Зкзистенциальную ориентацию в исследовании лит. творчества
в кн. "Время как воображение поэта" (1939). Монография
В. Кайзера "Произведение словесного искусства" (1938)
Продолжила исследования литературы в этом направлении.
Дж. Пфайфер, популизатор творчества Хайдеггера, Ясперса и
М. Гейгера, в дисс. 1931 г. дал определение феноменологич.
Семантич. метода исследования.
Осн. принципом германского феноменолого-
Экзистенциалистского подхода к литературе является рассмот-
рение худож. произв. как замкнутого в себе и "совершенного"
Выражения человеком своих представлений. Согласно этой
Концепции, произв. иск-ва выполняет свое назначение самим
Фактом своего существования, оно вскрывает основы человече-
Ского существования. Указывается, что произв. иск-ва не
Должно и не может иметь иной цели, кроме онтологическо-
Эстетической. Отличит, чертой франц. философов иск-ва явля-
Ется то, что они придерживаются более строгой в научн. отно-
Шении методологии и гораздо более рациональны в подходе к
Произв. иск-ва (М. Дюфренн, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-
Понти).
Методологич. принципы феноменологич. анализа лит. про-
Изв. базируются на утверждении, что Ф. — дескриптивный
Научный метод, рассматривающий феномен вне контекста,
Исходя из него самого. Сложные феномены препарируются на
Отдельные составные части, уровни, пласты, тем самым выявля-
Ется структура феномена. Феноменологич. описание и раскры-
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 271
Тие структуры составляет первую методологич. ступень в
Исследовании лит. произв. Дескриптивный и структурный
Анализ приводят феноменологов к онтологич. исследованию
Феномена, к-рый останавливает познание на себе самом. При-
Менение онтологии в лит. исследованиях составляет второй
Важнейший аспект феноменологич. подхода к литературе.
Третий существенный вопрос феноменологич. подхода связан с
Выявлением отношения произв. иск-ва к реальности, т. е. с
Выявлением роли причинности в феноменологич. концепции
Произв. иск-ва.
Метод выявления слоев в феноменологич. описании и был
впервые использован Гуссерлем, построившим "модель" по-
Слойной структуры воспринимаемого сознанием объекта, сущ-
Ность к-рой состоит в том, что ее слои, представляя каждый в
Отдельности независимую единицу, вместе создают целостную
Структуру. Р. Ингарден применил этот принцип к лит. произв.
Именно ученые-феноменологи первыми подошли к исследова-
Нию структуры произв. иск-ва, т. е. применили методологию,
Используемую впоследствии структурализмом. Некоторые
восточноевроп. ученые (3. Константинович, Г Вайда) настаи-
Вают на рассмотрении феноменологич. метода исследования как
На германском эквиваленте рус. формализма и англо-амер.
"новой критики" (170). Наиболее широкое распространение
Получила идея о том, что феноменологич. метод рассматривает
Произв. иск-ва как единое целое. Все, что можно выяснить о
Произв., заключено в нем самом, оно несет свою самостоятель-
Ную ценность, имеет автономное существование и построено по
Собств. законам.
Экзистенциалистский вариант феноменологич. метода, ба-
Зирующийся на тех же принципах, отличается лишь тем, что
Выделяет внутренний опыт работы интерпретатора произв.,
подчеркивает его "параллельное течение" с произв., его творч.
Способности, необходимые для анализа произв. иск-ва. Фено-
Менологич. метод рассматривает произв. вне процесса реально-
сти, отъединяет его от сферы реальности и "ставит в скобки" не
Только действительность, существующую вне сознания, но
Также субъективную психологич. реальность сознания худож-
ника с целью приближения к "чистому" (трансцендентному)
Сознанию и чистому феномену (сущности).
В США с начала 70-х годов наблюдается постепенная, но яв-
Но ощутимая смена ориентации от неопозитивистской модели
Познания к феноменологич. Обращение к феномено-логич.
272 "ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА'
Методологии, постулирующей неразрывность субъекта и объек-
Та в акте познания, объяснялось стремлением предложить нечто
новое по сравнению с традиционными приемами "новой крити-
ки" Рассмотрение худож. произв. как объекта, существующего
Независимо от его создателя и воспринимающего его субъекта,
Под влиянием пересмотра субъектно-объектных отношений в