ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — англ. PHENOMENOLOGY, нем.
PHANOMENOLOGIE, фр. PHENOMENOLOGIE — одно из наибо-
Лее влиятельных философских течений X X столетия. Основа-
Тель феноменологии — нем. философ-идеалист, математик
Эдмунд Гуссерль (1859—1938), стремившийся превратить
философию в "строгую науку" посредством феноменологич.
Метода. Его ученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин
Хайдеггер, Роман Ингарден внедрили феноменологич. принци-
Пы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстети-
Ку, литературоведение. Феноменологич. школы в литературо-
Ведении во второй половине X X в. представляют не меньший
Интерес, чем в первые два его десятилетия, когда стало воз-
Можным выявление их в иск-ве и худож. практике. Ф. близок
Экзистенциализм, к-рый, став наиболее влиятельным направле-
Нием в западноевроп. культуре после второй мировой войны, в
Той же мере основывался на феноменологии Гуссерля, как и на
Философии Кьеркегора.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 269
Согласно определению Гуссерля, Ф. обозначает дескрип-
Тивный философский метод, установивший в конце прошлого
столетия априорную психологич. дисциплину, оказавшуюся
Способной создать базис для построения всей эмпирич. психо-
Логии. Кроме того, он считал Ф. универсальной философией, на
Основе к-рой может быть произведена методологич. ревизия
Всех наук. Гуссерль полагал, что его метод является ключом к
Познанию сущности вещей. Он не разделял мир на явление и
Сущность. Анализируя сознание, он исследовал субъективное
Познание и его объект одновременно. Для Ф. Гуссерля не
существовало дуализма "внешней" и "внутренней" реальности.
Объект — это активность самого сознания; форма этой актив-
Ности — интенциональный акт, интенционалъностъ. Интен-
Циональность — конституирование объекта сознанием —
Ключевая концепция Ф.
Первая попытка применить Ф. к философии иск-ва и лите-
Ратуроведению была предпринята В. Конрадом в 1908 г. Кон-
Рад считал предметом феноменологич. исследования
"эстетический объект" и отграничивал его от объектов физиче-
Ского мира. Системное развитие феноменологич. эстетика
Получила в раб. Рудольфа Одебрехта и Морица Гейгера в
Конце 20-х годов. Своей задачей они ставили исследование
Интенционального эстетич. опыта чистого сознания, к-рое не
Является сознанием отдельного индивидуума, а имеет трансцен-
Дентный характер и познает эстетич. ценности непосредствен-
Но. Произведение иск-ва для них — интенциональный объект
Эстетического опыта.
Следующая важная ступень в истории Ф. — деятельность
Польск. ученого Р. Ингардена. В качестве объекта исследова-
Ния Ингарден выбрал лит. произв., интенциональный характер
К-рого, в соответствии с теорией Гуссерля, он считал очевид-
Ным. Интересы Ингардена фокусировались гл. образом на
Способе существования произв. иск-ва, созданного интенцио-
Нально. Ингарден стремился показать, что структура лит.
Произв. есть одновременно способ его существования и его
Сущность (библ. к ч. I, 193-196).
Для экзистенциалистского варианта феноменологич. подхо-
Да к литературе характерно перенесение акцента с
"трансцендентной субъективности" на "человеческое существо-
вание" Ф. в своем гуссерлианском варианте стремилась быть
Наукой. Экзистенциалисты, и прежде всего Хайдеггер, зачас-
Тую подменяли традицию логич. методологич. исследований
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Интуитивными выкладками. Наиболее значит. кн.
М. Хайдеггера "Бытие и время" 1927 (102) оказала заметное
Влияние на франц. экзистенциализм. Если феноменологическая
Редукция Гуссерля, дававшая возможность исследовать
"чистые сущности" данные в трансцендентном сознании, вела
Его к чистому сознанию, сущностью к-рого был конституитив-
Ный акт, интенциональность, то Хайдеггер обратил чистое
сознание в тип экзистенциального "примитивного сознания"
Однако его метод базируется не на архетипной психологии
К. Юнга, а на иррационально-мистич. понимании интуиции.
К. Ясперс имел отдаленный контакт с теорией иск-ва и ли-
тературы. Он рассматривал вопросы иск-ва на трех уровнях:
Спиритуально - психологическом, экзистенциально - метафи -
Зическом и универсально-логическом. Именно на этом послед-
Нем уровне возникали проблемы яз. иск-ва и литературы.
Э. Штайгер наиболее полно использовал феноменолого-