Сторонники рецептивной эстетики выступают против
"объективной" методологии формалистич. и структуралистской
критики и поддерживают "субъективные" методы феноменологич.
Философии и психологии. Они исходят из утверждения, что в
Сознании человека существуют структуры, предопределяющие
Характер его восприятия и тем самым активно модифицирующие
Его представления об объектах. Произв. локализуется в сознании
Читателя в процессе чтения. Цель амер. Р. К. — точное описание
Последовательно развивающегося во времени восприятия читате-
Лем текста в процессе чтения, т. е. фиксация откликов сознания
Читателя в акте чтения. В противовес формалистич. неокритич.
Идее о произв. иск-ва как автономном объекте Р. К. вводит
Представление о лит. произв. как о процессе, создающемся в акте
Восприятия посредством чтения. Произв. получает свое значение
Лишь в результате взаимодействия печатного текста с работой
Воспринимающего его сознания читателя.
Рецептивная критика 259
С. Фиш видит смысл лит. произв. не в той информации, к-
рую читатель получает при ассимиляции "референтного поля"
Произв. (т. е. поля соотнесения его с реальной действительно-
Стью) или при нахождении обозначающего, соответствующего
Каждому обозначаемому, но в том впечатлении, к-рое возникает
У читателя в процессе чтения, в той деятельности, к-рую вызы-
Вает у него язык произведения. Критику следует сосредото-
Читься на форме этого впечатления; предметом описания долж-
на стать "структура читательского впечатления, а не какая-либо
другая" Когда читатель сталкивается с трудным для понимания
Или допускающим различные толкования текстом, он просто
"заставляет" его что-то обозначать. Сам процесс чтения стано-
Вится т. о. обозначающим, к к-рому читатель-критик должен
Подыскать обозначаемое. Приняв эту точку зрения, критик
Перестает относиться к лит. произв. как к чему-то законченно-
Му, обладающему определенной формой.
С. Фиш считает, что если значение произв. локализуется в
Читательском восприятии и непосредственно связано с опытом
Читающего субъекта, то форма произв. есть форма этого вос-
Приятия. Положение о дуализме формы и содержания сменяет-
ся у Фиша "монистическим" утверждением, согласно к-рому
Читательское восприятие значению форме. С. Фиш на-
Стаивает на временном принципе формы, равно как и значения
Произв.: значение и форма совпадают во времени с читатель-
Ским восприятием.
Сосредотачивая внимание на эффектах, возникающих в про-
цессе чтения, производя "анализ последовательных реакций
читателя на слова по мере их появления во времени" (76, с.
Аффективный стилист якобы может избежать основной
Ошибки, к-рая свойственна формалистич. подходу, а именно,
ошибки превращения "временного опыта в пространственный"
Этим утверждением С. Фиш пытается опровергнуть неокри-
Тич. концепцию пространственной формы. Ретроспективная
Объективация лит. композиции для него — иллюзия, поскольку
произв. как бы "исчезает" в читательском восприятии. "В
Основе метода лежит анализ временного потока возникающих
При чтении впечатлений, при этом имеется в виду, что читатель
Реагирует именно на этот поток, а не на все высказывание в
целом" (76, с. 127). Вместо окончательной ретроспективной
Оценки прочитанного произв. к-рая служила исследователям
Др. направлений основой для последующих критич. размышле-
Ний, Фиш предлагает опираться на постоянно меняющийся
РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА
Результат сознания, что именно и характеризует всякий процесс
Чтения. Фиш полагает, что отклик читателя на произв. возника-
ет внутри "регулирующего организующего механизма, к-рый
предшествует вербальному опыту" (76, с. 143). Этот механизм
Он понимает как систему внутренних правил, позволяющих
Читателю приписывать семантич. значение каждой лексич.
Единице текста в соответствии с собственным контекстом.
Однако и этот контекст, т. е. жизненный опыт писателя, вклю-
Чая сумму его знаний, Фиш интерпретирует прежде всего как
"запас языкового опыта" к-рый только один и определяет
Возможность выбора и, следовательно, ответа. Т о., временной
Характер процесса чтения, к-рый при поверхностном рассмот-