Зрения законов грамматики, и фразовые клише должны быть
дополнены читателем, чтобы обрести смысл ("Заблудившись в
комнате смеха" Дж. Барта); 2) семантическую несовмести-
мость ("Неназываемый" С. Беккета, "Вернитесь, доктор
Калигари" Бартелма); 3) необычное типографич. оформление
предложения ("Вдвойне или ничего" Р. Федермана). Все эти
приемы Фоккема называет формами "фрагментарного дискур-
са" отмечая, что чаще всего они встречаются в конкретной
поэзии (Ср. недавно вышедшие на рус. яз. "Тексты и коллажи"
(1993) нем. поэта Франца Мона (22).
Наиболее подробно исследователем разработан уровень
Текстовых структур литературного постмодернизма. Здесь он
Попытался объединить и упорядочить разнородную термино-
Логию, применяемую в зап. литературоведении для описания
Феномена Н. В процессе создания произв. он часто превраща-
Ется в применение комбинаторных правил, имитирующих
"математические приемы": дубликация, умножение, перечисле-
Ние. К ним, под влиянием И. Хассана и Д. Лоджа, Фоккема
Добавляет еще два приема: прерывистость и избыточность.
Тесно связанные друг с другом, все они в равной степени
Направлены на нарушение традиционной связности повествова-
ния. Например, прием избыточности, предлагающий читателю
либо наличие слишком большого количества "коннекторов"
(связующих элементов), должных привлечь его внимание к
Сверхсвязности текста, либо назойливую описательность,
Перегружающую реципиента избытком ненужной информации.
В обоих случаях это создает эффект информационного шума,
Затрудняющего целостное восприятие текста. В качестве при-
мера приводятся романы А. Роб-Грийе "Зритель",
Р. Браутигана "Ловля форели в Америке", Бартелма "Печаль"
и "Городская жизнь" Наиболее типичны примеры повествова-
тельной прерывистости, или "дискретности", в романах
Дж. Хокса "Смерть, сон и путешественник", Р. Браутигана "В
арбузном сахаре" Д. Бартелма "Городская жизнь",
К. Воннегута "Завтрак чемпионов" Р. Сьюкеника "96.6"
Л. Майклза "Я бы спас их, если бы мог", написанных в 70-е
Годы.
НОНСЕЛЕКЦИЯ
Прием пермутации — одно из гл. средств "борьбы" постмо-
Дернистского письма против литературных условностей реализ-
Ма и модернизма. Подразумевается взаимозаменяемость частей
текста (роман Р Федермана "На наше усмотрение" составлен
Из несброшюрованных страниц, и читатель волен по собствен-
Ному усмотрению выбрать порядок его прочтения); а также
Пермутация текста и социального контекста (попытка писателей
Уничтожить грань между реальным фактом и вымыслом
(романы "Бледный огонь" В. Набокова и "Бойня номер пять"
Воннегута).
Фактически, правило Н. отражает разл. способы создания
Эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагмен-
Тированного дискурса о восприятии мира как разорванного,
Отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядо-
Ченности. Позицию, близкую взглядам Фоккемы, занимает и
Англ. исследователь Д. Лодж, поскольку выдвигаемый им
Прием сквозной контрастности, или противоречивости постмо-
Дернистского текста, служит тем же целям, что и правило Н.
(129).
Оставаясь в основном на уровне формального анализа, кри-
Тик в своем определении постмодернистского письма опирается
На концепции Р. Якобсона, утверждавшего, что каждый дис-
Курс связывает одну тему с другой по принципу подобия и
Смежности, поскольку все они в определенном смысле либо
Сходны друг с другом, либо смежны во времени и пространстве
(хронотопе). Якобсон называл эти типы связи соответственно
Метафорическими и метонимическими, считая, что данные
Фигуры речи (метафора и метонимия) являются базовыми
Моделями, воплощающими суть всех речевых процессов.
Большинство дискурсов, по мнению Лоджа, сочетают в себе
оба принципа организации литературного текста или оба "типа
письма", но модернизму более свойственна метафора, а реализ-
Му — метонимия. Вместо организации письма по принципу
Сходства и смежности постмодернистское письмо ищет альтер-
Нативный принцип композиции, и Лодж выявляет шесть
"альтернатив": "противоречивость, пермутация, прерывистость,
случайность, эксцесс и короткое замыкание" (129, с. 13).