Тате широко распространенного скепсиса относительно позна-

Вательных возможностей человека для совр. понимания оказал-

Ся недоступен историч. характер сознания, обусловленный как

Социально-политич. состоянием общества, так и исторически

сложившимися представлениями: "все наши представления о

Реальности оказались производными от наших же многочислен-

ных систем репрезентации" (50, с. 187). Иными словами,

Постмодернистская мысль пришла к заключению, что все,

Принимаемое за действительность, на самом деле не что иное,

Как лишь представление о ней, зависящее к тому же от точки

Зрения, к-рую выбирает наблюдатель, и смена ее ведет к карди-

Нальному изменению самого представления. Т о., восприятие

человека объявляется обреченным на "мультиперспективизм"

На постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 283

Действительности, в своем мелькании не дающих возможности

Познать ее сущность — ее закономерности и основные призна-

Ки.

Отказ от историзма и детерминизма — самые характерные

признаки "постмодернистской эпистемы". Для таких ее теоре-

Тиков, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делез,

Р. Барт, при всем различии позиций, иногда весьма существен-

Ном, характерно общее представление о мире как о хаосе,

бессмысленном и непознаваемом, —как о "децентрированном

мире", по отношению к к-рому люди испытывают, по определе-

нию голл. критика X. Бертенса, "радикальное эпистемологиче-

ское и онтологическое сомнение" (46, с. 28).

В подчеркнутом педалировании "антиавторитарности" со-

Стоит суть полемич. высказываний многих теоретиков постмо-

Дернизма, выражающих его нигилистич. пафос. В этом собст-

Венно и заключается, по И. Хассану, гл. отличие постмодер-

низма от модернизма: "В то время, как модернизм — за ис-

Ключением дадаизма и сюрреализма — создавал свои собст-

Венные формы художественного авторитета именно потому, что

Центра больше нет (имеется в виду любой структурный прин-

Цип концептуальной организации мира — бог, логос, физич.

Законы — все то, что обосновывало представление об упорядо-

Ченности мироздания. — И. И.), постмодернизм развивался в

Сторону художественной анархии — в соответствии с глубин-

ным процессом распада мира вещей — или поп-искусства" (99,

С. 59). Если модернисты пытались как-то защитить себя от

Угрозы космич. хаоса в условиях абсолютной ненадежности

любого "центра" то постмодернисты приняли хаос как факт и

Практически живут, проникшись к нему определенным

"чувством интимностй" Подтверждение своей убежденности

Хассан видит в совр. научных релятивистских представлениях,

например, в "принципе неопределенности" В. Гей-

Зенберга из области физики и доказательстве неполноты (или

неразрешимости) "всех логических систем" К. Геделя. Речь

идет о так наз. "соотношении неопределенностей" Гейзенберга,

Выражающего специфич. связь в квантовой механике между

Импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их

Корпускулярно-волновой природой, и об известной теореме

Геделя о неразрешимости, т. е. о невозможности доказать

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ

Непротиворечивость формальной системы средствами самой

системы, в к-рой обязательно найдутся "неразрешимые пред-

ложения" недоказуемые и одновременно неопровержимые в

Рамках данной системы.

И. П. Ильин

БИБЛИОГРАФИЯ

Ко второй части

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр./

Сост. общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г К. — М., 1989. — 616

с.

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в

Словесном художественном творчестве / / Бахтин М. М. Вопро-

Сы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71.

Вейман Р. История литературы и мифология. — М., 1975. —

С.

Галинская И. Л. Постструктурализм в оценке современной

Философско-эстетической мысли / / Зарубежное литературоведе-

Ние 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. — М.,

С. 205-217.

Герменевтика: История и современность. — М., 1985. — 3 0 3 с.

Гульельми А . Группа 63 / / Называть вещи своими именами. —

М., 1986. — С.185-194.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады: Феноменологическая

Психология / / Логос. — М., 1992. — 3. — С.62-80.

Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тен-

Денции, проблемы. — М., 1984. — 359 с.

Наши рекомендации