Принципиально то, что пробуждаются те компоненты опыта, к
к-рым текст отсылает в наст, время. Так же как "новая крити-
ка" в русле "объективной парадигмы" призывает к тщатель-
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 281
ному прочтению текста, "субъективная критика" Блейха
Призывает к полному отклику на него.
Е. А. Цурганова
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ — англ.
EPISTEMOLOGICAL UNCERTAINTY — наиболее характерная
Мировоззренческая категория постмодернистского сознания. В
Работах теоретиков постмодернизма ее возникновение связы-
Вается с кризисом веры во все ранее существовавшие ценности
(так наз. "кризис авторитетов"), хотя на первое место в их
аргументации, как правило, выходит "крах" научного детерми-
Низма как основного принципа, на фундаменте к-рого естест-
Венные науки создавали картину мира, где безоговорочно
Царила идея всеобщей причинной материальной обусловленно-
Сти природных, общественных и психич. явлений. С отказом от
Принципа детерминизма связана и постоянная критика теорети-
Ками постмодернизма и постструктурализма традиций западно-
Европ. рационализма. В этом отношении они является продол-
жателями той "разоблачительной" критики всех феноменов
Общественного сознания как сознания буржуазного, которая
Была начата теоретиками Франкфуртской школы
(Т. В. Адорно, М. Хоркхаймер и В. Беньямином) и стреми-
Лась выявить сущностный, хотя и неявный иррационализм
Претендующих на безусловную рациональность философских
Построений и доказательств здравого смысла, лежащих в осно-
ве "легитимации" — самооправдания зап. культуры последних
Столетий.
Культурологич. (и худож.-литературный) аспект этой кри-
Тики был осуществлен в трудах М. Фуко и Ж. Дерриды. Так,
например, основная цель исследований Фуко — выявление
"исторического бессознательного" разл. эпох начиная с Возро-
Ждения и по X X в. включительно. Своего апогея этот дух
Познавательного скептицизма достиг у Дерриды и проявился в
Критике традиционных семиотич. концепций, доказывая нена-
Дежность любого способа знакового обозначения. С точки
зрения франц. ученого, все постулируемые наукой "законы и
правила" существования "мира вещей" на самом деле якобы
Отражают всего лишь желание человека во всем увидеть некую
"Истину" в действительности же это не что иное, как
"Трансцендентальное Означаемое" — порождение "западной
логоцентрической традиции" стремящейся но всем найти
Порядок и смысл, во всем отыскать первопричину (или, как
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 282
Выражается философ, навязать смысл и упорядоченность всему
на что направлена мысль человека).
В частности, вся восходящая к гуманистам традиция работь
С текстом выглядит в глазах Дерриды как порочная практика
насильственного "овладения" текстом, рассмотрения его кап
Некоторой замкнутой в себе ценности, — практика, вызванная
Ностальгией по утерянным первоисточникам и жаждой обрете-
Ния истинного смысла. Понять текст для них означало
"овладеть" им, "присвоить" его, подчинив его смысловым
Стереотипам, господствовавшим в их сознании. В каждом
анализируемом тексте Деррида ищет "неопределенности"
места "провала" или "слабости аргументации" где текст начи-
Нает противоречить сам себе. Собственно исследованием меха-
низма "информационных помех" "блокирования процесса
понимания" и занята деконструктивистская критика, заложив-
Шая основы аналитич. практики, подхваченной затем постмо-
дернистами. Причем на первый план здесь выступает не столь-
Ко специфика понимания читаемых текстов, сколько природа
Человеческого непонимания как такового: выявить и продемон-
стрировать "неизбежность" ошибки в принципе любого пони-
Мания, в том числе и того, к-рое предлагает сам критик, —
Сверхзадача подобного анализа.
Для характеристики познавательного скептицизма постмо-
Дернистского сознания, явившегося в свою очередь следствием
"затянувшегося эпистемологического кризиса", англ. литерату-
ровед К. Брук-Роуз применяет метафору "мертвая рука", имея
В виду юридич. термин, означающий владение недвижимостью