Зрения законов грамматики, и фразовые клише должны быть

дополнены читателем, чтобы обрести смысл ("Заблудившись в

комнате смеха" Дж. Барта); 2) семантическую несовмести-

мость ("Неназываемый" С. Беккета, "Вернитесь, доктор

Калигари" Бартелма); 3) необычное типографич. оформление

предложения ("Вдвойне или ничего" Р. Федермана). Все эти

приемы Фоккема называет формами "фрагментарного дискур-

са" отмечая, что чаще всего они встречаются в конкретной

поэзии (Ср. недавно вышедшие на рус. яз. "Тексты и коллажи"

(1993) нем. поэта Франца Мона (22).

Наиболее подробно исследователем разработан уровень

Текстовых структур литературного постмодернизма. Здесь он

Попытался объединить и упорядочить разнородную термино-

Логию, применяемую в зап. литературоведении для описания

Феномена Н. В процессе создания произв. он часто превраща-

Ется в применение комбинаторных правил, имитирующих

"математические приемы": дубликация, умножение, перечисле-

Ние. К ним, под влиянием И. Хассана и Д. Лоджа, Фоккема

Добавляет еще два приема: прерывистость и избыточность.

Тесно связанные друг с другом, все они в равной степени

Направлены на нарушение традиционной связности повествова-

ния. Например, прием избыточности, предлагающий читателю

либо наличие слишком большого количества "коннекторов"

(связующих элементов), должных привлечь его внимание к

Сверхсвязности текста, либо назойливую описательность,

Перегружающую реципиента избытком ненужной информации.

В обоих случаях это создает эффект информационного шума,

Затрудняющего целостное восприятие текста. В качестве при-

мера приводятся романы А. Роб-Грийе "Зритель",

Р. Браутигана "Ловля форели в Америке", Бартелма "Печаль"

и "Городская жизнь" Наиболее типичны примеры повествова-

тельной прерывистости, или "дискретности", в романах

Дж. Хокса "Смерть, сон и путешественник", Р. Браутигана "В

арбузном сахаре" Д. Бартелма "Городская жизнь",

К. Воннегута "Завтрак чемпионов" Р. Сьюкеника "96.6"

Л. Майклза "Я бы спас их, если бы мог", написанных в 70-е

Годы.

НОНСЕЛЕКЦИЯ

Прием пермутации — одно из гл. средств "борьбы" постмо-

Дернистского письма против литературных условностей реализ-

Ма и модернизма. Подразумевается взаимозаменяемость частей

текста (роман Р Федермана "На наше усмотрение" составлен

Из несброшюрованных страниц, и читатель волен по собствен-

Ному усмотрению выбрать порядок его прочтения); а также

Пермутация текста и социального контекста (попытка писателей

Уничтожить грань между реальным фактом и вымыслом

(романы "Бледный огонь" В. Набокова и "Бойня номер пять"

Воннегута).

Фактически, правило Н. отражает разл. способы создания

Эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагмен-

Тированного дискурса о восприятии мира как разорванного,

Отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядо-

Ченности. Позицию, близкую взглядам Фоккемы, занимает и

Англ. исследователь Д. Лодж, поскольку выдвигаемый им

Прием сквозной контрастности, или противоречивости постмо-

Дернистского текста, служит тем же целям, что и правило Н.

(129).

Оставаясь в основном на уровне формального анализа, кри-

Тик в своем определении постмодернистского письма опирается

На концепции Р. Якобсона, утверждавшего, что каждый дис-

Курс связывает одну тему с другой по принципу подобия и

Смежности, поскольку все они в определенном смысле либо

Сходны друг с другом, либо смежны во времени и пространстве

(хронотопе). Якобсон называл эти типы связи соответственно

Метафорическими и метонимическими, считая, что данные

Фигуры речи (метафора и метонимия) являются базовыми

Моделями, воплощающими суть всех речевых процессов.

Большинство дискурсов, по мнению Лоджа, сочетают в себе

оба принципа организации литературного текста или оба "типа

письма", но модернизму более свойственна метафора, а реализ-

Му — метонимия. Вместо организации письма по принципу

Сходства и смежности постмодернистское письмо ищет альтер-

Нативный принцип композиции, и Лодж выявляет шесть

"альтернатив": "противоречивость, пермутация, прерывистость,

случайность, эксцесс и короткое замыкание" (129, с. 13).

Наши рекомендации