Философии, сменилось разработкой комплекса проблем, свя-
занных с отношением "автор — произведение — читатель"
По-новому актуальными для амер. критики становятся европ.
По своему происхождению разновидности рецептивной эсте-
тики, занимающейся анализом отношений "произведение —
читатель" и Женевской школы, выявляющей отношение "автор
— произведение" В США в русле феноменологич. методо-
Логии существуют три школы: рецептивная критика, или
Школа реакции читателя; критика сознания; школа кригциков
Буффало. Предметом исследования в данных лит.-критич.
Школах выступают феномены сознания. Ценность феномено-
Логич. установок для психологич. изучения литературы состоит
В том, что они позволяют выявить сущности психич. актов и
Рассматривают любой психологич. феномен а связи со всей
Структурой человеческого сознания.
Между этими школами наблюдаются, однако, существенные
различия, и прежде всего в плане основной концепции —
отношения "читатель — текст" Критики сознания рассматри-
Вают текст как воплощение сознания автора, к-рое мистически
Разделяется восприимчивым читателем. Критики школы Буф-
Фало утверждают, что читатель бессознательно оформляет и
Детерминирует текст в соответствии со своей индивидуально-
Стью. Рецепционисты рассматривают текст в качестве своеоб-
разного "контролера" процесса откликов читателя. Непринци-
Пиальность расхождений снимается убежденностью в том, что
Любые характеристики произв. следует выводить из деятельно-
Сти познающего субъекта. Все разновидности феноменологич.
Критики подчеркивают активную роль читателя как субъекта
Эстетич. восприятия.
Е. А. Цурганова
"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" — англ. Black aesthetics — поня-
тие, призванное определить границы и содержание черного иск-
Ва в США и включающее в себя все виды лит. деятельности —
От поэзии, прозы, драматургии до лит. критики.
"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 273
"Гарвардская энциклопедия американских этнических групп"
(1980) насчитывает в наст, время в США 106 разл. этнич. мень-
Шинств. Проблема этничности находится в центре внимания
Возрастающего с каждым годом числа новых книг и журналов,
Конференций и дискуссий, организаций и комиссий, антологий и
учебных пособий, исследовательских проектов, университетских
Программ и центров, изучающих этнические группы в Америке.
Вопреки ожиданиям, иммигранты не ассимилировались с
"ядром" англо-саксонского об-ва, не адаптировали главный поток
Его ценностей и норм, а сохранили верность и всячески поддержи-
Вали связи с национальной историей, религией, языком, обычаями.
Существенно отличались от добровольных иммигрантских
Общностей те группы, к-рые оказались в Америке в результате
Колониализациии, заняв самую низкую ступень в стратифициро-
Ванной социальной структуре и став объектом репрессий. Среди
Таких меньшинств — афро-американцы, выходцы из Азии,
чикано, амер. индейцы и пуэрториканцы. Проблемы "внутреннего
колониализма" со всей остротой были поставлены радикально
Настроенными негритянскими художниками, учеными и общест-
Венными деятелями в годы черного освободительного движения в
Ые годы. Наиболее результативными оказались усилия
Афро-американцев, сумевших добиться включения в программы
Амер. ун-тов исследований своей специфической проблематики.
Черное освободительное движение достигло кульминации в 1976
Г., когда был создан Национальный Совет черных исследований
(NCBS). Основной целью его и движения в целом была потреб-
Ность дать анализ и документировать историч. опыт черного
Населения США в борьбе за конструктивные социальные переме-
Ны.
Еще со времен, предшествующих гражданской войне, обнару-
Живали себя две тенденции в мироощущении черного населения
Америки. Некоторые лидеры, например, Мартин Делани, пропа-
гандировали черный национализм, тогда как другие, например,
Фредерик Дуглас, призывали к социальным реформам и интегра-
Ции. В период первой мировой войны сторонником первой тенден-
Ции был Маркус Гарви; второй линии придерживались Букер
Вашингтон и Вильям Дюбуа. В разгар черного освободительного
Движения обе эти тенденции были налицо. Две главные фазы
Борьбы негров после второй мировой войны: движение за граж-