Философии, сменилось разработкой комплекса проблем, свя-

занных с отношением "автор — произведение — читатель"

По-новому актуальными для амер. критики становятся европ.

По своему происхождению разновидности рецептивной эсте-

тики, занимающейся анализом отношений "произведение —

читатель" и Женевской школы, выявляющей отношение "автор

— произведение" В США в русле феноменологич. методо-

Логии существуют три школы: рецептивная критика, или

Школа реакции читателя; критика сознания; школа кригциков

Буффало. Предметом исследования в данных лит.-критич.

Школах выступают феномены сознания. Ценность феномено-

Логич. установок для психологич. изучения литературы состоит

В том, что они позволяют выявить сущности психич. актов и

Рассматривают любой психологич. феномен а связи со всей

Структурой человеческого сознания.

Между этими школами наблюдаются, однако, существенные

различия, и прежде всего в плане основной концепции —

отношения "читатель — текст" Критики сознания рассматри-

Вают текст как воплощение сознания автора, к-рое мистически

Разделяется восприимчивым читателем. Критики школы Буф-

Фало утверждают, что читатель бессознательно оформляет и

Детерминирует текст в соответствии со своей индивидуально-

Стью. Рецепционисты рассматривают текст в качестве своеоб-

разного "контролера" процесса откликов читателя. Непринци-

Пиальность расхождений снимается убежденностью в том, что

Любые характеристики произв. следует выводить из деятельно-

Сти познающего субъекта. Все разновидности феноменологич.

Критики подчеркивают активную роль читателя как субъекта

Эстетич. восприятия.

Е. А. Цурганова

"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" — англ. Black aesthetics — поня-

тие, призванное определить границы и содержание черного иск-

Ва в США и включающее в себя все виды лит. деятельности —

От поэзии, прозы, драматургии до лит. критики.

"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 273

"Гарвардская энциклопедия американских этнических групп"

(1980) насчитывает в наст, время в США 106 разл. этнич. мень-

Шинств. Проблема этничности находится в центре внимания

Возрастающего с каждым годом числа новых книг и журналов,

Конференций и дискуссий, организаций и комиссий, антологий и

учебных пособий, исследовательских проектов, университетских

Программ и центров, изучающих этнические группы в Америке.

Вопреки ожиданиям, иммигранты не ассимилировались с

"ядром" англо-саксонского об-ва, не адаптировали главный поток

Его ценностей и норм, а сохранили верность и всячески поддержи-

Вали связи с национальной историей, религией, языком, обычаями.

Существенно отличались от добровольных иммигрантских

Общностей те группы, к-рые оказались в Америке в результате

Колониализациии, заняв самую низкую ступень в стратифициро-

Ванной социальной структуре и став объектом репрессий. Среди

Таких меньшинств — афро-американцы, выходцы из Азии,

чикано, амер. индейцы и пуэрториканцы. Проблемы "внутреннего

колониализма" со всей остротой были поставлены радикально

Настроенными негритянскими художниками, учеными и общест-

Венными деятелями в годы черного освободительного движения в

Ые годы. Наиболее результативными оказались усилия

Афро-американцев, сумевших добиться включения в программы

Амер. ун-тов исследований своей специфической проблематики.

Черное освободительное движение достигло кульминации в 1976

Г., когда был создан Национальный Совет черных исследований

(NCBS). Основной целью его и движения в целом была потреб-

Ность дать анализ и документировать историч. опыт черного

Населения США в борьбе за конструктивные социальные переме-

Ны.

Еще со времен, предшествующих гражданской войне, обнару-

Живали себя две тенденции в мироощущении черного населения

Америки. Некоторые лидеры, например, Мартин Делани, пропа-

гандировали черный национализм, тогда как другие, например,

Фредерик Дуглас, призывали к социальным реформам и интегра-

Ции. В период первой мировой войны сторонником первой тенден-

Ции был Маркус Гарви; второй линии придерживались Букер

Вашингтон и Вильям Дюбуа. В разгар черного освободительного

Движения обе эти тенденции были налицо. Две главные фазы

Борьбы негров после второй мировой войны: движение за граж-

Наши рекомендации