Эстетике и литературной критике.

П. как направление в совр. литературной критике (основные

Теоретики: франц. Ж.-Ф. Лиотар, амер. И. Хассан,

Ф. Джеймсон, голл. Д. В. Фоккема, Т. Д ан, англ. Дж. Батлер,

Д. Лодж и др.) (130, 131, 132, 97, 99, 115, 80, 71, 54, 129)

Опирается на теорию и практику постструктурализма и декон-

Структивизма и характеризуется прежде всего как попытка

Выявить на уровне организации худож. текста определенный

Мировоззренческий комплекс специфич. образом эмоционально

Окрашенных представлений. Основные понятия, к-рыми опериру-

ют сторонники этого направления: "мир как хаос" и постмодерни-

стская чувствительность, "мир как текст" и "сознание как

текст" интертекстуальность, "кризис авторитетов" и эписте-

Мологическая неуверенность, авторская маска, двойной код и

"пародийный модус повествова-ния", пастиш, противоречивость,

Дискретность, фрагментарность повествования (принцип нонсе-

леки,ии)у "провал коммуникации" (или в более общем плане —

"коммуникативная затрудненность"), метарассказ.

В работах теоретиков П. были радикализированы гл. посту-

Латы постструктурализма и деконструктивизма и предприняты

Попытки синтезировать соперничающие общефилософские

Концепции постструктурализма с практикой Иельского декон-

Структивизма, спроецировав все на совр. иск-во. Таким обра-

Зом, П. синтезировал теорию постструктурализма, практику

Литературно-критич. анализа деконструктивизма и худож.

Практику совр. иск-ва и попытался дать этому объяснение как

"новому видению мира" Все это позволяет говорить о сущест-

Вовании специфич. постструктуралистско-декон-

Структивистско-постмодернистского комплекса общих

Представлений и установок.

ПОСТМОДЕРНИЗМ 247

Первоначально оформившись в русле постструктуралист-

Ских идей, данный комплекс стал затем развиваться в сторону

Осознания себя как философии П. Тем самым он существенно

Расширил как сферу своего применения, так и воздействия.

Если постструктурализм в своих исходных формах практически

Ограничивался относительно узкой сферой философско-

Литературных интересов, то П. сразу стал претендовать на

Выражение общей теории совр. иск-ва вообще и особой постмо-

Дернист. чувствительности, т. е. специфич. постмодернист,

Менталитета. В результате П. стал осмысляться как выражение

"духа времени" во всех сферах человеческой деятельности: иск-

Ве, социологии, философии, науке, экономике, политике и проч.

Проблема формирования П. и его функционирования в сис-

Теме совр. зап. культуры затрагивает сферу, глобальную по

Своему масштабу, поскольку касается вопросов не столько

Мировоззрения, сколько мироощущения, т. е. ту область, где на

первый план выходит не рациональная, логически оформленная

Философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне

Прочувствованная реакция совр. человека на окружающий его

Мир. При этом осмысление постструктуралистских теорий как

Концептуальной основы постмодернистской чувствительности

— факт, хронологически более поздний по сравнению с време-

Нем возникновения постструктурализма и ставший предметом

Серьезного обсуждения среди зап. философов только с середи-

Ны 80-х годов. Это новое понимание постструктурализма и

Привело к появлению философского течения П., пытающегося

Осмыслить различные аспекты постмодернистской чувстви-

Тельности (Ж.-Ф. Лиотар, А. Меджилл, В. Вельш).

Одним из последствий выхода на теоретич. авансцену фило-

Софского П. был пересмотр тех импульсов влияния, к-рые

Оказали существенное воздействие на сам факт формирования

Постструктурализма. Как собственно постмодернистский по

Своей природе стал рассматриваться такой влиятельный и

Распространенный в интеллектуальных кругах Запада феномен

(наиболее отчетливо проявившийся в последние два десятиле-

Тия и лежащий на стыке литературы, критики, философии,

лингвистики и культурологии), как феномен "поэтического

языка" или "поэтического мышления" Именно "поэтическое

мышление" и характеризуется совр. теоретиками П. как основ-

Ной, фундаментальный признак постмодернистской чувстви-

Тельности. Суть его заключается в том, что философы обраща-

Ются к самому способу худож., поэтич. постижения мысли. При

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Наши рекомендации