Принципиально то, что пробуждаются те компоненты опыта, к

к-рым текст отсылает в наст, время. Так же как "новая крити-

ка" в русле "объективной парадигмы" призывает к тщатель-

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 281

ному прочтению текста, "субъективная критика" Блейха

Призывает к полному отклику на него.

Е. А. Цурганова

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ — англ.

EPISTEMOLOGICAL UNCERTAINTY — наиболее характерная

Мировоззренческая категория постмодернистского сознания. В

Работах теоретиков постмодернизма ее возникновение связы-

Вается с кризисом веры во все ранее существовавшие ценности

(так наз. "кризис авторитетов"), хотя на первое место в их

аргументации, как правило, выходит "крах" научного детерми-

Низма как основного принципа, на фундаменте к-рого естест-

Венные науки создавали картину мира, где безоговорочно

Царила идея всеобщей причинной материальной обусловленно-

Сти природных, общественных и психич. явлений. С отказом от

Принципа детерминизма связана и постоянная критика теорети-

Ками постмодернизма и постструктурализма традиций западно-

Европ. рационализма. В этом отношении они является продол-

жателями той "разоблачительной" критики всех феноменов

Общественного сознания как сознания буржуазного, которая

Была начата теоретиками Франкфуртской школы

(Т. В. Адорно, М. Хоркхаймер и В. Беньямином) и стреми-

Лась выявить сущностный, хотя и неявный иррационализм

Претендующих на безусловную рациональность философских

Построений и доказательств здравого смысла, лежащих в осно-

ве "легитимации" — самооправдания зап. культуры последних

Столетий.

Культурологич. (и худож.-литературный) аспект этой кри-

Тики был осуществлен в трудах М. Фуко и Ж. Дерриды. Так,

например, основная цель исследований Фуко — выявление

"исторического бессознательного" разл. эпох начиная с Возро-

Ждения и по X X в. включительно. Своего апогея этот дух

Познавательного скептицизма достиг у Дерриды и проявился в

Критике традиционных семиотич. концепций, доказывая нена-

Дежность любого способа знакового обозначения. С точки

зрения франц. ученого, все постулируемые наукой "законы и

правила" существования "мира вещей" на самом деле якобы

Отражают всего лишь желание человека во всем увидеть некую

"Истину" в действительности же это не что иное, как

"Трансцендентальное Означаемое" — порождение "западной

логоцентрической традиции" стремящейся но всем найти

Порядок и смысл, во всем отыскать первопричину (или, как

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 282

Выражается философ, навязать смысл и упорядоченность всему

на что направлена мысль человека).

В частности, вся восходящая к гуманистам традиция работь

С текстом выглядит в глазах Дерриды как порочная практика

насильственного "овладения" текстом, рассмотрения его кап

Некоторой замкнутой в себе ценности, — практика, вызванная

Ностальгией по утерянным первоисточникам и жаждой обрете-

Ния истинного смысла. Понять текст для них означало

"овладеть" им, "присвоить" его, подчинив его смысловым

Стереотипам, господствовавшим в их сознании. В каждом

анализируемом тексте Деррида ищет "неопределенности"

места "провала" или "слабости аргументации" где текст начи-

Нает противоречить сам себе. Собственно исследованием меха-

низма "информационных помех" "блокирования процесса

понимания" и занята деконструктивистская критика, заложив-

Шая основы аналитич. практики, подхваченной затем постмо-

дернистами. Причем на первый план здесь выступает не столь-

Ко специфика понимания читаемых текстов, сколько природа

Человеческого непонимания как такового: выявить и продемон-

стрировать "неизбежность" ошибки в принципе любого пони-

Мания, в том числе и того, к-рое предлагает сам критик, —

Сверхзадача подобного анализа.

Для характеристики познавательного скептицизма постмо-

Дернистского сознания, явившегося в свою очередь следствием

"затянувшегося эпистемологического кризиса", англ. литерату-

ровед К. Брук-Роуз применяет метафору "мертвая рука", имея

В виду юридич. термин, означающий владение недвижимостью

Наши рекомендации