ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — англ. PHENOMENOLOGY, нем.

PHANOMENOLOGIE, фр. PHENOMENOLOGIE — одно из наибо-

Лее влиятельных философских течений X X столетия. Основа-

Тель феноменологии — нем. философ-идеалист, математик

Эдмунд Гуссерль (1859—1938), стремившийся превратить

философию в "строгую науку" посредством феноменологич.

Метода. Его ученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин

Хайдеггер, Роман Ингарден внедрили феноменологич. принци-

Пы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстети-

Ку, литературоведение. Феноменологич. школы в литературо-

Ведении во второй половине X X в. представляют не меньший

Интерес, чем в первые два его десятилетия, когда стало воз-

Можным выявление их в иск-ве и худож. практике. Ф. близок

Экзистенциализм, к-рый, став наиболее влиятельным направле-

Нием в западноевроп. культуре после второй мировой войны, в

Той же мере основывался на феноменологии Гуссерля, как и на

Философии Кьеркегора.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 269

Согласно определению Гуссерля, Ф. обозначает дескрип-

Тивный философский метод, установивший в конце прошлого

столетия априорную психологич. дисциплину, оказавшуюся

Способной создать базис для построения всей эмпирич. психо-

Логии. Кроме того, он считал Ф. универсальной философией, на

Основе к-рой может быть произведена методологич. ревизия

Всех наук. Гуссерль полагал, что его метод является ключом к

Познанию сущности вещей. Он не разделял мир на явление и

Сущность. Анализируя сознание, он исследовал субъективное

Познание и его объект одновременно. Для Ф. Гуссерля не

существовало дуализма "внешней" и "внутренней" реальности.

Объект — это активность самого сознания; форма этой актив-

Ности — интенциональный акт, интенционалъностъ. Интен-

Циональность — конституирование объекта сознанием —

Ключевая концепция Ф.

Первая попытка применить Ф. к философии иск-ва и лите-

Ратуроведению была предпринята В. Конрадом в 1908 г. Кон-

Рад считал предметом феноменологич. исследования

"эстетический объект" и отграничивал его от объектов физиче-

Ского мира. Системное развитие феноменологич. эстетика

Получила в раб. Рудольфа Одебрехта и Морица Гейгера в

Конце 20-х годов. Своей задачей они ставили исследование

Интенционального эстетич. опыта чистого сознания, к-рое не

Является сознанием отдельного индивидуума, а имеет трансцен-

Дентный характер и познает эстетич. ценности непосредствен-

Но. Произведение иск-ва для них — интенциональный объект

Эстетического опыта.

Следующая важная ступень в истории Ф. — деятельность

Польск. ученого Р. Ингардена. В качестве объекта исследова-

Ния Ингарден выбрал лит. произв., интенциональный характер

К-рого, в соответствии с теорией Гуссерля, он считал очевид-

Ным. Интересы Ингардена фокусировались гл. образом на

Способе существования произв. иск-ва, созданного интенцио-

Нально. Ингарден стремился показать, что структура лит.

Произв. есть одновременно способ его существования и его

Сущность (библ. к ч. I, 193-196).

Для экзистенциалистского варианта феноменологич. подхо-

Да к литературе характерно перенесение акцента с

"трансцендентной субъективности" на "человеческое существо-

вание" Ф. в своем гуссерлианском варианте стремилась быть

Наукой. Экзистенциалисты, и прежде всего Хайдеггер, зачас-

Тую подменяли традицию логич. методологич. исследований

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Интуитивными выкладками. Наиболее значит. кн.

М. Хайдеггера "Бытие и время" 1927 (102) оказала заметное

Влияние на франц. экзистенциализм. Если феноменологическая

Редукция Гуссерля, дававшая возможность исследовать

"чистые сущности" данные в трансцендентном сознании, вела

Его к чистому сознанию, сущностью к-рого был конституитив-

Ный акт, интенциональность, то Хайдеггер обратил чистое

сознание в тип экзистенциального "примитивного сознания"

Однако его метод базируется не на архетипной психологии

К. Юнга, а на иррационально-мистич. понимании интуиции.

К. Ясперс имел отдаленный контакт с теорией иск-ва и ли-

тературы. Он рассматривал вопросы иск-ва на трех уровнях:

Спиритуально - психологическом, экзистенциально - метафи -

Зическом и универсально-логическом. Именно на этом послед-

Нем уровне возникали проблемы яз. иск-ва и литературы.

Э. Штайгер наиболее полно использовал феноменолого-

Наши рекомендации