Истинного содержания тексту возникает лишь в языковых
Паузах. Различие между внутренним и внешним является, т. о.,
Продуктом языка. Озарение, внутреннее постижение объекта
Полностью заменяет язык. Читатель выявляет смысл произв. в
Результате внутреннего видения, вызванного внешним проявле-
Нием текста.
Точно так же, как при чтении читатель выходит у Фиша за
Рамки языка и поднимается на более высокий уровень субъек-
Тивности, когда все, что было снаружи, помещается внутрь его,
Точно так же критик-Фиш в свете им самим созданной системы
Созерцает свой собств. процесс интерпретации. Не существу-
Ет выбора между объективностью и интерпретацией, но есть
Выбор между осознанной и еще не осознанной интерпретацией.
Именно эту осознанность он утверждает для себя.
Е. А. Цурганова
РИЗОМА — фр. RHIZOME — специфич. форма корневища,
Не обладающая четко выраженным центральным подземным
Стеблем. Термин постструктурализма и постмодернизма,
разработан в кн. Ж. Делеза и Ф. Гваттари "Ризома" (1974)
(61). Введен франц. исследователями в противовес понятию
Структура как четко систематизированному и иерархически
Упорядочивающему принципу организации природных, соци-
Альных, научно-логич. и культурных явлений.
Используя метафору Р., Делез и Гваттари попытались дать
Представление о взаимоотношении различий как о запутанной
Корневой системе, в к-рой неразличимы отдельные отростки, и
Побеги и волоски к-рой, регулярно отмирая и заново отрастая,
Находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей
средой, что якобы "парадигматически" соответствует совр.
Положению действительности. Р. вторгается в чужие эволюци-
онные цепочки и образует "поперечные связи" между
"дивергентными" линиями развития. Она порождает несистем-
Ные и неожиданные различия, неспособные четко противопос-
Тавляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо
признака. Тем самым, концепция "различия" теряет свое онто-
Логич. значение, к-рое оно имело в доктрине структурализма,
Символизируя собой принцип бинаризма. На этом основании
Делез и Гваттари постулируют тождество "плюрализм-
монизм", объявляя его "магической формулой", где различие
СУБЪЕКТИВНАЯ КРИТИКА 263
Поглощается недифференцированной целостностью и утрачива-
Ет свой маркированный характер.
Примечательно, что Р. стала рассматриваться как эмблема -
Тич. фигура худож. практики постмодернизма. В частности,
Итал. теоретик постмодернизма У Эко, создавший самый
популярный и "эталонный" образец постмодернистского романа
"Имя розы" (1980) и написавший не менее известное к нему
послесловие "Заметки к роману "Имя розы" (1983), охаракте-
Ризовал Р. как прообраз символич. лабиринта, характерный для
Менталитета постмодернизма, и отметил, что руководствовался
Этим образом, когда создавал свое произв.
И. П. Ильин
СУБЪЕКТИВНАЯ КРИТИКА — англ. SUBJECTIVE
CRITICISM — понятие школы критиков Буффало, введено
Д. Блейхом. С. К. "утверждает, что наиболее сильные челове-
Ческие побуждения заключены в его стремлении понять себя, и
Простейший путь к этому пониманию — осознание собственной
Языковой системы как посредника сознания и средства самовы-
ражения" (48, с. 43). С. К. фиксирует тенденцию превращения
феноменологич. критики в вариант "психологического структу-
рализма", подчеркивает мысль о том, что ментальное функцио-
Нирование в целом находится в непосредственной зависимости
от языка. "Речь есть символическая трансформация опыта
человека" Понять язык человека значит понять его ум. В акте
Лит. критики исследователь манифестирует себя. Здесь ощути-
ма полемика с "новой критикой", рассматривающей язык лишь
Как медиум.
Блейх осознает трудности, состоящие в том, что язык явля-
Ется одновременно и объектом знания, и средством его выра-
жения. Различие между "символизацией" и "ресим-
волизацией" (см. субъективная парадигма) определяется им
Как различие между использованием языка как простой денота-
ции и суждением; "идея ресимволизации — это одновременно
объяснение языка и объяснение объяснения" Из всех способов
Символич. выражения язык требует наименьшего специального
Интерпретационного мастерства. Отклик читателя — это